"Методическая система учителя начальных классов"

Автор: Бушуева Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 91
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: статья
Тема: "Методическая система учителя начальных классов"
Дата публикации: 12.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Презентация методической системы и распространении опыта
Бушуевой Елены Александровны
учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 91» города Ижевска Удмуртской республики
Основная идея методической системы:
использование листа самоанализа «Мои достижения» для определения уровня сформированности личностных, предметных, метапредметных результатов, для формирования объективной самооценки ученика.
Тема:
оценивание достижений всех участников образовательных отношений с помощью листа самоанализа «Мои достижения».
Актуальность:
основными направлениями и целями оценочной деятельности являются: оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития качества образования ОО.
Школа эффективна, если:
 формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности;  готовит к позитивной самоорганизации;  удовлетворяет запросы конкретных социопрофессиональных групп (родителей) и социокультурной сферы. Результат образования рассматривается как приобретенные социальные знания, которые ребёнок будет транслировать в своей деятельности. Введение ФГОС предполагает новые механизмы оценивания результата: -планируемые результаты как элемент целеполагания; -переход в системе оценки от модели «контроля» к модели «обеспечение качества». Качество образования – комплекс результатов образовательной деятельности, позволяющий быть успешным в послешкольной жизни (учебные достижения, социализация, здоровье) при условии соответствия внешним требованиям (семей, ФГОС, установленных норм и нормативов). Стандарт также предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются
планируемые результаты

освоения основных образовательных программ, программы формирования УУД
. Введение образовательных стандартов требует изменить существующие критерии оценки образовательных результатов; изменить тип контрольно-измерительных материалов (в соответствии с уровнями образования – базовым и повышенным; должны быть задания на понимание и на применение знаний); использовать на уроках такие задания, которые бы они запускали взаимодействие между обучающимися, учителем и обучающимися; использовать систему независимой оценки.
Цель:
повышение учебной мотивации, выявление уровня сформированности системы качеств знаний, развитие самооценки обучающихся.
Задачи:
 доступность, удобство обработки и интерпретации результатов, возможность планирование коррекционной работы для ученика и учителя;  организовать контроль учебной деятельности школьников, который направлен на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. Это особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения;  построить структуру оценочной деятельности так, чтобы приобрести необходимый опыт, а в дальнейшем использовать его в своей жизни и профессиональной деятельности;  помочь обучающимся в самоизменении, в том, чтобы научить их учиться, а значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию.

Основные принципы:
 знание и понимание обучающимися своих возможностей и реального уровня обученности;  стимулирование их потребности в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала;  рефлексия результатов своей деятельности;  формирование способности к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Адресная направленность методической системы

