Образовательная программа детского объединения "Литературное краеведение"

Автор: Адыева Валерия Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по вр
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ
Населённый пункт: с. Мишкино Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательная программа детского объединения "Литературное краеведение"
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

село Мишкино Республика Башкортостан

Образовательная программа детского объединения

«Литературное краеведение»
Ф.И.О., должность автора : Адыева Валерия Викторовна, учитель русского языка и литературы заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ с. Мишкино, ул. Мира, д.66 Мишкино-2015 Программа «Литературное краеведение» Тип программы: авторская
Направленность программы: краеведческая и литературная Характер программы: образовательная, развивающая, воспитывающая Режим занятий: 2 часа в неделю Возраст: 12-16 лет Срок реализации программы: 1 год «Литературное краеведение помогает в привычном обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают, повседневно не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме». Маранцман В.Г.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Литературное краеведение» краеведческой и литературной направленности разработана на основе: - Устава школы, образовательной программы основного общего образования и основного среднего образования МБОУ СОШ №2 с. Мишкино; - Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования; - Учебного плана на учебный год и положения о рабочей программе ФГОС. - авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М… ГОУ ЦРСДОД, 2002 г. - программы развития воспитания молодежи. - Конституции РФ. - Конвенции ООН «О правах ребенка». - Закона РФ об образовании. - Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
Направленность программы.
Формирование патриотического сознания.
Формирование гражданского поведения и правовой культуры. Формирование коммуникативной культуры. Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности. Формирование опыта социально-значимой деятельности. Поисково-исследовательская и проектная направленность программы. Воспитанники в процессе изучения определенной темы и написании исследовательских работ сталкиваются с различными материалами, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. При анализе получаемой информации работа приобретает для них важное значение, так как является своеобразной «капсулой времени», в которой они отправляют в будущее то, что им удалось узнать, описать, сравнить, проанализировать, высказать свою точку зрения. Ребята с большим интересом изучают архивные данные, открывая для себя новое, рассматривают старые фотографии, газетные подборки, беседуют с участниками изучаемых событий, прогнозируют что-либо. Результатами их работы являются сочинения, презентации, исследовательские и проектные работы, что немаловажно для понимания воспитанниками важности выполненной ими работы. Именно эти впечатления и работа и показывают значимость курса «Литературное краеведение», определяют ее
основное направление – укрепление связи

поколений, связи судьбы человека и страны в целом
. Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности, и умение работать в коллективе.
В ходе проектно-исследовательской

направленности
достигаются такие цели как: - реализация творческих способностей обучающегося; - создание ситуации успеха для конкретного ребенка; - развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, и она уже заслуживает особого внимания окружающих. Помимо прочего, программа имеет
просветительскую направленность
, которая реализуется на нескольких уровнях: Уровень занятий в объединении подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков — экскурсий.
Местный или сельский уровень включает в себя написание статей, проведение экскурсий для односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения. Районный уровень – представление ученических проектно-исследовательских работ на различных конкурсах. Основная задача данного направления – вовлечение в работу районного музея, изучению родного края значительного числа школьников, родителей, населения.
Актуальность программы
напрямую связана с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, а также ФГОС общего образования. Целью современного образования является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание такой личности во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. На современном этапе, когда произошли изменения отношений граждан России с государством и обществом, человек получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, но в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Если мы хотим построить гражданское общество и правовое государство в полном смысле этих слов, то необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование на всех этапах. Программа дополнительного образования «Литературное краеведение» призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-
патриотического воспитания. Кроме того, актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям. Часто проблема современного общества заключается в отсутствии чувства Родины у многих жителей России. За один день чувство любви к Родине не возникнет, гордость, ответственность за свою Отчизну необходимо формировать при помощи продуманной, взвешенной образовательной политики, создавать условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими. Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества. Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший и в наши дни имеет огромное значение для общества. По словам Д.С.Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины. Литературное краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.
Новизна программы
определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются коммуникативные и социальные компетентности.

