"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе"

Автор: Вердеш Алёна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОБУ Покровская НОШ
Населённый пункт: с. Покровка Октябрьский район
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе"
Дата публикации: 12.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Вердеш Алена Сергеевна Учитель английского языка МОБУ «Покровская начальная общеобразовательная школа» Октябрьского района Приморского края
Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках английского языка в начальной школе
(обобщение опыта работы) Высшее искусство учителя - пробудить радость в творческом самовыражении и познании. Альберт Эйнштейн. Цель современного образования - научить учащихся добывать информацию из различных источников, включая информационные, привить навыки их критического анализа, и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике. Учебная деятельность является одним из видов познания, основным для детей школьного возраста. Поэтому, говоря о повышении уровня познавательной активности учащихся, мы с тем же правом можем говорить об активизации учения.
Познавательная активность
есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время (Шамова Т.И.).
Активизация познавательной деятельности
есть процесс и результат стимулирования активности детей (т.е. высокий уровень мотивации, осознанная потребность к усвоению знаний и умений). Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности, которая требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления, поэтому задача учителя - увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Для этого необходимо подобрать способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда.
Но, подбирая, то или иное содержание познавательной деятельности (особенно на уроке английского языка), необходимо помнить о психологических особенностях млад - ших школьников. Оно должно быть эмоционально окрашено, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности. Применяемые мной на практике формы познавательной деятельности являются до - статочно разнообразными, так как необходимо учитывать желание ребят померяться си - лами (на уроках присутствуют элементы состязательности), а так же элементы игровой деятельности.
Формой организации
учебно-познавательной деятельности младших школьников называется их организация на каком-либо этапе урока или его временном промежутке, которая характеризуется количеством учащихся, строго определенным типом взаимо - связи учащихся между собой, с учителем, а также способом управления учебно-позна - вательной деятельностью учащихся со стороны учителя. При всем разнообразии форм учебно-познавательной деятельности на уроке ан - глийского языка среди них выделяются: индивидуальные, групповые и фронтальные. Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные ре - зультаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно- воспитательных задач на уроке, от специфики содержания предмета английский язык и т.д. 1.
Индивидуальной
учебно-познавательной деятельностью называется самостоя - тельное выполнение учащимся заданий под непосредственным или опосредованным ру - ководством учителя. Это может быть: 1) работа с учебником, 2) работа с картинкой (описание картинки, ответ по схеме); 3) работа у доски, 4) работа по индивидуальным карточкам и т.д. Данная форма организации деятельности применяется на любом этапе урока и ис - пользуется мной для:
- закрепления полученных знаний, - обобщения и повторения изученного материала, - при самостоятельной изучении определенного материала. В качестве примера индивидуальных заданий могу привести следующее: для 2 класса: - «Вычеркни лишнюю букву», «Допиши пропущенную букву», «Слово рассыпалось» ( или «Алфавит рассыпался»), «Найди поросенка», «Змейка», «Letterbox» («коробка с буквами»), «Рассели буквы по домикам» и другие (рис. 1) Рисунок 1. Во втором классе дети овладевают навыками чтения на иностранном языке, запо - минают буквенные соответствия, поэтому особо важен контроль учителя и внимание по отношению к каждому обучающемуся, поэтому я выбираю упражнения на тренировку звуко-буквенных соответствий, на правописание, на закрепление элементарных лекси - ческих конструкций (например, задание « Прочитай и заполни пропуски словами из рамки» и т.д.) В 3-4 классах мной используются индивидуальные задания на отработку (закреп - ление) грамматического и лексического материала. Следует отметить, что индивидуальная работа может выполняться учащимся у доски (например, выбрать правильную карточку с глаголом, который используется с определенными местоимениями), после чего может осуществляться групповой контроль. Плюсом данного вида работы является наличие после выполнения и проверки задания готовая опорная таблица на доске, которая используется в ходе урока в качестве наглядности. 2.
