"Учимся писать стихи"

Автор: Ямнова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (начальная школа-детский сад) сельского поселения "Село Пушкино" Бикинского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: село Пушкино Бикинского района
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Учимся писать стихи"
Дата публикации: 12.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (начальная школа – детский сад) сельского поселения «Село Пушкино» Бикинского муниципального района Хабаровского края «Формирование основ нравственности ребенка дошкольника через речевое развитие» Мастер – класс: учимся писать стихи Воспитатель: Ямнова Елена Васильевна с. Пушкино, 2016г.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский. Духовное и нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Наша работа по нравственному воспитанию детей основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»). Цели и задачи духовного и нравственного воспитания в ДОУ: Основной целью духовного и нравственного воспитания является воспитание личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа. В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста: * формирование начал патриотизма и гражданственности; * формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; * формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; *уважение к своей нации; *понимание своих национальных особенностей; *формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; *уважение к представителям других национальностей; *формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; *воспитание уважительного отношения к труду. Для разностороннего развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо добиваться осуществления следующих целей:  усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;  приобщение детей к традиционным для России духовным и нравственным ценностям;  раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;  активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;  формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;  охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей. Патриотическое воспитание – это неотъемлемая часть нравственного воспитания дошкольников и ФГОС регламентирует главные цели в данном направлении:  развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;  формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;  формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;  развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.
Задача моего мастер – класса, подготовленного для участия в районном конкурсе «Методическая копилка», показать, как посредством создания рифмованных произведений можно: *формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо»; *развивать и обогащать словарь детей, их стремление к словотворчеству; *воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, интерес к событиям в жизни страны. Результатом такой работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение, доброжелательный и дружный коллектив, в котором и растут и развиваются наши дети. Задачи обучения рифмованию. Вторая младшая группа Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, кот – рот и т.д. Побуждать детей к созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Средняя группа. Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Побуждать детей создавать четырёх строчные стишки. Старшая группа. Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – день), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – высоко). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. Подготовительная группа. Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Формировать умение составлять рифмовки, используя разнообразные модели.
Лимерик
- это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (указанной нелепицы). Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт воспитатель. Во время составления лимерика ребёнок может придумывать слова в рифму, но этих слов нет в русском языке. В принципе это придуманное слово можно оставить, но с условием, если он объяснит его значение. Этим самым ещё и формируется детское словотворчество. Для начала ребёнка необходимо познакомить с правилом работы со схемой: 1 строчка Жил – был (объект) 2 строчка Какой? (Сравнение или указание на свойство объекта) 3 строчка Что делал? (Действие или взаимодействие с другими объектами)
4 строчка С кем общался? 5 строчка Вывод. • Первая и вторая строчки рифмуются между собой; • Третья и четвёртая строчки рифмуются между собой; • Пятая является выводом и может не рифмоваться. Например: Жил – был гном. Он любил свой дом. Приглашал друзей. Чтобы было веселей. Вот, какой гостеприимный гном! Жила была птичка, Веселая синичка, По саду летала, Всем звонко щебетала. Вот такая птичка - певичка. Правила составления рифмованных текстов изменился с усложнением к подготовительной группе: 1. Стихотворение составляем из пяти строчек. 2. Первая и вторая строчки рифмуются между собой. 3. Третья и четвертая строчка рифмуются между собой. 4. Пятая строчка это вывод и он не рифмуется. 5. Стихотворение мы составляем с помощью имен признаков. 6. Начало стихотворения начинает зачин, он может начаться и с объекта, и с действия, и с места. 7. В стихотворении может быть несколько действий, объектов, мест. 8. После того как составили стихотворение, делаем вывод и даём название стихотворению. Например: Заботливая мама Жила – была мама. Красавица прямо! Вкусно щи варила, Доченьку любила. Вот, какая любящая мама! Вежливый сынок Маме дома помогаю, Малышей не обижаю, Угостили чем, беру И спасибо говорю. Вот, какой я вежливый! Будьте здоровы! Здравствуйте, а вот и я, Вот и вы, мои друзья! Никого не забываю
И здоровья всем желаю! Вот, какой я воспитанный! Рифмы - миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, правильно употреблять лексико - грамматические конструкции, развивают память и связную речь. Такие рифмовки не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены. Детям предлагается дополнить последнее слово в двустишии. Материал следует дозировать в зависимости от темы и цели мероприятия. Например: У границы мы живем И границу …(стережем, бережем). Называет Лену папочка: « Моя дочка Лена -…(лапочка)». Не нужна нам всем война: Очень страшная …(она). В сказках очень любят пир, Всем на свете нужен…(мир). Маме дома помогаю, Подметать не …(забываю). Не нужны солдату санки, Изучать он будет…(танки). Родина у нас одна, Очень сильная …(она). ( или: Защищает нас … (она). Нельзя чужого брать И, конечно, нельзя …(врать). Не давай в обиду друга, Ведь без друга в жизни …(туго). Если в гости к другу ты пришел, Вести себя ты должен …(хорошо). «Чистоговорки» Задача: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию Ход: водящий задаёт определённое звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним са – са са – укусила нас …(оса), со – со – со - покатилось… (колесо), ща – ща – ща – мы нашли в траве …(клеща), ра – ра –ра - есть в у нас полу…(дыра) т.д.