Ведущая идея программы
— общая культура личности, патриотизм, гражданственность, которые должны стать важной движущей силой обучающихся, формирование национального самосознания в воспитанниках – гражданах Российского государства.
Курс программы дополнительного образования «Литературное краеведение»

призван
дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе села Мишкино, Мишкинского района, а также показать воспитанникам какую роль играют выходцы нашего района в литературе республики, страны и даже мира. Программа носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Не менее значимо литературное краеведение и для развития личности. Знание социокультурной специфики своего села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого - к сложному». При освоении знаний о своем селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.
Главной целью
программы является — систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма, а также – социализация обучающихся, формирование навыков исследовательско- проектной деятельности.
Кроме этого, преследуются следующие цели: - сформировать познавательную потребность в освоении литературного и исторического краеведческого материала; - формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ. Для достижения этого в процессе реализации программы определены:
Образовательные задачи:
- ознакомление и изучение особенностей народов, проживающих на территории района; - ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; - овладение навыками работы на ПК. - формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину; - углубление и систематизация знаний о своей семье; - воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда; - воспитание бережного отношения к природе; - воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни; - воспитание гуманизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; - воспитание речевой культуры школьников
Развивающие задачи:
- расширять знания учащихся по литературному краеведению; - развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях; - развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания. - развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.
Обучающие задачи:

-
обеспечить усвоение знаний по истории семьи, села, района, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация.
Социально-педагогические задачи:

-
сформировать у обучающихся представление о месте Мишкинского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций.
Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У. Х. Килпатрик, Коллингс и др.); технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.); технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов) поисковая деятельность; организационная деятельность - организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов; индивидуальная работа с учащимися; методическая работа - составление сценариев и разработок развлекательно- познавательных программ, творческих отчетов. Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Мишкино, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, школы, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся
в плане знакомства с историей, культурой родного края, творчеством и жизнью поэтов-земляков бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает приобрести коммуникативные умения и навыки, даёт опыт творческой деятельности.
В основу программы положены следующие принципы образования:
- природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят); - культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями); - деятельность; - личностный подход; - опора на цели, интересы.
Возраст детей
, на которых рассчитана данная программа – 12-16 лет.
Сроки реализации программы
– 1 год.
Предполагается проведение входной диагностики
в начале года в виде анкетирования («Что я знаю о селе Мишкино и Мишкинском районе?»), написание сочинения «Чего я жду от занятий в объединении».
В конце года
проводится в течение нескольких занятий защита проектных работ (выступает каждый член объединения), а также итоговое эссе «Год прожит не зря».
Формы и режим занятий:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские и проектные работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин, семинары, лекции с элементами беседы, музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий. Руководитель сам определяет форму работы по изучению края, литературы, по использовании исторической литературы и других материалов, связанных с историей и литературным наследием края.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу года
обучения учащиеся
должны знать:
-основные краеведческие термины, -стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь, культуру и быт. -расположение села и района, -краткую историю района, -названия поселений, их местонахождение, историю возникновения, достопримечательности района, -характеристику, культуру народов, проживающих на территории района - Персоналии, прославившие район (не только поэтов и писателей)
К концу года
обучения учащиеся
должны уметь:
- работать с источниками различного характера (архивы, Интернет) - подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе, - проводить проектно-исследовательскую работу, - собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал, - выступить с докладом, - провести экскурсию. - проводить опрос, анкетирование, беседу, интервьюирование - писать очерк, статью - анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию - оформлять презентации к докладам. - актуализировать краеведческие знания, накопленные в повседневной жизни, а также в учебном процессе, обобщать и оценивать их; - характеризовать жизнь и деятельность жителей, рассказывать о них, выражая свое впечатление, давая им свою оценку; - общаться с одноклассниками, односельчанами (в урочной деятельности, повседневной жизни, исследовательской работе и т.д).
Оценка результатов обучения детей:
Контроль в объединении может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, КВН, викторине, открытое занятие, сочинения- отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых
заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений. Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести изменения в процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда. Виды поощрения: Диплом, Грамота, Сертификат об окончании курса «Литературное краеведение». Участие работ в районных, республиканских и всероссийских конкурсах. Выступление на больших праздниках, конференциях.
Внешние результаты реализации программы:
– достижения ребят на районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах и чтениях; – устойчивый интерес к литературному краеведению; – увеличение направленности и разнообразия проектов;
Внутренний результат:
- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
Методические пояснения по организации занятий.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования и проектирования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисково – исследовательский метод, метод проектирования, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой
ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом. Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание. Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого. Посильной задачей в процессе реализации программы является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий, а также банка данных исследовательских работ, в которых отражается собранный материал, а также личная оценка ребенка. Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный музей, музеи села и района. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к различным областям знаний, потребности в глубоком познании мира. Дети понимают свою причастность ко всему происходившему ранее и сейчас, а также осознают необходимость сохранение того опыта, что был накоплен поколениями.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо: - кабинет или классная комната, - фонды сельской библиотеки, - фонды школьной библиотеки, - краеведческие источники, - школьный музей, - музеи села и района, - тесное сотрудничество с различными организациями, - желание детей заниматься, - создание фонотеки и видеотеки.

