"Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"

Автор: Витухина Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка
Населённый пункт: с.Алтайское, Алтайский р-н, Алтайский край
Наименование материала: Проект "Художественные произведения – окно в мир знаний о природе""
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Проект для детей дошкольного возраста «Художественные произведения –окно в мир знаний о природе» Разработчик: воспитатель Витухина Н.И. Алтайское
Краткая аннотация проекта Художественно - познавательная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотно- шений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен - популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания, формируют представления о природе у детей дошкольного возраста. Как известно детям необходимо познавать огромный и неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Огромным по- тенциалом для изучения и познания природы обладает художественно - по- знавательная литература. В мире информационного взрыва, глобальной сети, высоких техноло- гий книга утрачивает свою ценность. Привлекательность передачи информа- ции - телевидения, необъятные просторы интернате, должны быть лишь яр- ким дополнением, познавательного интереса к основному способу интеллектуального развития ребёнка. Современные родители не осознают силу воздействия художественно - познавательной литературы на интеллектуальное развитие и воспитание ребёнка. Ведь именно книга, является носителем важных знаний, достояний культуры, идей, рассказов о природе. Настоящий педагогический проект направлен на оптимизацию и модернизацию образовательного процесса. Анализ проблемной ситуации. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности чело- века, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закла- дывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»). Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Хорошая книга - лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша задача - приобщить детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями. Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей нераз- рывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых. «Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой - равнодушие к нашему общему Дому, к природе» (В. А. Алексеев). Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начинает говорить и начинает ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии ху- дожественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое прият- ное, полезное и доступное удовольствие для ребенка - это когда ему читают вслух интересные книги. Еще великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления дет- ских лет - самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека. Часто маленький ребенок действует с позиции силы, он сильнее чер- вей, бабочек, муравьев и т. д., он может их ловить, топтать. В результате у ребенка формируется представление о самом себе: с тем кто слабее, я справлюсь. Пока ребенок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому перехо- дит в жестокость, не только к природе, но и к людям. Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить заме- чать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме». Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Научить детей любить природу, растения - все живое, видеть красоту, необычность окружающего мира помогает детям художественная литература. Еще с детства ребенок знакомится с природой не только воочию, но и в про- изведениях, воспевающих сказочную, изящную красоту того же листочка или маленькой улитки, которые являются частичками огромного мира. Мама читает сказки, рассказы, загадывает загадки, прививая доброе отношение ко всему окружающему.
Писатели через свои произведения, используя художественные средства (метафору, олицетворение, сравнение, эпитет...), например: «Носит одуванчик желтый сарафанчик.», «Постучит синичка утром мне в окно.», «птичка - невеличка», «красавица весна», - прививают детям чувство прекрасного, чувство гордости за родную землю. Актуальность: Актуальность данной проблемы заключается в том, что только эколо- гическая культура людей нашей планеты, может вывести ее из катастрофиче- ского состояния. Новизна проекта: создание условий для формирования целостной картины мира, через восприятие художественно и познавательной литературы используя современные образовательные подходы, включая когнитивный, деятельностный, эмоционально-чувственный компоненты, обеспечивающие формирование познавательной активности ребенка. Методика развития детей дошкольного возраста средствами художественно – познавательной литературы, включает следующие компоненты: - когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных и интеллектуальных задач) и формирующий целостную картину мира; - деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка; - эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира. Цель проекта: использование художественной литературы в экологическом воспитании детей позволит не только заложить основы экологических знаний, но и сформирует интерес к книге.
Задачи проекта: -повысить интерес родителей и детей к художественно и познавательной литературе; - учить видеть ценность и красоту литературного слова; - учить бережному отношению к книге; - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; - развивать познавательный интерес детей; - знакомить детей с книгой, ее назначением, с некоторыми особенностями жанра литературы (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии); - расширять знания детей о русских писателей; - знакомить детей с красотой родного края. Методы реализации проекта: Наглядные: наблюдение, эксперимент. Словесные: чтение художественной и научно - популярной литературы, словесные игры беседы, разбор проблемных ситуаций, тематические вечера, викторины; Практические: игры, упражнения, инсценировки, опыты изготовление дидактического и наглядного материала, С целью сопровождения непосредственной образовательной деятельности ДОУ используются ИКТ технологии, а именно, обучающие презентации, видеоролики. Исследовательская деятельность: 1. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); 2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); 3. Развитие поисковой деятельности (практические опыты).
