"Проектная деятельность по формированию педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования детей"

Автор: Жукова Лариса Борисовна
Должность: методист
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани
Населённый пункт: г.Сызрань, Самарской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность по формированию педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования детей"
Дата публикации: 13.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Проектная деятельность по формированию педагогической компетентности

родителей в вопросах развития и образования детей»
Методист СП «Детский сад» ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани Жукова Л.Б. Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья , и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир, полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому так важно на протяжении всего срока пребывания ребенка в детском саду педагогам и родителям быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. В педагогической деятельности нами используются различные формы работы совместно с родителями. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Наиболее плодотворная форма работы с родителями – проектная деятельность Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников и повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений. Проект – это такая форма взаимодействия, где родители – не равнодушные слушатели, а равноправные заинтересованные участники. Выбрав проектную деятельность, как одну из основных форм работы с родителями, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования детей
Задачи:
- установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй; - сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей; - повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Ожидаемый результат:
• Тесное сотрудничество семьи и детского сада, способствующее воспитанию разносторонне развитых, физически, психически и эмоционально здоровых детей; • сформирована педагогическая компетентность родителей в вопросах развития и образования детей У нас сложился определенный
алгоритм подготовки
родителей к реализации проекта:
- ознакомление с темой проекта, его значимостью, выделение цели и задач; - ознакомление с мероприятиями для детей, родителей, педагогов, обсуждение плана мероприятий для родителей, распределение ответственных, исполнителей; - индивидуальные встречи и консультации, в том числе по подготовке презентации проекта Я хочу рассказать о наиболее удачных проектах нашего детского сада, реализованных за последние 2 года. Интересным и ярким получился проект «Наша Олимпиада» Цель проекта: пропаганда Олимпийского движения, повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи: - познакомить с историей возникновения Олимпийских игр, как Всемирного праздника спорта. - прививать интерес к активному образу жизни всем участникам образовательного процесса. - формировать волевые качества: целеустремленность, выдержку, силу, ловкость, воспитывать желание побеждать и сопереживать Мероприятия проекта для родителей: - информирование о проведении совместного проекта в ДОУ «Наша Олимпиада». - создание альбома «Зимние виды спорта», - организация выставки «Символика Олимпийских игр», - оформление стенда «Будущие олимпийцы» - о спортивных достижениях выпускников детского сада, - создание видеофильма о совместных занятиях спортом дома «Если хочешь быть здоров», - организация совместного праздника «Малая Олимпиада». Уже традиционным стал проект «Семья сильна талантами» («Моя семья – мое богатство», «Семь Я»). Особенно актуальным этот проект стал для нас в прошлом году, когда мы открыли новый корпус и приняли сразу 150 детей. Он помог нам решить такие проблемы, как трудности взаимодействия с семьями в адаптационный период, незнание интересов, запросов вновь пришедших семей, недостаточность эмоционально – доверительного контакта с родителями, с детьми. Нашей целью являлась развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащение отношений через эмоциональное общение. Мероприятия проекта для родителей: - Подготовка визитной карточки «Моя семья», - придумывание герба своей семьи, - выпуск семейных газет, фотоотчетов «Отдыхаем всей семьей», «Лето – это маленькая жизнь», «Чудо – чадо», - творческая выставка «Семья сильна талантами» Совместный праздник – презентация проекта Реализуя этот проект мы хотели убедить родителей в мудрости народной пословицы «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Сценарий праздника был построен так, чтобы родители испытали и разделили вместе с детьми радость, веселье, торжество. Видели, как дети гордятся ими, танцуют, поют, играют. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на праздниках, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания, гордость за свою семью. Мы заметили, что папы охотнее откликаются на участие в проектах такой тематики, где затрагиваются патриотические чувства: тема защиты Родины, семьи, где они могут показать свою силу, ловкость, удаль, смекалку. Презентации таких проектов («Русские
богатыри», «Наши папы – бравые солдаты», «Защитники отечества») проходят на высоком эмоциональном уровне. Папы на таких мероприятиях стараются быть примером, достойным подражания, а дети безмерно гордятся своими папами и просто счастливы, что те участвуют в празднике. В прошлом году к 75-летию Победы, мы разработали проект «Этих дней не смолкнет слава». В ходе реализации данного проекта нами был создан свой «Бессмертный полк» из фотографий, которые принесли наши воспитанники. На выставку были собраны предметы военной тематики, открытки, письма с фронта, фронтовые фотографии, которые дети с интересом рассматривали и слушали содержание писем. Мероприятия с родителями:  Конкурс рисунков «Поклонимся великим тем годам»  Подбор аудиозаписей песен о войне  Подбор репродукций картин известных художников и детских книг о войне  Подготовка портретов участников войны с целью поддержки акции «Бессмертный полк»  Оформление альбомов: «Наши герои», «Дети - герои войны».  Оформление открыток для ветеранов  Подготовка сценария итогового мероприятия «День Победы» В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, особенно в создании предметно – развивающей среды в группе, когда презентацией проекта является выставка собранной коллекции. Таким примером могут быть проекты «Гжель», «Матрешки», «Динозавры». Итогом проекта «Посидим у самовара» была выставка, на которую удалось собрать более 20 экспонатов, самое почетное место занимал настоящий медный Тульский самовар XIX века. Проект «Книжка-малышка, а ума прибавит лишку» Нами был выбран потому, что проблема развития интереса к чтению у детей в последнее время очень актуальна. Нас, взрослых, беспокоит равнодушие молодого поколения к книгам. Мы хотели помочь семье правильно организовать чтение книг ребенку в домашних условиях, воспитать бережное отношение к книге, вызвать интерес у детей к личности писателей, использовать книгу для развития связной речи, творческого воображения. Мероприятия проекта с участием родителей: - посещение библиотеки, - участие в работе передвижной библиотеки, - создание библиотеки любимых книг, - совместное изготовление родителей с детьми книжек-малышек по различной тематике Летний проект «Цветы лета» был реализован после открытия у нас нового корпуса . Цель: эффективно быстро, мобильно осуществить озеленение целинных прогулочных территорий, придать им вид ярких, радующих глаз цветущих от весны до поздней осени газонов. Можно было просто попросить родителей принести рассаду цветов, но когда мы заинтересовали старших дошкольников тем, что им можно самим выбрать цветы, которые будут расти на их участках, вырастить рассаду цветов, они вместе с родителями разработали проекты клумб. Итогом этого проекта стали клумбы: «Цветы лета», «Луковая лужайка», «Зеленая аптека» «Осенний калейдоскоп». Родители сами предложили посадить
рябиновую аллею, мини лесо – парковую зону, где будут расти деревья нашего региона и экзотические деревья. После открытия нового корпуса на нашей территории оказалось много асфальтовых дорожек, на которых дети с удовольствием рисовали мелками, но после дождя все рисунки исчезали. Так возник проект «Игры на асфальте» Цель: формирование элементарных умений в организации двигательной игровой деятельности с ребенком во время прогулок дома и обогащению опыта игрового взаимодействия родителей. Мероприятия с родителями: - мастер – класс для родителей «Веселая игротека», - создание копилки эскизов подвижных игр – прыгалок «Классики», - рисование подвижных игр – прыгалок «Классики» на асфальте красками. Эффективно организованное сотрудничество детского сада и семьи дает новый импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе. Так в ходе реализации проектов родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Позиция родителей, как воспитателей, стала более гибкой, так как они оказались непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности. Сф ормирована педагогическая компетентность родителей в вопросах развития и образования детей.