Оценка рисков реализации программы.
Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.
Внешние риски:
-недостаточное научное изучение исторических объектов и событий, творчества местных писателей, поэтов, художников;
Внутренние риски:
- слабая материально-техническая база; - недостаточный квалификационный уровень специалистов; - отсутствие условий хранения объектов культурного наследия.
Источниками финансирования программы «Литературное краеведение»

являются:
- самообеспечение, спонсорская помощь; - средства РОО;
Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы
: - сотрудничество с другими учреждениями дополнительного образования; - участие в общероссийских, республиканских, районных акциях, движениях, экспедициях; - использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки); - вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений), средств массовой информации; - вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.
Режим занятий.
Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 2 раза 2 часа 68 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Беседа. (1 час) Знакомство с экспонатами школьного музея. Экскурсия. (2 часа) Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Практическое занятие. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы. Тема «Поисково-исследовательская деятельность, проектно – исследовательская деятельность». (8 часов) Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов. Тема «Поэты-земляки, поэты-любители родного края». (5 часов) Теория: знакомство с жизнью и творчеством поэтов - земляков, поэтов – любителей. Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, увлекающихся творческой поэзией, сбор информации о поэтах - земляках, поиск новых книг, картин. Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий». (6 часов) Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий. Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей села и гостей школы. Тема «История школы. Истории учителей в истории школы». (6 часов) Теория: изучение истории школы, учительских династий. Практика: организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об истории школы, обработка и оформление собранного материала. Тема: «По дорогам боевой и трудовой славы». (3 часа) Теория: знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной. Практика: организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики. Тема: «История малой родины. Село Мишкино прошлых лет». (10 часов)
Теория: знакомство с историей возникновения села, бытом сельчан прошлых лет. Практика: сбор информации об истории малой родины, оформление собранного материала. Тема: «История малой родины. Населенные пункты Мишкинского района». (11 часов) Теория: знакомство с историей возникновения населенных пунктов Мишкинского района. Практика: сбор информации об истории населенных пунктов Мишкинского района, оформление собранного материала. Тема: «Этнография родного края». (10 часов) Теория: знакомство с историей, к ультурой и бытом народов, проживающих на территории Мишкинского района, их происхождение, расселение, этнической историей и их культурные взаимовлияния. Практика: сбор информации о религии, культуре, быте народов, населяющих территорию Мишкинского района, оформление собранного материала. Подведение итогов работы кружка подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка. (6 часов)
Календарно – тематическое планирование
№ п\п Дата Темы занятий Часы Теор . Практ. 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 2 Экспонаты школьного музея. Вещи, предметы быта, их история 1 3 Экспонаты школьного музея. Записи, воспоминания, летопись школы. 1 4 Моя малая Родина – село Мишкино. История далекая и близкая. 1 5 Работа по символике района. История разработки, выбор, авторы. 1 6 Народности, населяющие территорию района. Д/з: Написание статьи, очерка, рассказа о районе, его 1
символах 7 Чем славно ты, мое село? (работа по персоналиям: известные люди села) – рекомендации по проведению бесед, интервью. Д/з: подготовить индивидуальные сообщения по выбранным персоналиям. 1 8 Практикум: выступления воспитанников (на основе собранных материалов в Интернете, на основе бесед, интервью). 1 9 Практикум: выступления воспитанников (на основе собранных материалов в Интернете, на основе бесед, интервью). 1 10 Литературная карта района. Идея, история создания проекта. 1 12 Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум. 1 13 Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум. 1 14 Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и писатели-любители родного края. Практикум. 1 15 Экскурсия. Методика подготовки и проведения экскурсий (теория проведения, составление памятки проведения экскурсий) 1 16 Практикум. Экскурсия в школьном музее (написание текста, его презентация, апробация). 1 17 Виртуальный музей (знакомство с методом создания сайтов, консультация с учителями информатики). Создание презентации «Мой виртуальный музей» по направлениям. 1 18 Виртуальный музей (знакомство с методом создания сайтов, консультация с учителями информатики). Создание презентации «Мой виртуальный музей» по направлениям. 1 19 Защита проектов «Мой виртуальный музей» 1 20 История образования Мишкинского района. Посещение краеведческого музея. Д/з: эссе на тему «Образование и время - взаимосвязь» 1