Учебная деятельность:
создание разноуровневых контрольно-измерительных материалов для формирования самооценки ученика в соответствии с ФГОС, использование листа самоанализа «Мои достижения» для определения уровня предметных результатов обучающихся. Как известно, в школу приходят дети с разным запасом знаний и уровнем подготовки, с разным потенциалом. И ученик будет тогда работать с интересом, когда будет выполнять посильное для него задание. Что же такое «посильное» задание? Этот вопрос стал толчком для разработки разноуровневых тематических проверочных работ по русскому языку для обучающихся 3-4 классов. Проверочная работа включает в себя 3 части. Каждая из этих частей составлена на трёх уровнях сложности:
базовый уровень -
выполнение типовых заданий, действие по образцу;
повышенный уровень
– выполнение заданий, разбираемых на уроках, без использования образца;
высокий уровень
- выполнение заданий, разбираемых на уроках, без использования образца;
максимальный уровень
- в ыполнение заданий, для которых потребовались самостоятельно добытые знания. При выполнении проверочной работы ученик не выбирает уровень, а идёт вверх от базового к высокому, шаг за шагом выполняя задания разных уровней. Выполнив задания, ученик получает определённое количество баллов. «Стоимость» задания зависит от его сложности. Задания
базового уровня
оцениваются от 1 до 0 баллов,
повышенного
– в 2 балла, если задание выполнено без ошибок;1 балл, если выполнена половина задания; 0 баллов, выполнено менее 50% задания.
высокого
– 4 балла, если задание выполнено без ошибок; 2 балла, если выполнена половина задания; 0 баллов, выполнено менее 50% задания. При выполнении заданий проверочной работы ученик накапливает баллы. Заработанная им сумма баллов переводится в проценты, а затем в пятибалльную отметку, которая выставляется ребёнку по итогам изучения целой темы. Обучающиеся заранее знакомятся с тем, какое количество баллов соответствует отметкам «2», «3», «4», «5». А для детей с высокой учебной мотивацией предусмотрен
максимальный уровень
(необязательный). Ученик не накапливает баллы, а выполняет предложенное количество заданий. При безошибочном выполнении двух заданий максимального уровня ребёнок получает отметку «5», трёх заданий – отметку «5/5». Если выполнено только одно задание, отметка не ставится. Пример разноуровневой проверочной работы для обучающихся 3 класса по теме «Глагол», УМК «Планета знаний», составленной на основе Положения о системе оценивания образовательных результатов в МБОУ «СОШ № 91»: Уровень Баллы Требование задания Содержание задания
Умение 1. Отличать глагол от других частей речи
Базовый 0-1 1.1.Выбери верное утверждение. Запиши букву правильного ответа. Глагол – отвечает на вопросы… А) кто? что? Б) что делает? что сделают? В) какой? какая? какие? какое?
Глагол обозначает... А) признак предмета Б) предмет В) количество предметов Г) действие предмета Повышенный 0-2 1.2. Спиши строку, в которой приведены только глаголы. 1) воздух, девять, холодный 2) купание, находка, полёт 3) рыбный, пушистый, речной 4) побелить, молодеть, повторить Высокий 0-4 1.3. Выпиши из текста все глаголы. Солнце освещает лесную чащу. В овраге журчит ручей. В траве трещат кузнечики. Для зелёного борща мы нарвали сочный щавель. Максимальный (необязательный) «5/5» 1.4 . Выбери подходящий по смыслу глагол и запиши предложения. В небе, возвращаясь с юга, (воркуют, курлычут, чирикают) журавли. Под окнами
(воркуют, ухают,

чирикают)
воробьи. А по ночам
(чирикают, ухают,

каркают)
филины.
Умение 2. Применять знания о временах глагола
Базовый 0-1 2.1. Измени глагол
«
читать
»
по временам. Запиши в тетрадь по образцу. Образец: глагол

рисовать Н.в. – (что делает?) рисует. Б.в. – (что будет делать?) – будет рисовать. П.в. – (что делал?) – рисовал. Повышенный 0-2 2.2. Запиши глаголы в три столбика. Чернеет, ушел, покормит, будет спать, играла, рисует. Высокий 0-4 2.3.Спиши текст. Замени все глаголы начальной формы глаголами прошедшего времени в нужной форме числа и рода. Быть жаркий день. Надя и Оля гулять на лугу. Дети сесть в тень. Петь птицы. Хорошо летом на лугу. Максимальный (необязательный) «5/5» 2.4. Запиши пословицу, в которой встречается глагол прошедшего времени единственного числа.
Умение 3. Применять знания о морфологических признаках глагола
Базовый 0-1 3.1. Выбери верные утверждения. Запиши буквы правильных ответов. А) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Б) Глаголы прошедшего времени не изменяются по родам. В) Глаголы прошедшего времени изменяются по лицам. Г) Глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам. Повышенный 0-2 3.2. Выпиши глаголы 3 лица единственного числа. Выдели окончания глаголов. Играть, поет, побегут, спим, иду, стоит, думает. Высокий 0-4 3.3. Выпиши глаголы, которые изменяются по лицам. Определи лицо глаголов. Зеленеет, пошел, победит, спала, будет играть, читаем. Максимальный (необязательный) «5/5» 3.4. Запиши глагол по описанию его признаков. А) Настоящее время, множественное число, 3 лицо. Б) Прошедшее время, женский род, единственное число В) Будущее время, единственное число, 1 лицо.
Для соотнесения накопленных баллов с отметкой мы руководствовались
Положением о

