"Инновационная деятельность в ДОУ"

Автор: Борзёнкова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1161 СП 6
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Инновационная деятельность в ДОУ"
Дата публикации: 12.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Инновационная деятельность в ДОУ
Как никто не может дать другому того , что не имеет сам , так не может развивать , образовывать и воспитывать других тот , кто не является сам развитым , воспитанным и образованным . Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать , пока сам работает над своим воспитанием . А . Дистервег
В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового вида образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка. Одно из проявлений такого поиска — организация в учреждениях инновационной деятельности .
Общая цель инновационной деятельности – это улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Любая инновационная работа содержит долю риска и неопределенности. Но всесторонне продуманная организация предстоящей деятельности поможет свести весь риск к минимуму.

При организации инновационной работы

следует учитывать следующие важные

моменты:
 выбор направления инновационной работы;  разработка концепции и программы инновационной деятельности;  создание условий для реализации инновационного проекта;  подготовка и грамотное ведение документов по инновационной деятельности.

Организационные моменты в начале пути

по инновационной работе.

Создание структурных подразделений – творческих или

инновационных групп педагогов по проблемам.

Использование активных форм методической работы с

педагогическим коллективом (семинары-практикумы,

деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и

анализ проблемных ситуации, создание видеотеки

методических материалов, открытых занятий, выставок по

темам проектов и т.д.)

Разработка программ профессионального роста педагогов

с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к

каждому воспитателю для повышения профессиональной

и методической компетентности.

Создание базы данных по передовому педагогическому

опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного

направления ДОУ.

Обеспечение педагогов, работающих над внедрением

новых программ и технологий, дифференцированным

справочно-информационным материалом.


Структура инновационного процесса

Создание программы
1. Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях 2. Проектирование программы 3.Экспертиза 
Распространение инновационной программы
1.Информирование коллектива 2.Поддержка освоения инновационной программы 
Освоение программы
1.Внедрение в деятельность ДОУ 2.Анализ и оценка результатов изменений 3.Институализация нововведений 
Образовательная деятельность


Выбор направления инновационной

деятельности.
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития в муниципалитете или ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство. Но однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности

Направления

инновационной деятельности

Содержание инновационной

деятельности

Развитие дошкольника
Охрана здоровья, физическое и психическое развитие детей, формирование здорового образа жизни. Разработка здоровьесберегающих технологий. Развитие ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности. Развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Формирование общечеловеческих ценностей и гуманистической направленности личности как основы ее нравственности; взаимосвязь национального и интернационального воспитания в процессе развития социальных связей с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, социальной сферы и т.д.

Направления

инновационной деятельности

Содержание инновационной

деятельности



Личностно-профессиональное



развитие педагогов и специалистов
Интеграция педагогического процесса, как фактор целостного развития личности дошкольника. Содержание и технологии коррекционной работы с детьми. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Развитие педагогов и специалистов как субъектов образовательной деятельности в процессе постдипломного образования и др.

Направления

инновационной деятельности

Содержание инновационной

деятельности

Совершенствование

управления ДОУ
Создание новых моделей образовательных учреждений. Разработка и апробация вариативных и альтернативных образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих преемственность в содержании и технологиях воспитания и обучения по различным направлениям. Проектирование предметно-развивающей среды Использование новых информационных технологий в образовательном процессе и в управлении ДОУ и др.

Выделяют три разновидности творческой деятельности,

которые имеют непосредственное отношение к

инновационной деятельности:

Модификационная
— заключается в усовершенствовании, рационализации, видоизменении какой-либо известной программы (методики, приема). При помощи модификационного механизма творческой деятельности воссоздается педагогический продукт, который уже имел место в педагогической практике, например, использование в педагогическом процессе системы Марии Монтессори или идей Вальфдорской педагогики; системы ТРИЗ.

Комбинаторная
— означает соединение элементов уже известных программ, методик, педагогических технологий.
Радикальная
— предполагает разработку образовательного процесса на основе принципиально новых идей, не имеющих аналогов в педагогической теории и практике.
Этапы разработки инновационной программы:
Диагностический этап
заключается в системном анализе деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в образовательном процессе. Данный этап включает и анализ условий, имеющихся для проведения исследования: кадровых, материально-технических и т.д.
Прогностический этап
предусматривает разработку концепции инновационной деятельности и ее плана-программы. Важной процедурой является определение актуальности проекта, направлений работы, цели программы, объекта и предмета исследования, гипотезы и задач, сроков реализации, предполагаемые результаты по каждому этапу, инновационной деятельности.

Инновационная деятельность
изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть возможности своих воспитанников.