Кружок "Чудесные ручки"

Автор: Астаплюк Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Новотарманский детский сад "Огонек"
Населённый пункт: п.Новотарманский, Тюменская область
Наименование материала: программа дополнительной услиги
Тема: Кружок "Чудесные ручки"
Дата публикации: 22.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МАДОУ Новотарманский детский сад «Огонек»
Программа
дополнительной образовательной услуги Чудесные ручки (по обучению детей 3-4 лет)

Составитель: Астаплюк Татьяна Ивановна, воспитатель 2 младшей группы 2014-2015 учебный год

Оглавление:
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3 2.Цели и задачи………….……………...................................................................4 3.Принципы………………………………………………………………………..5 4.Содержание курса…………………………………………..…………………..6 5.Структура занятия………………………………………………………………7 6.Параметры диагностирования………………………………………..……… 10 7.Учебно-тематический план…………………………………………………...11 8.Календарно-тематическое планирование…………………………………….12 9.Список литературы…………………………………………………………….17 2
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Цели и задачи
3

Цель программы:
создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста,.
Задачи:

Образовательные:
1.Сформировать у детей интерес к видам труда. 2.Познакомить со свойствами материалов. 3.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами. 4.Способствовать развитию конструкторской деятельности. 5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости . 6.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.
Развивающие
: 1.Развивать умение пользоваться простейшими инструментами 2.Развивать твёрдость руки, технические навыки.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к творчеству. 2.Воспитывать трудолюбие.
Принципы
4
При разработке программы учитывала следующие
принципы
:
Принцип доступности
(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
Принцип наглядности
(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский).
Принцип научности
(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
Принцип системности
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
Принцип интеграции
воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Принцип взаимосвязи
сенсорного, умственного и физического развития
Принцип обеспечения
активной познавательно-сенсорной практики. 5

Содержание курса
Программа «Волшебные ручки» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 3-4 года, и рассчитана на 1 год обучения В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы В программу кружка «Чудесные ручки» входит ряд разделов: Работа с бумагой и картоном Работа с тканью Работа с природным материалом Работа с бросовым материалом 6

Структура занятия
Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Чудесные ручки» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза – в месяц. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 Группа состоит из 10 детей Форма предоставления услуги - подгрупповая. Структура НОД 1 может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть
– создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть
– творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу. Очень важна
заключительная часть
– в ней анализируется результат детского художественного творчества. В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Материал:
Бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги. 2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций. 1 НОД – Непосредственная образовательная деятельность 7
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение. 4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток. 5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение. 6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение. 7.Скрепление различных деталей. 8.Скатывание ниток в клубок. 9.Нанизывание различных предметов. 10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков. 11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. 12Конструирование из коробок с элементами аппликации. 13.Лепка предметов из пластилина. 14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе. 15.Барельеф. 16.Печатание штампами на пластилиновой основе.
Ожидаемые результаты:
- развитие мелкой моторики соответствует возрасту; - ребенок владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними; - проявляет интерес к изготовлению поделок из различных материалов. - осуществляет творческий подход к каждой работе.
Знания, умения и навыки
8
- ребенок может сравнивать и различать характерные особенности работ - способен передавать линией, цветом, формой характер образа - разбирается в жанрах искусства - может находить связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения изобразительных материалов.
Параметры диагностирования

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ ОСНОВНЫМИ ПРИЕМАМИ
9
Фамилия, имя ребенка Умение отрывать кусочки Умение скатывать кусочки Умение приклеивать на картинки заготовленные шарики, плотно прижимая друг к другу Умение аккуратно «закрашивать» картинку шариками, не выходя за контур Уровни:  Высокий – 3балла  средний - 2 балла  низкий - 1балл
В результате совместной продуктивной деятельности
1. происходит раскрытие творческих способностей ребенка; 2. ребенок обучается новым художественным техникам и способам изображения; 3. развивается способность свободно экспериментировать различными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого; 4. ребенок получает начальные знания о искусстве; 5. развивается образное мышление, активизируется зрительная память; 6. развивается чувство композиции; 7. ребенок овладевает азами цветоведения 10