системе оценивания, принятым в МБОУ «СОШ № 91».
Согласно данному положению во 2- 11 классах в текущей оценочной деятельности используется система отметок по 5-балльной шкале (5,4,3,2,1). На основании Положения об оценивании накопленные баллы переводятся в отметку, которая в целом показывает обучающемуся его достигнутый уровень. К проверочной работе прилагается таблица соотнесения баллов с процентами и отметкой. При выставлении отметки за проверочную работу учитывается количество допущенных орфографических ошибок.
Всего

21 балл
Высокий уровень
«5» (90-100%)
20-21 балл Повышенный уровень
«4» (70–89%)
15-19 баллов Базовый уровень
«3» (50-69%)
10-14 баллов Пониженный
«2» (менее 50%)
9 баллов и менее Низкий уровень не приступил к работе Максимальный уровень: -
«5/5»
выполнено 3 задания без ошибок
«5»
выполнено 2 задания без ошибок
Без отметки
выполнено 1 задание без ошибок
Учёт орфографических ошибок в грамматических заданиях

«5»
допущена 1 ошибка 2 исправления считать 1 орфографической ошибкой
«4»
2-3 ошибки 2 исправления считать 1 орфографической ошибкой
«3»
4 ошибки 2 исправления считать 1 орфографической ошибкой
«2»
5 и более ошибок 2 исправления считать 1 орфографической ошибкой Проверочная работа позволяет учителю проверить не только умения обучающихся по теме, но и определить уровень, на котором ребёнок более успешен. В ходе проверочной работы обучающиеся не только определяют свой уровень предметных результатов, но и учатся отслеживать, что удалось, а также над чем предстоит поработать, т.е. планировать работу по устранению пробелов в знаниях,
фиксируя результат в листе самоанализа «Мои

достижения».
Это способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий ученика, его личностному росту. Такая структура заданий помогает ученику определять уровень своих достижений («что я умею», «над чем предстоит работать») и стремиться повышать его. Вариант листа достижений к проверочной работе для обучающихся 3 класса по теме «Глагол».
Мои достижения по теме «Глагол»

Дата ___________ Класс __________Ф.И. ученика__________________________

Умения

Умею

Пока

сложно

Что я буду делать, чтобы научиться

Умею отличать глаголы от других частей речи
1.1.Правильно применяю правило о глаголе. 1.2. Выделяю группы глаголов среди других слов. 1.3. Умею выделить глаголы в тексте. 1.4. Умею различать оттенки лексического значения глаголов
Применяю знания о временах глагола
2.1. Изменяю время глагола по образцу.
2.2. Умею распределять глаголы по временам. 2.3. Умею употреблять глаголы прошедшего времени в тексте. 2.4. Использую пословицы с глаголами в указанном времени.
Применяю знания о морфологических признаках глагола
3.1.Определяю морфологические признаки глаголов прошедшего времени. 3.2. Умею выделить группу глаголов 3 лица ед. числа. 3.3. Знаю особенности изменения глаголов по лицам. 3.4. Умею подбирать глагол по описанию его морфологических признаков.
Самооценка ученика:
Листы достижений являются инструментом для учителя и обучающегося, помогают повысить качество знаний и составить индивидуальный образовательный маршрут школьника. Листы достижений вкладываются в «Папки предметных результатов» для каждого обучающегося.
Внеурочная деятельность:
использование листа самоанализа «Мои достижения» для определения уровня умений по курсу, сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Внеурочная деятельность расширяет границы урочной, решает задачи формирования универсальных учебных действий и социализации школьников. Основным объектом оценки
метапредметных результатов
служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. При оценке уровня достижения планируемых метапредметных результатов используется квалиметрическая оценка.
Квалиметрическая (описательная) оценка
строится на основе четко заданных критериев и показателей развития оцениваемого параметра. При этом степень выраженности критериев описывает определенный уровень развития изучаемой характеристики: 
высокий
– отмечается, если выраженными оказываются 80-100% заданных критериев; 
средний
– 50-79%; 
низкий
– менее 50%. Чтобы ученику и учителю увидеть, на каком уровне формируются метапредметные результаты во внеурочной деятельности Бушуева Елена Александровна, как и при анализе предметных результатов включила листы самоанализа «Мои достижения» и во внеурочную деятельность.
Организация внеурочной деятельности обучающихся