Формы работы: - специально организованная НОД, беседы, исследование; - жизнедеятельность в разные режимные моменты; - создание развивающей среды; - использование ТСО: просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения; - все виды творческой, художественной деятельности детей и родителей; - организация вечеров досугов и выставок (совместная деятельность детей и родителей); Формы работы с родителями: - проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские собрания); - анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса познавательного интереса в семье; - индивидуальные консультации; - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; - индивидуальная работа с детьми дома; -совместные с родителями праздники, спектакли, детей; - помощь родителей детскому саду. Принципы реализации проекта: Принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка; Принцип интеграции: позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе комплексно-тематического единства с интеграцией об- разовательной области «Чтение художественной литературы» во все образо- вательные области Принцип целостности: соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; Принцип доступности: учет возрастных особенностей детей.
Принцип систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному; повторение усвоенных знаний, правил и норм. Принцип наглядности и занимательности: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза. Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой. Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – май 2016 года. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Этапы проекта: 1. Организационный этап (сентябрь - декабрь 2013 г.) 2. Основной практический этап (2014 г–март 2016 г.). 3. Заключительный (апрель-май 2016г.). Реализация основного этапа проекта осуществляется по разделам: 1. «Сказка - ложь, да в ней намек...», «Экологическая сказка» 2. «Растительный и животный мир родного края» 3. «Волшебный мир знаний» Ожидаемые результаты. Дети умеют: - бережно относится к книге; - отстоять своё мнение, анализировать, вступать в дискуссии; - объяснять происходящие явления в природе; - подобрать книгу по своим интересам, выразить свои предпочтения к литературным жанрам. Дети знают: - о создании первых летописных книг; - историю родного края, видят красоту природы в нём; - русских писателей о природе; - ценность и мудрость литературного слова.
Родители: - поддерживают начинания в приобщении детей к познавательной литературе; - помогают повышать интерес ребенка к познавательной литературе, путём создания домашней библиотеки; - расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик; - участвуют в жизни группы, интересуются деятельностью проекта. - проявляют уважение к познавательной литературе, и относятся к ней, как к сильному развивающему средству. План реализации проекта 1 этап - Организационный (сентябрь - декабрь 2013 г.). Задачи: - изучить методико-педагогическую литературу по данной теме; - провести опрос родителей по данной проблеме, выяснить проблемы воспитания по данной теме; - создать познавательно - развивающую среду группы с помощью худо- жественно - познавательной литературы в соответствии с возрастом де- тей; - проанализировать познавательный интерес дошкольников. -собрать и изучить методико-педагогическую литература; -разработать перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах; - обновить развивающую среда, внедрять инновационные подходы развития познавательной деятельности дошкольников. -изучить и подобрать художественно - познавательную литературу для формирования знаний о природе. При отборе литературы : 1. Произведения должны отвечать требованиям СанПин, и ФГОС дошко- льного образования. 2. Художественную и познавательную литературу группы подобрать по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
3. Литература должна соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста. 4. Произведения должны расширить кругозор ребенка, вызвать интерес, научить любить и уважать природу. 5. Заинтересовать детей не только содержанием, но и красочным оформлением, рисунками. 6. Книга должна уметь рассказать о сложном простым языком, нести чув- ство юмора, в сложный мир знаний. 7. Научить самостоятельно, находить ответы на свои вопросы (осуществ- лять поиск). - Организовать мини - библиотеку, в которую войдут книги: 1. - научно и познавательной литературы, 2. - документальные книги о природе 3. - журналы («Свирель», «Воробышек», и др.); 4. - энциклопедии в картинках - Подобрать дидактический материал к художественно- познаватель- ной литературе: 1. - картотека предметных картинок; 2. - наглядно - дидактический материал; 3. - картотека сюжетных картинок; 4. - развивающие игры по карточкам; 5. - тематические плакаты; 6. - игровые задания по дидактическим карточкам и др. Работа с родителями и детьми: Родительское собрание на тему: «Роль литературы в интеллектуальном развитии детей», Анкета для родителей «Книга источник знаний», «Книга - радость познания», С детьми - беседа - опрос на тему: «Моя любимая книга», «Любимая сказка», «Любимый автор». 2 этап - практический (2014 г–март 2016 г.) Задачи: - внедрить перспективное планирование по работе с детьми в НОД и режимных моментах; -внедрить новые формы работы с детьми;