Групповая работа
подразумевает деление класса на группы (или мини- груп - пы), которые получают одинаковое либо дифференцированное задание и выполняют его
совместно. При этом в группах должны находиться ученики с разным уровнем подго - товки для того, чтобы слабые ученики могли реализовать свои способности. Примеры заданий: «Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы», «Переведите данные выражения», «Соедините части предложения по смыслу», «Найди ответы на во - просы» (Matching), «Прочитайте текст и выберите правильный заголовок», «Прочитайте текст и заполните генеологическое дерево». Задания могут быть на работу с любым аспектом языка (чтение, грамматика, лек - сика). Кроме того, мной применяются такие методы организации деятельности учащих - ся: - освоение норм ведения разговора (Задание: «Спроси своего товарища о…» - эле - ментарные этикетные разговоры или запрос информации о семье/ любимой игрушке/ школьных предметах/ хобби и т.д.); - метод взаимной проверки (учащиеся обмениваются тетрадями). Проверяться мо - гут маленькие самостоятельные работы, упражнения, домашние работы. Чаще всего этот метод используется мной для проверки грамматических мини- тестов и тестов на аудирование. - прием взаимных заданий: учащиеся выполняют задания, придуманные од - ноклассниками. Например, ученики пишут на карточках элементарные словосочетания, где находится плюшевый медвежонок, используя изученные предлоги «на/под/в», уче - ники другой группы по очереди берут карточку и помещают медведя в заданное место. Группа контролирует правильность выполнения задания. Другой пример группового вида работы на закрепление тем «Цвета», «Игрушки», «Части тела»: Группа получает описание плюшевого медведя и шаблон, задание: рас - красить / дорисовать нужные части медвежонка в соответствие с описанием (см. рис. 2). Рисунок 2 He’s got big blue eyes. He’s got small brown ears. He’s got a big red nose. He’s got a small red mouth. He is yellow. And his feet are brown.
Данный метод применяется мной во 2 классе, учащиеся очень позитивно реагиру - ет на этот вид работы. Развиваются навыки чтения, активизация изученной лексики, раз- витие техники совместной деятельности, творческого потенциала. Для развития познавательных мотивов учащихся могут быть использованы раз - личные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, Неделя английского языка, олимпиады по языку, необычные формы предъявле - ния изучаемого материала, использование активных методов обучения. Играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. В этом году я попробовала использовать в качестве итоговой творческой работы по изученной теме создание Лэпбука ( Lapbook)–книжки-раскладушки (самодельной папки) с кармашками, подвижными частями, деталями, дверками, в которой собирается материал по теме. Это не просто поделка учащихся, это заключительный этап работы над темой. (Если дети в силу возраста не могут полноценно участвовать в исследовании, то материалы может готовить учитель, а учащиеся выполняют задания и участвуют в оформлении). В результате получается оригинальный вид наглядного пособия. За рубе - жом это является очень популярным способом оформления работ. Мы проделали работу с 4 классом, э был эксперимент, акцент делался на лексическую составляющую темы «Повседневная жизнь», в которую входили разделы «Продукты питания», «Профессии», « Погода». Детям было интересно, в целом результат был достигнут. 3
. Фронтальная работа
подразумевает общую, одновременную работу каждого ученика со всем классом. Большинство методистов сходятся во мнении, что на уроке английского языка с младшими школьниками фронтальный вид работы используется редко, так как трудно реализовать общение учащихся с классом на английском языке в виду еще малого лек - сического запаса. Я применяю элементы этого вида работы:
1) Например, на обобщающем уроке по теме «Семья», когда учащиеся представ - ляют свое генеологическое дерево, их одноклассники задают вопросы, таким же об - разом работа организуется по изучении темы «Хобби» и других интересных и близких младшим школьникам тем. 2) При организации игр - «угадаек» (направлены на отработку лексического и грамматического материала) Дети очень любят эту форму работы. В качестве примера рассмотрим тему «Профессии»: один из учащихся вытягивает карточку, другие по оче - реди задают вопросы (грамматически правильно построенные), «угадывая», какая про - фессия изображена на карточке (например- « Are you a doctor? – Yes? I am! / No, I’m not»). Угадавший получает право вытянуть следующую карточку. Подобные игры прово- дим так же по темам «Семья», «Хобби» и др. В целом, при обучении английскому языку проблема поиска и выбора эффектив - ных методов обучения очень актуальна, так как обучение иноязычному общению воз - можно лишь в том случае, если учебная деятельность младшего школьника
э
моциональ- но окрашена. Так как огромное значение имеет мотивация, то можно сказать, что интерес уча - щихся является главной движущей силой познавательной деятельности. И наиболее сильным мотивирующим фактором являются материалы, удовлетворяющие потреб - ность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Именно поэтому так важно использование на уроке ИЯ разнообразных иг- ровых элементов, использование красочной наглядности (выполняет стимулирующую функцию), ИКТ, нестандартных приемов обучения (например, драматизации, видео-уро- ки и т.д.) Говоря о детях младшего школьного возраста, при выборе технологии их обучения нужно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку - это искусство. Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно важно это учитывать, так как в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элементами нетрадиционных методов обучения.