Спортивно- оздоровительное направление

Ресурс

МБОУ «СОШ № 91»

Классный руководитель

Другие педагогические

работники
Детская лига плавания Организованнное посещение бассейна. Уроки плавания Студия спортивного Организованнное посещение уроков Уроки ритмики
бального танца ритмики, подготовка к конкурсу. Конкурс бального танца. Спортивные секции, иные мероприятия Спортивные семейные праздники. Выход на природу совместно с родителями. Участие в туристической тропе здоровья «Ижевская кругосветка». Классные часы о профилактике здорового образа жизни. Проектная работа «Кулинарная книга класса» Школьные соревнования «Малые олимпийские игры», «Зарничка», «Красота, сила, грация». Участие в городских соревнованиях. Беседы о профилактике здорового образа жизни.
Критерии оценивания достижений обучающегося классного часа «Здоровое питание»
1. Определение темы. 2. Группы витаминов. 3. Полезная еда. 4. Вредная еда. 5. Составление рецепта.
Пример листа самоанализа обучающегося спортивно- оздоровительного направления

внеурочной деятельности «Мои достижения»

классный час «Здоровое питание»

Умения

Пока сложно

Что буду делать, чтобы

научиться
Умею точно определить тему классного часа Знаю группы витаминов, необходимых для укрепления здоровья Знаю, какая еда полезна для здоровья человека Знаю, какая еда наносит вред здоровью человека Могу составить рецепт полезного блюда
Критерии оценивания достижений обучающегося по курсу «Ритмика»
1. Музыкальность. 2. Выдерживание линий. 3. Владение техникой. 4. Партнёрство.
Пример листа самоанализа обучающегося «Мои достижения» по курсу «Ритмика»

Умения

Пока сложно

Что буду делать, чтобы

научиться
Умею точно исполнять движений согласно музыкальному ритму Держу линию корпуса и линии рук Знаю композицию танца без ошибок Исполняю танец без ошибок Умею совместно с партнёром согласовывать действия во время танца

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

Ресурс

МБОУ «СОШ № 91»

Классный руководитель

Другие педагогические

работники
Утверждение программ внеурочной деятельност и «Умники и Умницы»; «Логика»; «Проектиро вание». Разработка программ внеурочной деятельности «Умники и Умницы»; «Логика»; «Проектирование». Школьная НПК «Шаг в науку». Составление расписания занятий внеурочной деятельност и. Организация НПК, Фестиваля Проектов Проведение внеурочных занятий «Логика», «Подготовка к олимпиадам», «Проект». Создание школьной традиции «Фестиваль проектов». Создание индивидуальных и групповых проектов. Подготовка к НПК «Шаг в науку», Фестивалю проектов. Консультации учителей- предметников по содержанию проектных и исследовательск их работ обучающихся Проведение районной олимпиады для обучающих ся 4 классов по русскому языку и математике. Подготовка детей к участию в олимпиадах по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру различного уровня, в том числе и дистанционных. Организация олимпиад по предметам русский язык, математика. Интеллектуальная игра «Великолепная семёрка» (лицей№25). Ресурсный центр по астрономии. Игровые занятия в кабинете «Астрономии». Экскурсии в специализирова нные кабинеты МБОУ «СОШ № 91»: химии, физики, биологии, астрономии, информатики. Разработка и утверждение Положения о портфолио Работа с портфолио обучающихся. Уроки школьного психолога (4 класс, 2 полугодие)
Критерии оценивания достижений обучающегося по курсу «Проектирование»
1. Формулировка темы проекта. 2. Формулировка цели и задач проекта.
3. Актуальность работы. 4. Работа с информацией: умею выстраивать содержание проекта, находить ответы на вопросы, используя литературу, интернет, жизненный опыт, информацию, полученную от учителей, родителей. 5. Презентация к проекту (с учётом основных требований к созданию презентаций). 6. Защита проектной работы (логика изложения материала, комментарии). 7. Ответы на вопросы слушателей по выполненному проекту.
Пример листа самоанализа обучающегося «Мои достижения»

