"Задачный подход к обучению русскому языку в начальной школе"

Автор: Григошкина Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №174 имени И.П.Зорина
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Задачный подход к обучению русскому языку в начальной школе"
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Задачный подход к обучению русскому языку в начальной школе
Идея проблемного обучения имеет почти столетнюю историю. Но лишь недавно педагоги пришли к выводу, что на уроке «передача знаний» не является главной целью. Ученик должен быть поставлен в условия поиска, заблуждений, открытий и огорчений от временных неудач. Мышление начинается там, где есть неизвестное, где встречаются затруднение, непонимание, ошибка. А, следовательно, учитель так продумывает урок, что поставленные учебные цели подразделяются на ряд учебных задач, решаемых учащимися совместно или самостоятельно. Стержневым понятием здесь является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Осознание невозможности разрешить её переживается ребёнком как затруднение и приводит к появлению потребности в новых для него знаниях. Ему приходится выдвигать и проверять гипотезы относительно неизвестных параметров проблемной ситуации и способов её разрешения. Получив в процессе этого новое для себя знание, ученик преобразует проблемную ситуацию в задачный вид и приступает к её решению. В связи с введением новых образовательных стандартов сформировался «задачный» подход, который основной акцент делает как раз на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций. Многие задачи, которые решаются на уроках, можно условно подразделить на шаблонные и нешаблонные. Роль первых сводится к выработке навыков, необходимых для решения вторых. Например, изучение звуков и букв – это шаблонная задача, а уметь анализировать звуко-буквенный состав слова – это нешаблонная задача, для решения которой необходимо знать звуки и буквы. Невозможно сказать, как возникает решение трудной задачи. Необходимо опираться на следующие «заповеди»: - научить ребёнка догадываться; - научить доказывать; - давать наводящие указания, не навязывая своего мнения. Существующая система учебных целей широко используется в образовательных технологиях при построении системы типовых задач для определения конкретных умений учащихся. Приведу примеры заданий для школьников, по результатам которых можно судить о различных уровнях обученности.
Знания
Задания этого типа опираются на конкретный багаж знаний учащихся. Например: - Дайте определение имени существительного. - Расскажите, что такое предложение. - Сформулируйте правила переноса слов.
Понимание
Задания этого типа помогают учащимся строить монологическое высказывание и составлять текст – описание на заданную тему. Например: - Напишите небольшой рассказ с описанием обязанностей дежурного по классу. - Напишите небольшой рассказ – описание на тему «Домашнее животное».
Применение
Задания этого типа помогают применять полученные знания на практике. Например: - Составить предложение с использованием каждого из данных слов. - Вспомнить корневые орфограммы и подобрать примеры слов.
Анализ
Для выполнения заданий этого типа требуется определённый багаж знаний, умения применять их на практике и анализировать. Например: - Анализировать звуко-буквенный состав слова. - Анализировать и определить цель высказывания предложений. - Анализировать и сравнить разные типы текстов.
Синтез
Задания этого типа рассчитаны на учащихся 3 – 4 классов. Например: - Представьте, что вы присутствуете на церемонии вручения премии за успехи в науке. Напишите порядок событий. - Напишите свой рассказ о путешествии осеннего листа с позиции листика. - Напишите отчёт о выполнении домашнего задания в жанре сказки.
Оценка

Задания этого типа дают учащимся возможность высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, событиям, явлениям. Например: - сравните способы проверки безударных гласных, оцените, какой из них удобнее. - Какой из типов текста тебе нравится больше. Аргументируй свой ответ. Использование системы задач для развития продуктивного мышления должно быть организовано с учетом трёх уровней, которые выделены по приоритетности развития либо навыков, либо отдельных качеств мышления и их сочетаний, либо самостоятельности мышления как системообразующего качества продуктивного мышления. Приведу пример системы учебных задач разного уровня. Русский язык, 3 класс. Тема: «Закрепление знаний об имени существительном».
Оценка 3
1. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы _______ или ______ называются ______________. Например: ____________________________ 2. Существительные бывают _____________ и ______________ рода. Например: __________________ 3. Существительные изменяются по _____________ и по ______________ . В единственном числе по ______________. 4. Сколько падежей в русском языке? ________ Перечисли их: __________________________________ 5. Вставь пропущенные буквы: П.нал, в.сна, м.л.ток, кв.ртира, б.лото, н.род, ябл.ко, д.рога, за.ц, м.рковь, тр.мвай. 6. Вставь подходящие по смыслу имена существительные, чтобы получился рассказ про белку. Этот пушистый __________ живёт в ____________ . У него пушистый _________ , острые ________ и цепкие ______________ . Любимое лакомство белок – _______________ . На зиму _________ запасает ____________ и _____________ . Слова для справок: зайчик, грибы, лапы, зубы, хвост, лес, орехи, ягоды.
Оценка 4
1. Определи род имён существительных. Муравей (…), ружьё (…), квартира (…), кастрюля (…), болото (…), магазин (…), платок (…), платье (…), лестница (…). 2. Данные имена существительные напиши во множеством числе: семья – соловей – перо – Данные имена существительные напиши в единственном числе: яблоки – полотенца – одеяла – Подчеркни правильное утверждение: ножницы – ед.ч. ножницы – мн.ч. 3. Просклоняйте существительное «весна». Выдели окончания. И.п. _________________ Р.п. _________________ Д.п. _________________ В.п. _________________ Т.п. _________________ П.п. _________________ 4. Укажи падеж выделенных существительных. Каждое утро мы ходим в школу (__). В школе (__) мы узнаём много нового. Володя сидит за первой партой (__). Он положил на парту свои книги (__).

Оценка 5
1. Подчеркни существительные, которые употребляются только во множественном числе: Столы, штаны, санки, машины, клещи, ножницы, молоко. 2. Знаешь ли ты, как будут звучать слова во множественном числе: человек – ребёнок – 3. Прочитай и образуй новые слова: Москва – москвич – москвичка Самара – __________ – __________ Укажи род записанных существительных. 4. В каких падежах использовал поэт существительные, создавая свой зимний пейзаж? Зимняя бахрома На сосне (…) и на берёзе (…) – бахрома. Белой пряже (…) их запутала зима (…). И оставила распутывать весне (…). Эту пряжу на берёзе (…) и сосне (…). Какой падеж отсутствует? _____________ 5. Замени одним словом: Человек, который играет на трубе - _______________ Человек, который выступает в цирке - ____________ Такие комплексы задач повышают интерес учащихся и обеспечивают лучшее понимание места и смысла применяемых и получаемых результатов. Подбор заданий таким образом методически и практически подкрепляет тезис о том, что одна и та же информация может использоваться по-разному, в зависимости от специфики решаемой задачи. Даже несколько уроков по технологии задачного типа повышают внутреннюю мотивацию детей к обучению. При ситуации затруднения заинтересованные ученики дома продолжают искать ответ на поставленный вопрос. Часто поиски решения той или иной задачи порождают желание у детей заняться исследованием в данном направлении. Ну а знания, приобретённые в процессе поиска, активного мышления, являются истинными знаниями.