"Повышение эффективности уроков русского языка в условиях применения личностно ориентированных технологий"

Автор: Кавыршина Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курская область Курский район д.В.Медведица
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение эффективности уроков русского языка в условиях применения личностно ориентированных технологий"
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Повышение эффективности уроков

русского языка в условиях применения

личностно ориентированных

технологий
Подготовила Кавыршина Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа» Курского района
Глагол «учиться» обозначает «учить себя». Ученик должен приложить максимальные усилия для своего образования . Задача учителя состоит в том , чтобы научить «учить себя » .Для этого преподаватель должен : - изучить реальные учебные возможности конкретного ученика ; - сформировать общеучебные умения и навыки; - создать условия развития каждого ребенка ; - подготовить к процессу непрерывного обучения . Учитель –словесник остался с учеником один на один .Дети все больше отдают предпочтение телевидению , а не книгам . Основы экранного языка очень быстро усваиваются ими. Но речь телевидения и радио перестала служить образцом для подражания – часто в эфире звучат слова с искаженным произношением: баловать (вместо баловать) красивее (вместо красивее ) понял (вместо понял). С экранов телевизоров исчезают хорошие манеры поведения , общения.Ведущие ,обращаясь к зрителям,используют слова разговорного стиля, а иногда и вульгаризмы. В огромной лавине информации нужно уметь выбрать главное, отстоять свою точку зрения.Это может сделать только самостоятельно мыслящий человек,имеющий определенный запас знаний. Поэтому возникла необходимость изменить подход к обучению , к ученику , к личности.Возникла потребность в таких уроках , где нет пассивно присутствующих , где возможен рост учащихся в зависимости от их способностей. Оценивать уровень развития познавательных умений обучающегося можно по следующим характеристикам:
1.Отношение к учению
-желание учиться лучше; -переживание успехов и неудач в учении; -стремление выполнять все требования и рекомендации учителя; -осознанность личной и общественной значимости учения.

2.Культурный кругозор
-начитанность школьника; - речь; - широта его культурных интересов.
3.Ведущие интересы и склонности:
- увлеченность каким-либо учебным предметом;
-
видом внеурочной деятельности;
-
предполагаемой профессией.
4.Умение выделять главное:
- легко и быстро выделяет существенные особенности излагаемого материала; - дает название прочитанным отрывкам текста; - составляет план; - коротко рассказывает самое главное; - делает выводы.
5. Умение планировать учебную работу:
умение составить план: - ответа; - сочинения; - лабораторной работы; - план решения задачи.
6. Настойчивость в учении:
- достижение поставленных целей; - собранность; - организованность; - желание преодолеть трудности; - упорство.
7. Состояние здоровья
: - тип нервной системы; - психологические особенности; - физиологические особенности; - утомляемость.
8. Умение мыслить самостоятельно
:
- умение найти задачу и способы ее решения; - активно рассуждает; - высказывает предположения; - проявляет оригинальность (неординарность) мышления.
9. Умение рационально организовать учебную работу в школе и

дома
: - правильно распределяет время для выполнения задания; - начинает с изучения теории, а затем практики; - быстро готовит принадлежности к работе; - оперативно включается в выполнение заданий. Все это позволяет воплотить в жизнь личностно ориентированный подход к обучению. Существует несколько способов дифференциации: 1. по степени сложности; 2. по объему; 3. по времени выполнения; 4. по состоянию здоровья; 5. по способу передачи информации; 6. по степени оказания педпомощи; 7. по ориентации на будущую профессию; 8. по интересам; 9. по уровню общеучебных знаний; 10. по уровню развития памяти, мышления. Для успешной практической деятельности создаются следующие условия: например, для «сильных» обучающихся подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска; для «слабых» – задания, позволяющие осмыслить новый материал. Выделяются такие типы заданий:
1.
задание с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом сокращенный, затем выполнение по аналогам) –
I уровень сложности.

2.
Тренировочные упражнения с дополнительным заданием –
II

уровень сложности.

3.
Проблемно-познавательные задания (требующие рассуждения, творческих поисков) -
III уровень сложности.