21 История школы (семилетка): «Летопись школы». Знакомство с альбомами, записями, фото временного периода 52-72-х гг. Анализ полученной информации. 1 22 История школы (семилетка): Основные направления воспитательной работы в эпоху Советского союза. 1 23 История школы (СОШ № 2): «Летопись школы». Директоры, учителя, выпускники школы. Виртуальная экскурсия по сайту школы 1 24 История школы (СОШ № 2). Истории учителей в истории школы. (Знакомство с педагогами восьмилетней школы, интервьюирование, запись, составление статей по услышанному). 1 25 История школы (СОШ № 2). Истории учителей в истории школы. (Знакомство с педагогами восьмилетней школы, интервьюирование, запись, составление статей по услышанному). 1 26 По дорогам боевой и трудовой славы. «Герои Мишкинской земли» - беседа о героях Советского Союза, земляках-мишкинцах. «Афган – далекое и близкое». Знакомство с ветеранами ВОВ и «афганцами», составление вопросов, беседа, запись беседы с ними, оформление полученной информации в статью. 1 27 По дорогам боевой и трудовой славы. «Афган – далекое и близкое». Знакомство с «афганцами» - Бикбулатов Г.Г. и Фатхиннуровым В.И. 1 28 «Афган – далекое и близкое». Составление вопросов, беседа, запись беседы, оформление полученной информации в статью. Поиск информации – военкомат, Совет ветеранов. 1 29 Встреча, беседа, оформление в статью, очерк, эссэ. 1 30 Презентация работы. 1 31 История малой родины. Село Мишкино прошлых лет 1 32 Работа в краеведческом музее, в Интернете, сбор. 1 33 Посещение Администрации МР Мишкинский район, беседа с секретарем Совета МР Мишкинский район о создании и развитии района как муниципального 1
образования. 34 История создания герба, флага и гимна района. 1 35 Оформление полученной информации в электронный вариант, как заготовку для исследовательской работы 1 36 Подготовка презентаций на тем «Мой край родной- Мишкино» 1 37 История малой родины. Населенные пункты Мишкинского района. 1 38 Д.Большие Шады, д.Калмазан – история возникновения. 1 39 С. Новоторицкое - история появления и развития. 1 40 С. Чураево – барское поместье семьи Песляк. 1 41 Загадки топонимики. Работа в краеведческом музее. (по названиям населенных пунктов Мишкинского района) 1 42 Этнография родного края. Знакомство с расположением Мишкинского района. Его физико-географическое положение, население, национальности. 1 43 Народность мари. Восточные марийцы. Их отличие от луговых и горных мари. Районы побратимы в Мари Эл. Религия народа мари. Боги. Молебны. Священные рощи. 1 44 Традиции и обычаи народа мари. Аграрные календарные праздники народа мари. Их смысл Традиционная одежда мари. 1 45 Современные мари. Современные традиции, обычаи праздники мари (наблюдения и изучение относительно мари Мишкинского района). 1 46 Определение тем для проектно-исследовательской работы. Консультация по написанию работы. 1 47 Работа над введением. Определение объекта, предмета исследования, выявление актуальности, обозначение цели, определение задач, выбор методов. 1 48 Работа над основной частью: теория, практика, сопоставление, анализ. 1 49 Работа над заключением. Основные его моменты. 1 50 Татары. Религия, традиции. Обычаи, праздники. Традиционная одежда татар. 1 51 Современные татары. Современные традиции, обычаи праздники татар (наблюдения и изучение относительно 1
татар Мишкинского района). 52 Определение тем для проектно-исследовательской работы. Консультация по написанию работы. 1 53 Консультационное занятие. 1 54 Башкиры. Религия, традиции, обычаи. Праздники башкир. Традиционная одежда башкир. 1 55 Современные башкиры. Современные традиции, обычаи праздники башкир. (наблюдение и изучение относительно башкир Мишкинского района). 1 56 Определение тем для проектно-исследовательской работы. Консультация по написанию работы. 1 57 Консультационное занятие. Подготовка к защите работ. 1 58 Презентация и защита работ. 1 59 Презентация и защита работ. 1 60 Проектно – исследовательская деятельность. Определение тем для проектных работ. 1 61 Работа над брошюрами по выбранным тематикам 1 62 Работа над брошюрами по выбранным тематикам 1 63 Работа над брошюрами по выбранным тематикам 1 64 Защита проектов. 1 65 Защита проектов. 1 66 Написание эссе 1 67 Отчетное выступление – экскурсия по виртуальному музею, созданному на основе проектно исследовательских работ с приглашением ветеранов, педагогов, представителей Администрации МР Мишкинский район РБ и РОО. 1 68 Итоговое занятие. 11 57