по курсу «Проектирование»

Умения

Пока сложно

Что буду делать, чтобы

научиться
Умею самостоятельно формулировать тему проекта Умею формулировать цель и задачи проекта Умею объяснить актуальность выбранной темы проекта Умею работать с информацией Умею выполнить презентацию к проекту Представляю защиту выполненного проекта в виде устного рассказа Уверенно отвечаю на вопросы слушателей по выполненному проекту
Общекультурное направление внеурочной деятельности

Ресурс

МБОУ «СОШ № 91»

Классный руководитель

Другие педагогические

работники
Информированность о выставках и экскурсиях в школе и вне школы. Заключение договоров о совместной деятельност и. Музейно-экскурсионная деятельность: посещение школьных, городских выставок, театров города. Организация и проведение школьных выставок, библиотечных уроков Концерты, связанные с годовыми праздник ами «1 сентября», «Новый год», «8 Марта», «23 февраля», « Праздник чести школы». Участие детей в общешкольных концертах. Проведение праздников в классе. Фотоотчёт мероприятий. Публикация фотографий на сайте школы. Кружок «Бисероплетение» Организационные мероприятия. Организация выставок работ обучающихся. Хоровая студия «Соловушка» Подготовка номеров для выступления на конкурсе «Музыкальное созвездие». Школьный конкурс «Музыкальное созвездие»

Критерии оценивания достижений обучающегося общекультурного направления внеурочной

деятельности (экскурсия «Музей Почты города Ижевска»)
1. Цель экскурсии. 2. Правила поведения на экскурсии: знаю, применяю. 3. Вопросы по теме экскурсии. 4. Отзыв об экскурсии.
Пример листа самоанализа

обучающегося общекультурного направления внеурочной

деятельности (экскурсия «Музей Почты города Ижевска»)

Умения

Пока сложно

Что буду делать, чтобы

научиться
Понимаю цель экскурсии Знаю правила поведения на экскурсии Применяю правила поведения на экскурсии Умею задавать вопросы экскурсоводу по теме экскурсии Могу выразить свои впечатления от экскурсии через отзыв
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности

Ресурс

МБОУ «СОШ № 91»

Классный руководитель

Другие педагогические

работники
Программа внеурочной деятельности « Дружный класс». Уроки учебного предмета «Краеведение» (2,3 класс), классные часы (3-4 класс) Библиотечные уроки Информированность о мероприяти ях в школе и вне школы. Участие детей городских акциях «Подарок для детского дома», «Вместе теплее». Работа кадетских классов: уроки граждановедени я, кадетские слёты. Проведение обучающих Квестов по изучению своего микрорайона, истории города. Классные часы, экскурсии по изучению родного города, Удмуртской республики. Библиотечные уроки Школьные мероприятия: Урок Мужества; месячник военно-патриотического воспитания Классные часы, экскурсии, встреча с ветеранами Библиотечные уроки
Критерии оценивания достижений обучающегося духовно-нравственного направления

внеурочной деятельности (акция «Семья семье: поможем школьникам»)
1. Цель акции. 2. Понимание значимости. 3. Чувства от участия в акции.
Пример листа самоанализа

обучающегося духовно-нравственного направления

внеурочной деятельности (акция «Семья семье: поможем школьнику»)

Умения

Пока сложно

Что буду делать, чтобы

научиться
Понимаю цель акции
Понимаю значимость своей помощи Могу выразить свои чувства от участия в акции
Социальное направление внеурочной деятельности

Ресурс

МБОУ «СОШ № 91»

Классный руководитель Другие педагогические

работники
Создание условий и обеспечение функционир ования системы ученическог о самоуправл ения Организация ученического самоуправления в классе (создание модели самоуправления) Организация функционирова ния школьных Советов Концерты ко Дню Пожилого человека Подготовка концертных номеров Помощь в подготовке концертных номеров: музыкальное сопровождение, разучивание танцев Информированность о мероприяти ях в школе и вне школы. Участие детей в акциях на уровне школы, города «Птицы нашего города», «Чистый город». Помощь информационного характера (учителя- предметники) Организация дополнител ьного образования (кружки, секции) Обеспечение вовлечения обучающихся класса в кружки и секции на базе школы Проведение занятий в школьных кружках и секциях
Критерии оценивания достижений обучающегося социального направления внеурочной