Дифференцированный вид работы используется в процессе знакомства с новой темой, формирования умения и навыков, закрепления и систематизации полученных знаний, организации самостоятельной работы (в том числе и домашних заданий). Например, при повторении темы «Имя существительное» возможны такие задания: 5 класс
I уровень сложности.
Укажите род существительных, вставьте буквы, определите склонение: Мыш…, мяч…, ключ…, товарищ…, печ…, туч…, доч…
II уровень сложности.
Выпишите существительные, относящиеся к первому и второму склонению, а затем все остальные. Вставьте пропущенные буквы: Мес..ность, лес..ница, доч…, туч…, плющ…, сторож…, задач…, рощ…
III уровень сложности.
Выпишите существительные: а) 1 склонения, б) 2 склонения, в) 3 склонения. Укажите, почему у остальных существительных нельзя определить склонение. Вставьте буквы: Об…езд, вороб…и, (из-за) неудач…, камыш…, лист…я, рож…, тиш…, встреч…, фальш… 6 класс
I уровень сложности.
Пользуясь таблицей, вставьте пропущенные буквы, определите падеж существительных. С одним словосочетанием составьте простое предложение. Выйти к опушк…, по знакомой местност…, у своей соседк…, отдыхать в лагер…, присутствовать на лекци…, идти по карт…, вернуться к ноч…
II уровень сложности.
Вставьте буквы, укажите, в какой части слова пропущена буква. Определите склонение и падеж существительных. С одним словосочетанием составьте сложное предложение. По улиц…, к станци…, луч…м, полотенц…м, рубеж…м, на крыльц…, на перекрестк…, в ноч…, выделка кож…, спешить на помощ…, обилие рощ…
III уровень сложности.
Выпишите существительные: А) Ь знак у существительных III склонения;
Б) е, и в окончаниях существительных В) все остальные. Графически укажите условия выбора буквы. Составьте предложение по схеме � 1  , а  2  , используя данные словосочетания. Ласточ…ки, вираж…, роскош…, много луж…, в долин…, на яблон…, по алле…, в санатори…, к пристан…, о Родин…, блеск молни…, прыжок параш…тистки Уровневые задания могут быть и практические, и теоретические. 5 класс «Буквы А и О в корнях -лаг-, -лож-, -кос-, -кас-»(знакомство с новой темой). Даны слова: Касательная Прикосновение Прилагательное Изложение
I уровень сложности.
Выделите в словах корни и суффиксы, следующие за корнями.
II уровень сложности.
Сравните корни первого и второго столбиков. Являются ли эти слова родственными, в чем их отличие?
III уровень сложности.
Сделайте вывод, от чего зависит написание гласной в корнях –кос- -кас- - лож- -лаг- 6 класс «Не с существительными» (самостоятельная работа с книгой) прочтите п. 38 и ответьте на вопросы:
I уровень сложности.
Как может писаться
не
с существительными?
II уровень сложности.
Когда
не
с существительными пишется слитно, а когда раздельно?
III уровень сложности.
Приведите примеры слитного и раздельного написания
не
с существительными, объясните свой выбор. 7 класс «Причастие. Повторение.»
I уровень сложности.
Какая часть речи появилась одной из последних, назовите ее. =

II уровень сложности.
Что называется причастием. Приведите примеры.
III уровень сложности.
В чем сходство и отличие причастия от прилагательного и глагола. 8 класс «Строение и грамматическое значение предложений» (самостоятельная работа с учебником п.9)
I уровень сложности.
Ответьте на вопросы, предложенные учителем (в карточках). Например, 1. Что называется предложением? 2. Что означает понятие «грамматическая основа»? и др.
II уровень сложности.
Составьте вопросы к п.9
III уровень сложности.
Укажите в параграфе новые и уже известные сведения о предложении. После изучения большой темы, при подготовке к контрольной работе можно использовать урок-зачет. Урок такого типа – это проверка теоретических и практических знаний по конкретной теме. Обучающийся работает по карточке, включающей теоретический и практический материал, самостоятельно, а затем отвечает учителю или консультанту. Первыми опрашиваются обучающиеся по третьему уровню сложности. Их контролирует учитель. Они должны ответить не только на вопросы, входящие в карточку, но и на дополнительные. Успешно выполнившие свою работу проверяют, дают консультации обучающимся, работающим по первому и второму уровню сложности. Например, 7 класс «Деепричастие.»
I уровень сложности.
1
.
Дайте определение деепричастию. 2.Спишите,раскрывая скобки, расставьте нужные знаки. Разберите предложение по членам.
II уровень сложности.

1. Какая часть речи, по мнению некоторых ученых, имеет формы?
2.
Выпишите: а) предложения с деепричастным оборотом; б) предложения с причастным оборотом. Подчеркните обороты как члены предложения.
III уровень сложности.
1. Дайте сравнительную характеристику глагола, прилагательного, причастия, деепричастия. 2. Задание №2 II уровня + указать вид причастий и деепричастий, построить схему предложения. (Не) зажигая огня я скользнул в комнату. День начался с солнца и зноя почти (не) уступив утру его свежести. Девушка взяла (не) дочитанный роман и вышла в сад. Раздвинув ветки ивняка она увидела загорелого парнишку. Дождь поливал (не) промокаемый плащ вахтенного начальника скатываясь по блестящей клеенке каплями тусклого серебра. Личностно ориентированный подход к обучению не ограничивается какими-то единичными заданиями разной степени сложности. Это целая система, охватывающая весь урок.