Список литературы.

Литература для учителя:
1. Акманов И.Г. (отв. ред.) История Башкортостана: С древнейших времён до конца XIX векаУчебник для 8 кл. - Уфа: Китап, 2005 2. Асфандияров А.3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий Уфа: Китап, 2009. 3. Белоусов Д.А. Лиетатурно-краеведческией кружок в сельской шкоел: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. – М:Просвещение,1987 4. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989 5. Болтушкин В.В. Краеведение: Учебное пособие Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. 6. Валишин Р.А. (сост.) Башкортостан с с древнейших времен до наших дней PDF 7. Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. – М.: Просвещение, 1970 8. Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана Уфа: Гилем, 2012. 9. Гладкова И. Б.. Литературное краеведение: опыт изучения и применения в историко-культурологическом контексте. Дрофа.2010 г. 10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник – 4-е изд., М.,2003г. 11. Еладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблемы, взаимосвязи. / «Внешкольник», №3, 2000г. 12. Литературное краеведение в школе / сост. М.Д.Янко. – М.: Просвещение, 1976 13. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, Владос, 1994
14. Методика преподавания литературы / под ред. Р.Ф. Брандесов, Т.В Зверс. – М.: Просвещение 1985 15. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение. М. Просвещение, 1982г. 16. Психология. В.А. Крутецкий. Москва, Просвещение – 1986 г. 17. Педагогика. П.И. Педкасистый. Москва, Просвещение – 1998 г. 18. Румянцева Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности. /«Школа и производство» №3, 2010г.
Литература для воспитанников:
1. Акманов И.Г. (отв. ред.) История Башкортостана: С древнейших времён до конца XIX векаУчебник для 8 кл. - Уфа: Китап, 2005 2. Асфандияров А.3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий Уфа: Китап, 2009. 3. Болтушкин В.В. Краеведение: Учебное пособие Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. 4. Подборка газеты «Дружба» 5. Материалы краеведческой библиотеки
Интернет-ресурсы:
aplikshkolniku/avtorskaia-programma-po-literaturnomu-kraevedeniiu/ oprbtemplate/guest/partner/all_news.php?id=4&type=41 oprbtemplate/guest/partner/all_news.php?id=4&type=39 libmap.bashnl

Программа реализуется в период с 2012-2013 года, 2013-2014 года, 2014-2015,

2015-2016 учебного года.