деятельности «Самоуправление в классе»
1. Выбор направления. 2. Ответственность за поручение. 3. Работа в команде. 4. Культура поведения.
Пример листа самоанализа

обучающегося обучающегося социального направления

внеурочной деятельности «Самоуправление в классе»

Умения

Пока сложно

Что буду делать, чтобы

научиться
Осознанно делаю выбор группы по направлению Ответственно выполняю своё поручение
Умею работать в команде Корректно реагирую на предложения участников команды
Работа с родителями:
использование листа самоанализа «Мои достижения» для определения эффективности проводимых мероприятий. При работе с родителями для определения эффективности родительских собраний Елена Александровна также использует листы самоанализа «Мои достижения». В конце собрания учитель может предложить родителям заполнить лист самоонализа.
Критерии оценивания

листа самоанализа

родительского собрания «Современный ребёнок»
1. Полученная информация. 2. Практика. 3. Впечатления.
Пример листа самоанализа

родительского собрания «Современный ребёнок»

Умения

Очень

уверенно

Уверенно

Пока сложно
Могу поделиться информацией, полученной на собрании Смогу применить полученные знания в практической деятельности Могу поделиться своими впечатлениями
Работа с педагогами:
использование листа самоанализа «Мои достижения» для определения качества и практической значимости выступлений. Презентуя свой инновационный педагогический опыт перед коллегами, Бушуева Елена Александровна также применяет листы самоанализа. Это помогает ей повышать и совершенствовать свой уровень педагогического мастерства. Приведём пример листа самоанализа, который был предложен учителям начальных классов на заседании методического объединения, где Елена Александровна делилась своим опытом работы по оцениванию.
Критерии оценивания

листа самоанализа

педагога «Оценивание предметных результатов,

разработка уровневых контрольно – измерительных материалов»
1. Актуальность. 2. Практика. 3. Впечатления.
Пример листа самоанализа

педагога «Оценивание предметных результатов, разработка

уровневых контрольно – измерительных материалов»

Умения

Очень

уверенно

Уверенно

Пока сложно
Понимаю актуальность темы выступления Смогу применить полученные знания в практической деятельности Могу поделиться своими впечатлениями Таким образом, «Лист самоанализа» позволяет отслеживать индивидуальный прогресс обучающихся в достижении планируемых результатов, педагогов в росте своего профессионального мастерства, родителей в повышении уровня педагогической грамотности, обеспечивать обратную связь для всех участников образовательных отношений, что является показателем его универсальности. Методическую систему Бушуевой Елены Александровны «Оценивание достижений всех участников образовательных отношений с помощью листа самоанализа «Мои достижения»
успешно используют учителя МБОУ «СОШ № 91» в учебной, внеурочной деятельности, в работе с родителями и педагогами. Методическая система учителя была представлена на разных уровнях: 
Школьный уровень
- выступления на методических объединениях учителей начальных классов по темам «Особенности оценивания предметных результатов», 2013г.; «Технология оценивания», 2014г.; «Оценивание контрольных и тематических проверочных работ по русскому языку и математике во 2-4 классах», 2015г.; куратор творческой группы «Оценивание предметных результатов, разработка уровневых контрольно – измерительных материалов» на педагогическом совете, 2016г. 
Муниципальный уровень
– выступления на городских методических семинарах по темам «Особенности курса «Введение в школьную жизнь» (из опыта работы по формированию оценочных умений), 2015г., «Портфолио как метод оценивания индивидуальных достижений обучающихся», 2015г. 
Региональный уровень
- выступления на республиканских методических семинарах по темам «Критерии оценивания. Шкала самооценки», 2014г., «Составление и использование современных контрольно-измерительных материалов по русскому языку», 2015 г., «Критерии оценивания. Шкала самооценки», 2015г., «Разноуровневые контрольно-измерительные материалы», 2015г.