Автор: Жаворонкина Татьяна Семёновна Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Шарашенская СШ
Населённый пункт: х. Шарашенский, Алексеевский район, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок "Атмосферное давление и ветер"
МбОУ Шарашенская СШ
Открытый урок
по теме
(с использованием материалов электронного
учебника)
6 класс
Учитель географии
Жаворонкина Т.С.
Ц
ели урока:
1.Закрепить, проверить и дополнить знания учащихся об атмосферных
закономерностях, атмосферном давлении и видах барометров.
2.Сформировать представление о понятии «ветер» и причинах его
образования.
3.Сформировать навыки по определению направления, силы и скорости
ветра.
4.Ознакомить с видами ветров.
Учебно-наглядный комплекс:
1.Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География.
Начальный курс» / Петрова Н. Н.
2.Рабочие тетради по географии (6 кл.)
3.Обучающая таблица-конструктор с набором карточек.
4.Таблички с цифровыми данными атмосферного давления.
5.Схематические рисунки «Дневной бриз» и «Ночной бриз».
6.Таблички для составления цепочки причинно-следственных связей.
7.Барометр-анероид.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Опрос:
1.Фронтальный опрос по вопросам раздела «Контроль» из электронного
учебника.
2.Два ученика на доске воспроизводят опорные схемы «Атмосферное
давление» и «Виды барометров», а затем в стихотворной форме излагают
изученный материал и демонстрируют барометр-анероид.
3.Решение задачи из раздела «Практика» (электронный учебник) на
закрепление знаний об атмосферных закономерностях (изменении
температуры и давления с высотой).
4.Один ученик работает у доски по сбору таблицы-конструктора и затем
делает вывод о зависимости атмосферного давления от высоты точки над
уровнем моря.
5.Самостоятельная работа по заданиям №1 и №2 стр. 66 (Рабочая
тетрадь).
III. Изучение нового материала:
1.Проблемный вопрос.
Это было во время Великой Отечественной войны. В оккупированном немцами городе, нужно
было разбросать листовки, но фашисты установили жесткий контроль. Одному мальчику удалось
выполнить задание партизан с помощью заводской трубы, печь которой не работала с начала
войны. Объясните, какую закономерность он использовал.
(Тягу от топки к вершине трубы, которая возникла из-за разности в давлении.)
Учитель проводит эвристическую беседу по данному вопросу отмечая,
что такое явление - движение воздуха от области высокого давления в
область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в
горизонтальном направлении и просит учеников, послушав загадку
назвать это явление.
Шелестит и шумит, ветки ломает,
Пыль столбом поднимает, с ног тебя сбивает.
Ясно слышишь ты его, да не видишь никого!
Нет от него покоя, что это такое?
2. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение
термина «ветер», а затем прослушать объяснение по теме «Ветер» из
электронного учебника и записать в тетрадь правильное определение.
3. Игровое задание «Цепочка».
К доске вызываются четыре ученика. Каждому учитель выдаёт табличку и
просит учащихся стать так, чтобы получилась цепочка причинно-
следственных связей, объясняющих образование ветра.
Солнечное
излучение
Разный нагрев
поверхности
Разница в
давлении
Образование
ветра
4. Рассказ учителя о характеристиках ветра: направлении, силе и
скорости.
5. Самостоятельное выполнение задания №1, стр.67 (Рабочая тетрадь) по
формированию навыка определения направления ветра.
6. Игровое задание «Я – ветер».
К доске выходят 4 ученика. Им выдаются таблички с различными
показателями атмосферного давления. Приглашается один ученик,
который должен двигаться в качестве ветра, в том направлении, которое
определяют показатели атмосферного давления на табличках и со
скоростью пропорциональной разности давления воздуха.
Ученики делают вывод о влиянии разности давления на силу (скорость)
ветра и вставляют пропущенные слова в задании № 4, стр.68 (Рабочая
тетрадь).
7. Иллюстрированный рассказ учителя о флюгере и анемометре.
8. Демонстрация шкалы Бофорта (электронный учебник) и рассмотрение
рисунков на форзаце учебника.
Один из учеников рассказывает:
Давно когда-то не было приборов, Как ветер действует на воду?
Чтоб скорость, силу ветра измерять. Как надувает парус кораблей?
По местным признакам на суше и на море Как из трубы дым рвётся на свободу?
Учился человек о ветре узнавать. Как вызывает колыхание ветвей?
С учётом многолетних наблюдений
Придумана та бальная шкала.
По ней мы производим измерения,
Какие дуют каждый день ветра.
9. Практическая работа в парах.
Рассматривая фотографии (электронный учебник) учащиеся должны
определить направление ветра и его примерную силу и скорость.
10. Иллюстрированный рассказ учителя о бризах и муссонах.
Бриз
Земная поверхность нагрелась, А ночью земля остывает,
И воздух над сушей теплей. И выше давленье над ней.
Вот только вода не согрелась, А водная гладь согревает,
И воздух над ней холодней. И воздух над нею теплей.
Возникло различье в давлении У моря есть ветра движенье,
Над сушей, а также водой. Что бризом в науке зовут.
И свежего ветра движенье, И дважды своё направление
Почувствуешь ты над землёй. За сутки меняет он, плут.
Днём дует он с моря на сушу,
А ночью наоборот,
Запомните это получше,
Он с суши на море идёт.
Муссон
Есть муссоны на Дальнем Востоке, С океана идёт влажный воздух,
Ветры те незнакомые вам. Летом пасмурно, сильный туман,
Летом все ветровые потоки С затяжными дождями погода
Поставляет для нас океан. В это время господствует там.
Материк летом больше прогрелся, А зимой материк остывает.
А вода холоднее его. Океан сохраняет тепло.
Океан ведь ещё не согрелся, Сухой ветер, зимой завывая,
Ветер дует на сушу с него. Дует на море, как бы назло.
И зима там такая холодная,
Да к тому же сухая совсем,
А ещё она чаще безоблачна –
Вот зима примечательна чем.
11. На доске прикреплены два рисунка «Дневной бриз» и «Ночной бриз».
К доске выходит один ученик, который должен с обеих сторон каждого
рисунка правильно написать произвольные значения температуры воздуха
и атмосферного давления.
12. Практическая работа по нанесению на контурную карту территорий,
где распространены муссоны.
(№ 6, стр. 68. Рабочая тетрадь)
13. Игровое задание «Геодетективы».
Учитель предлагает ученикам пофантазировать и представить себя в роли следователя
детективного агентства, который расследует дело об убийстве, совершённом днём в нескольких
километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых, разъясняя своё алиби, утверждал,
что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды
унесённую лёгким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло всё дальше от берега.
Поверите ли вы подозреваемому или усомнитесь в его алиби?
(Дневной бриз дует с моря на сушу, поэтому он не мог унести шляпу в море.)
IV. Закрепление изученного материала:
Решение тестовых заданий из электронного учебника.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание §39, письменно задание № 3,стр.67 (Рабочая
тетрадь).
Творческое задание по написанию рассказа «Я - муссон».