Результаты участия обучающихся в конкурсах:

2015-2016 учебный год:
1. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и 305-летию села Мишкино - Яндуганова Анастасия, 2 место. 2. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и 305-летию села Мишкино – Адыев Нияз, 2 место. 3. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и 305-летию села Мишкино – Шамсутдинова Кристина, 2 место.
2014-2015 учебный год:
1.Региональный конкурс исследовательских работ «Сады нашего детства», г. Бирск, номинация «Ландшафтный дизайн» - Шамсутдинова Кристина 10 кл.) – 3 место. 2. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Литературное краеведение» - 2 место Андреева Диана . 3. «Дорогами Отечества» республиканский этап, номинация «Литературное краеведение» - 1 место Андреева Диана . 4. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Краеведение» - 3 место Шамсутдинова Кристина 5.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Адыев Нияз. 6.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Шамсутдинова Кристина. 7.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Шайхивалиевы Гузель и Айгуль.
8.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Чалаева Надежда и Васильева Юлия.
2013-2014 учебный год
1.Районный конкурс «Недели и туризма» презентация – 2 место (Адыев Нияз, 6 а) 2.Районный конкурс «Недели и туризма» сочинение - 2 место (Адыев Нияз, 6 а) 3. Региональный конкурс исследовательских работ «Сады нашего детства», г. Бирск, номинация «Лингвистика» - Саетгареева Эльза, Батршина Диана, 11 кл. – 1 место 4. Районный конкурс «Дорогами Отечества», номинация «История образования» - 2 место, Шамсутдинова Кристина 9 а класс 5. МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 2 место, Шамсутдинова Кристина 9 а класс 6. Республиканский этап конкурса «Дорогами Отечества», номинация «История образования»- лауреат, Шамсутдинова Кристина 9 а класс. 7. МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 3 место, Исаев Александр, 9 а. 8. (Районный этап) Всероссийский конкурс ученических проектов, посв.20-летию Конституции РФ - 1 место (коллективная работа обучающихся 10 класса: Андреева Д., Шахмадеева Ю., Сахаутдинов В., Фатхутдинов А. 9. (Республиканский этап) Всероссийский конкурс ученических проектов, посв.20- летию Конституции РФ - 2 место коллективная работа обучающихся 10 класса: Андреева Д., Шахмадеева Ю., Сахаутдинов В., Фатхутдинов А. 10. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 3 место, Сахаутдинов Вадим, 10 класс. 11. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 1 место, Павлова Юлия, 10 класс. 12. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 3 место, Андреева Диана, 10 класс. 13. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 2 место, Шахмадеева Юлия, 10 класс.
14. Международный конкурс комп. Графики и анимации «Цифровая пастель 2013» Открытого детско-юношеского фестиваля искусств «Либеровская весна»- Адыев Нияз, лауреат 3 степени.
2012-2013 учебный год:
1.Районный конкурс МАН «Эверест» номинация «Лингвистика» - 2 место, Аксентьева Елена, 10 класс. 2. Районный конкурс МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 2 место, Адыев Нияз. 3.Районный конкурс исследовательских работ «Отечественной войне 1812 года посвящается…» - 1 место, Аксентьева Елена, Бакрадзе Бэлла, 4. Зональный этап республиканского конкурса «Жемчужина Башкортостана» - победители конкурса исследовательских работ в номинации «За научность и достоверность» - Аксентьева Елена, Бакрадзе Бэлла. 5. Всероссийский конкурс экологических проектов «Твой след на планете», лауреат 4 степени – Адыев Нияз.