Открытый урок "Атмосферное давление и ветер"

Автор: Жаворонкина Татьяна Семёновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Шарашенская СШ
Населённый пункт: х. Шарашенский, Алексеевский район, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок "Атмосферное давление и ветер"
Дата публикации: 22.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МбОУ Шарашенская СШ Открытый урок по теме (с использованием материалов электронного учебника) 6 класс Учитель географии Жаворонкина Т.С.
Ц ели урока: 1.Закрепить, проверить и дополнить знания учащихся об атмосферных закономерностях, атмосферном давлении и видах барометров. 2.Сформировать представление о понятии «ветер» и причинах его образования. 3.Сформировать навыки по определению направления, силы и скорости ветра. 4.Ознакомить с видами ветров. Учебно-наглядный комплекс: 1.Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» / Петрова Н. Н. 2.Рабочие тетради по географии (6 кл.) 3.Обучающая таблица-конструктор с набором карточек. 4.Таблички с цифровыми данными атмосферного давления. 5.Схематические рисунки «Дневной бриз» и «Ночной бриз». 6.Таблички для составления цепочки причинно-следственных связей. 7.Барометр-анероид. Ход урока: I. Организационный момент. II. Опрос: 1.Фронтальный опрос по вопросам раздела «Контроль» из электронного учебника. 2.Два ученика на доске воспроизводят опорные схемы «Атмосферное давление» и «Виды барометров», а затем в стихотворной форме излагают изученный материал и демонстрируют барометр-анероид.
3.Решение задачи из раздела «Практика» (электронный учебник) на закрепление знаний об атмосферных закономерностях (изменении температуры и давления с высотой). 4.Один ученик работает у доски по сбору таблицы-конструктора и затем делает вывод о зависимости атмосферного давления от высоты точки над уровнем моря. 5.Самостоятельная работа по заданиям №1 и №2 стр. 66 (Рабочая тетрадь). III. Изучение нового материала: 1.Проблемный вопрос. Это было во время Великой Отечественной войны. В оккупированном немцами городе, нужно было разбросать листовки, но фашисты установили жесткий контроль. Одному мальчику удалось выполнить задание партизан с помощью заводской трубы, печь которой не работала с начала войны. Объясните, какую закономерность он использовал. (Тягу от топки к вершине трубы, которая возникла из-за разности в давлении.) Учитель проводит эвристическую беседу по данному вопросу отмечая, что такое явление - движение воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении и просит учеников, послушав загадку назвать это явление. Шелестит и шумит, ветки ломает, Пыль столбом поднимает, с ног тебя сбивает. Ясно слышишь ты его, да не видишь никого! Нет от него покоя, что это такое?
2. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение термина «ветер», а затем прослушать объяснение по теме «Ветер» из электронного учебника и записать в тетрадь правильное определение. 3. Игровое задание «Цепочка». К доске вызываются четыре ученика. Каждому учитель выдаёт табличку и просит учащихся стать так, чтобы получилась цепочка причинно- следственных связей, объясняющих образование ветра. Солнечное излучение Разный нагрев поверхности Разница в давлении Образование ветра 4. Рассказ учителя о характеристиках ветра: направлении, силе и скорости. 5. Самостоятельное выполнение задания №1, стр.67 (Рабочая тетрадь) по формированию навыка определения направления ветра. 6. Игровое задание «Я – ветер». К доске выходят 4 ученика. Им выдаются таблички с различными показателями атмосферного давления. Приглашается один ученик, который должен двигаться в качестве ветра, в том направлении, которое определяют показатели атмосферного давления на табличках и со скоростью пропорциональной разности давления воздуха. Ученики делают вывод о влиянии разности давления на силу (скорость) ветра и вставляют пропущенные слова в задании № 4, стр.68 (Рабочая тетрадь). 7. Иллюстрированный рассказ учителя о флюгере и анемометре. 8. Демонстрация шкалы Бофорта (электронный учебник) и рассмотрение рисунков на форзаце учебника. Один из учеников рассказывает: Давно когда-то не было приборов, Как ветер действует на воду? Чтоб скорость, силу ветра измерять. Как надувает парус кораблей? По местным признакам на суше и на море Как из трубы дым рвётся на свободу? Учился человек о ветре узнавать. Как вызывает колыхание ветвей? С учётом многолетних наблюдений Придумана та бальная шкала. По ней мы производим измерения, Какие дуют каждый день ветра.
9. Практическая работа в парах. Рассматривая фотографии (электронный учебник) учащиеся должны определить направление ветра и его примерную силу и скорость. 10. Иллюстрированный рассказ учителя о бризах и муссонах. Бриз Земная поверхность нагрелась, А ночью земля остывает, И воздух над сушей теплей. И выше давленье над ней. Вот только вода не согрелась, А водная гладь согревает, И воздух над ней холодней. И воздух над нею теплей. Возникло различье в давлении У моря есть ветра движенье, Над сушей, а также водой. Что бризом в науке зовут. И свежего ветра движенье, И дважды своё направление Почувствуешь ты над землёй. За сутки меняет он, плут. Днём дует он с моря на сушу, А ночью наоборот, Запомните это получше, Он с суши на море идёт. Муссон Есть муссоны на Дальнем Востоке, С океана идёт влажный воздух, Ветры те незнакомые вам. Летом пасмурно, сильный туман, Летом все ветровые потоки С затяжными дождями погода Поставляет для нас океан. В это время господствует там. Материк летом больше прогрелся, А зимой материк остывает. А вода холоднее его. Океан сохраняет тепло. Океан ведь ещё не согрелся, Сухой ветер, зимой завывая, Ветер дует на сушу с него. Дует на море, как бы назло. И зима там такая холодная, Да к тому же сухая совсем, А ещё она чаще безоблачна – Вот зима примечательна чем. 11. На доске прикреплены два рисунка «Дневной бриз» и «Ночной бриз». К доске выходит один ученик, который должен с обеих сторон каждого рисунка правильно написать произвольные значения температуры воздуха и атмосферного давления.
12. Практическая работа по нанесению на контурную карту территорий, где распространены муссоны. (№ 6, стр. 68. Рабочая тетрадь) 13. Игровое задание «Геодетективы». Учитель предлагает ученикам пофантазировать и представить себя в роли следователя детективного агентства, который расследует дело об убийстве, совершённом днём в нескольких километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых, разъясняя своё алиби, утверждал, что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесённую лёгким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло всё дальше от берега. Поверите ли вы подозреваемому или усомнитесь в его алиби? (Дневной бриз дует с моря на сушу, поэтому он не мог унести шляпу в море.) IV. Закрепление изученного материала: Решение тестовых заданий из электронного учебника. V. Подведение итогов урока, выставление оценок. Домашнее задание §39, письменно задание № 3,стр.67 (Рабочая тетрадь). Творческое задание по написанию рассказа «Я - муссон».