-провести консультации для родителей. Реализация основного этапа проекта осуществляется по разделам: 1. «Сказка - ложь, да в ней намек...», «Экологическая сказка» 2. «Растительный и животный мир родного края» 3. «Волшебный мир знаний» Работа по разделам: 1. «Сказка - ложь, да в ней намек...» «Экологическая сказка» Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков, когда зави- симость людей от природы была более явной, чем сейчас. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные, культурные традиции и праздники. Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей, по которым летают жареные куропатки, и молочных рек с кисельными берегами. Часто спастись героям помогали широкие реки и дремучие леса. И это тоже отражение нашего отношения к природе. Особое внимание уделяется животным - помощникам человека. В этот период дети очень хорошо усваивают характеристики животных - героев сказок: волк - злой, лиса - хитрая, заяц - трусливый. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Хорошим материалом в этом плане является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит вас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.Сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях, неживой природе и предметах, и экологические сказки. А что такое экологическая сказка? Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей. Мероприятия по разделу: 1.Чтение авторских, р. н., экологических сказок. 2.Создание своей книжки – малышки. 3.Презентация на тему «В гости к сказке». 4.Развлечение «В гостях у экологической сказки». 5.Беседа на тему «Правила поведения человека на природе». 6.Акция «Плакат на тему защиты природы». 7.Экологические игры «Мы защитники природы». 8.Пополнение развивающей среды в группе природным материалом. 9.Упражнение «Расскажи сказку» (таблицы, иллюстрации). 10.Работа в уголке книги «Книжная мастерская». Работа с родителями: - ввести в круг семейного чтения детскую периодику; - создание с детьми книжки - малышки; - развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание создать дома детскую мини - библиотеку. Консультации для родителей: «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». 2 . «Растительный и животный мир родного края» Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осоз- нать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. Данный блок работы направлен, на формирование экологического соз- нания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о
природе Родного края, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Мероприятия по разделу: 1.Наблюдения и ведение дневника природы(ежедневно). 2.Чтение произведений о природе разных авторов (Е.Чарушин, В.Бианки, Л.Толстой и др.) 3. «Экологический праздник «День Земли» 4.НОД «Путешествие по родному краю». 5.Познавательно-исследовательская деятельность «Вода. Ее свойства и состав». 6.Презентация «В лесу». 7. Создание «Жалобной книги природы». 8. Выставка совместных работ «Мы и природа» 9. Оформление альбома «Природа глазами детей». 10. Акция «Домик для скворца». 11. Экскурсия в библиотеку «Мы знаем детских писателей -природоведов» 12. Экскурсия в лесопарковую зону. 13. Конкурс чтецов «Весна» Работа с родителями: Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях,). Консультации для родителей: «Знакомим детей с родным краем», «Учите детей любить природу». «Воспитание любви к Родине через природу родного края», 3.«Волшебный мир природы» Впервые знакомятся с новым жанром в литературе «Красной книгой животных и растений». Дети учатся настоящим исследованиям и опытам, наблюдение и ведение дневника природы, знакомятся с приметами каждого месяца года, с явле- ниями природы. Дети получают дополнительные знания о живой природе, о
сезонных явлениях и жизни растений и животных, о редких и исчезающих видах животных. Знакомятся с животным миром других стран. Мероприятия по разделу: 1.Наблюдения и ведение «Дневника природы» ( ежедневно) 2.КВН «Растения, животные, насекомые. Кто они?» 3.НОД «Мы защитники природы» 4.НОД «Красная книга» 5.Создание «Красная книга Алтая»; 6.Наблюдения «Продлим жизнь растению». 7.Презентация на тему «Красная книга» 8.НОД «Где они живут» (Звери и птицы разных материков). 9.Акция «Сбережем лесную красавицу» 10.НОД «Знакомство с творчеством В. Бианки» 11.Чтение произведений сборника «Берегите природу» 12.Театрализация экологической сказки Н. Рыжовой «Серая шапочка и красный волк» Работа с родителями: Акция «Сбережем лесную красавицу». Консультации для родителей: «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных». «Правильное отношение к природе начинается в семье», «Положи свое сердце у чтения». 3 этап - заключительный ( апрель-май 2016г.) Проведение повторной беседы - опроса с детьми «Моя любимая книга, любимая сказка». Анкетирование родителей Сравнительный анализ диагностических данных по экологическому воспитанию детей по направлениям: • Неживая природа; • Многообразие растительного мира; • Многообразие животного мира; Сезонные изменения в природе;
• Человек - биосоциальное существо; • Отношение детей к природе. Практическая значимость проекта заключается в разработке и реализации технологии формирования знаний о природе через чтение художественной литературы, которая может быть использована воспитателями дошкольных учреждений для совершенствования образовательной работы с детьми. .