Учебно – тематический план
№ Название темы Кол – во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Витамины Ягоды рябины Дерево Листопад Овощи на тарелке Бусы для куклы Красивый браслет Кораблик Черепашка Ежик Угощение Снеговик Снегурочка Гриб-мухомор Гирлянда Стручки гороха Елочка Цыпленок Рыбка Зайка беленький Гусеница Мимоза Овечка Собачка Котенок с клубком Верба Ромашка Железная дорога Гусеница Неваляшка Красивое платье Верба Итоговое занятие 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Итого: 35 11

Календарно-тематическое планирование

месяц

неделя

Программное содержание

Техника

сентябрь
I
Тема занятия: «
Витамины» Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Барельеф II
Тема занятия:«
Ягоды рябины» Цель: продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Барельеф III
Тема занятия:
«Дерево» Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. Моделирование из веточек и пластилина IV
Тема занятия:
«Дорожка из камешков» Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина. Мозаика на пластилиновой основе
Октя

октябрь
I
Тема занятия:
«Листопад» Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. Аппликация из сухих листьев II
Тема занятия:
«Овощи на тарелке» Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Аппликация из сухих листьев с дорисовкой 12
Дополнять изображение деталями. III
Тема занятия:
«Бусы для куклы» Цель: учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Моделирование из бусин IV
Тема занятия:
«Красивый браслет» Цель: продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Моделирование из бусин
ноябрь
I
Тема занятия:
«Кораблик» Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина. Моделирование из скорлупы грецкого ореха II
Тема занятия:
«Черепашка» Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук. Моделирование из скорлупы грецкого ореха III
Тема занятия:
«Ёжик» Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. Моделирование из семечек и картофеля IV
Тема занятия:
«Угощение» Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу. Работа с пластилином
декабрь
I
Тема занятия:
«Снеговик» Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. Аппликация из ваты II
Тема занятия:
«Снегурочка» Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон . Развивать Аппликация из ваты 13
творческие способности. III
Тема занятия:
«Гриб мухомор» Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями, сплющивать, соединять. Работа с пластилином IV
Тема занятия:
«Гирлянда» Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами. Конструирование из полосок бумаги
январь
I
Тема занятия:
«Стручки гороха» Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие. Мозаика на пластилиновой основе II
Тема занятия:
«Ёлочка» Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Работа с пластилином
февраль
I
Тема занятия:
«Цыплёнок» Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. Аппликация из обрывков бумаги II
Тема занятия:
«Рыбка» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями. Аппликация из обрывков бумаги III
Тема занятия:
«Зайка беленький» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями. Аппликация из обрывков бумаги IV
Тема занятия
: «Гусеница» Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание Аппликация из комочков бумаги 14
кусочков друг к другу.
март

март
I
Тема занятия:
«Мимоза» Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию Аппликация из комочков бумаги II
Тема занятия:
«Овечка» Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Аппликация из комочков бумаги III
Тема занятия:
«Собачка» Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. Аппликация из ниток IV
Тема занятия:
«Котёнок с клубком» Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности. Аппликация из ниток
апрель
I
Тема занятия:
«Верба» Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. Аппликация из семян тыквы II
Тема занятия:
«Ромашка» Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Аппликация из семян тыквы III
Тема занятия:
«Железная дорога» Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. Мозаика на пластилиновой основе IV
Тема занятия
: «Поезд» (коллективная работа) Цель: учить соединять детали способом Конструирование из коробок с элементами 15
склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. аппликации
май
I
Тема занятия:
«Гусеница» Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Печатание на пластилиновой основе II
Тема занятия:
«Неваляшка» Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями. Печатание на пластилиновой основе III
Тема занятия:
«Красивое платье» Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. Аппликация из ткани IV Итоговое занятие 16

Список использованной литературы
1. А.Бахметьев, Т.Кизяков «Очумелые ручки».- М.: «Просвещение»,2005.- 178с. 2. Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд –во «Акцидент», 2001. – 85с. 3. Т.М. Геронимус «Работаем с удовольствием» 4. С.И.Гудилина «Чудеса своими руками».- Спб.: «Просвещение»,2009. – 155с. 5. М.А.Гусакова «Аппликация в дет.саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128с. 6. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками” 7. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки” 8. Н.Докучаева “Сказки из даров природы” 9. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир” 10.Н.М.Конышева “Умелые руки” 11.Н.М.Конышева “Секреты мастеров” 12.М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры” 13.“Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила) 14.В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки” 15.Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”
Электронные ресурсы
16.Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008. 17.Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009. 18.Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009. 17