«Сочини дальше» Задача: учить детей подбирать рифму к заданному слову. Ход: воспитатель читает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. Пример: считалка- «У Никитки есть бубон – (выходи Никитка вон!)». Данные упражнения способствуют дальнейшему сочинительству. Я предлагаю детям свои стихи ( их я зачитываю после практической работы педагогов, присутствующих на мастер – классе): О мире Мы хотим, чтобы солнце светило, Чтобы тихо и мирно все …(было), Чтобы не было войн на планете, Чтобы счастливы были все…(дети). Победа Давным – давно была война, И вот закончилась …(она), И помнят наши деды Счастливый миг …(победы)! Родина На свете есть красавица Земля: Огромный шар, всех лучше для…(меня)! Есть там леса, моря, проселки и поля: Все это – …(Родина моя!) Березка Люблю березку …(белую), Спою ей песню смело я, Ведь у моей России Нет дерева …(красивей)! О космосе Есть в космосе шар …(голубой), Он не простой, он - …(земной). Над ним космонавты …(летают) И о планете все …(знают). Для любимой мамы На 8 марта для любимой …(мамы) Сделаем подарок своими мы …(руками). Яркие цветочки на картон …(наклеим) И слов красивых, нежных мы не …(пожалеем)! Букет на 8 марта Есть цветы … (красивые),
Розы дорогие. Есть …(тюльпаны), лилии, Мимозы …(золотые), Но приятней подарить бабушке и маме Букет, что приготовили …(своими руками)! Пирожок На пенек упал …(снежок), Получился - …(пирожок), Но его, мои …(друзья), Вовсе кушать вам …(нельзя)!
Для присутствующих педагогов, я предлагаю поработать с практическим

материалом: вставить пропущенные слова и сравнить с моими текстами.
О мире Мы хотим, чтобы солнце светило, Чтобы тихо и мирно все …( ), Чтобы не было войн на планете, Чтобы счастливы были все…( ). Победа Давным – давно была война, И вот закончилась …( ), И помнят наши деды Счастливый миг …( ). Родина На свете есть красавица Земля: Огромный шар, всех лучше для ( )! Есть там леса, моря, проселки и поля: Все это – …( ) ( !) Русская березка Люблю березку …( ), Спою ей песню смело я, Ведь у моей России Нет дерева …( )! О космосе Есть в космосе шар …( ), Он не простой, он - …( ). Над ним космонавты …( ) И о планете все …( ). Для любимой мамы
На 8 марта для любимой …( ) Сделаем подарок своими мы …( ). Яркие цветочки на картон …( ) И слов красивых, нежных мы не …( )! Букет на 8 марта Есть цветы красивые, Розы…( ). Есть …( ), лилии, Мимозы …( ), Но приятней подарить бабушке и маме Букет, что приготовили …( ) мы …( )! Снежный пирожок На пенек упал снежок, Получился - …( ), Но его, мои …( ), Вовсе кушать вам …( )! Я вежливый! Маме дома …( ), Малышей не …( ), Угостили чем, …( ) И спасибо …( ).