"Игра,как средство экологического воспитания дошкольников".

Автор: Патина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ192" Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Кемеровская область г.Кемерово
Наименование материала: Семинар для педагогов
Тема: "Игра,как средство экологического воспитания дошкольников".
Дата публикации: 13.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 192 «Детский сад общеразвивающего вида» Подготовила: Воспитатель Патина Л. А
Кемерово 2016
Цель
: привлечение педагогов к использованию экологических игр в образовательном процессе ДОУ.
Задачи
: 1. Выявить уровень знаний педагогов по экологическому воспитанию. 2. Изменение экологического сознания педагогов; привлечение педагогов к предстоящей творческой работе в инновационном режиме. 3. Показать значимость использования экологических игр в воспитательно- образовательном процессе. 4. Уточнить методику проведения игр экологической направленности с учётом возраста детей и программных задач, их разнообразие.
Материалы и оборудование
: экологические игры разных возрастных групп.
Ход консультации
: 1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного детства.
Игра
– один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиями с предметами, способами и средствами общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Развитие ребёнка в игре происходит прежде всего за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют как нравственному, так и экологическому воспитанию дошкольников (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.) В игре ребёнок осваивает действительность, получает определённые знания и умения. Множество задач решается с помощью игры. Педагогам предлагаются несколько видов игр, которые всем хорошо известны. Задача: определить, какие знания и умения получают в этих играх. Можно
предложить следующие игры: «Съедобное-несъедобное», «Ловишки», «Хитрая лиса», «Лишнее слово». В последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин. Во-первых, игра стала средством обучения. Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребёнку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны, и развитию коммуникабельности дошкольника - с другой. В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Ещё одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребёнком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре у детей объясняется отчасти стремлением педагогов выполнить «социальный заказ» родителей. В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, проецирующей дальнейшую успешность ребёнка в жизни. 2. Экология и игра. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой – предполагает, во-первых, формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам; во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой- аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Использование литературно-сказочных персонажей (Чипполино, Незнайка и др.) вносит в процессы обучения игровой стержень, создает условия для слияния игровой и учебной деятельности, что повышает умственную активность детей. Эффективность экологического развития дошкольников во многом обусловливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействия с детьми. Для успешного освоения детьми программы
экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков. Основными составляющими компонентами первых двух блоков являются наглядность и игра. Следует отметить, что содержание экологической работы носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в практической работе воспитателя с учетом его интересов и опыта. Моделирование наглядное (детально разработан у Н. Н. Кондратьевой). Сущность этого метода заключается в использовании моделей, что помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, т.к. по исследованиям Л.А. Венгера основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Работа по экологическому воспитанию с использованием вышеперечисленных методов направлена на решение следующих задач:  формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;  развитие собственного познавательного опыта в общественном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей);  расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, модулирующие и преобразующие действия;  поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии. Его необходимо проводить в процессе интеграции занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно- ролевых игр, чтения литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Благодаря экологическим играм ребёнок получает знания о взаимосвязях в природе, представления о природных объектах. В наше время существует множество игр экологического и природоведческого содержания. Такие игры помогают постигать детям причинно- следственные связи в окружающем мире и формируются экологические
умения. Условно все экологические умения можно разделить на несколько групп:  Интеллектуальные умения, являющиеся основой формирования экологического сознания личности, умения видеть и устанавливать причинно-следственные связи в природе, между природой и обществом, прогнозировать последствия своего поведения в природе, принимать правильные решения в ситуации выбора варианта поведения: дидактические игры «Наши друзья», «Помоги дереву», подвижная игра «Охотники и зайцы», «Накорми зверей»;  Практические умения – умения выполнять экологически обоснованные нормы и правила поведения в природе, природоохранной деятельности: «Экомарафоны», конкурсы, развлечения «Земля – наш дом родной», «Помоги насекомым»;  Оценочные умения – умения осуществлять анализ и оценку своего поведения, поведения других людей по отношению к природе с позиции экологической целесообразности и нравственных норм: дидактические игры «Что будет, если…», «А я сделаю вот так». Экологические игры направлены на отношение человека к природе. Многие игры можно дополнить таким образом, чтобы играя, дети осваивали опыт гуманно-ценостного отношения к природе (изменить конец – например в игре «Гуси»; вести дополнительные роли – например, в игре «Птицелов»; ввести ласковые обращения к природе со словами благодарности – например в игре «Эхо»; придумать продолжение – например игры «Солнце и месяц»). Одной из важнейших задач при экологическом воспитании детей дошкольного возраста – развитие очень важного качества для развития экологического сознания личности, экологической зоркости. С этой целью можно использовать такие игры как игры – конкурсы «Учимся наблюдать, замечать», проведение простейших опытов, которые напоминают детям фокусы, исследования «Предсказание погоды» и разнообразных наблюдений детей. На формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за состояние окружающей среды, стимулирование интереса к познанию родного края направлена игра – путешествие «По родному краю» или викторина «Знаешь ли ты свой край?», выставка детских работ «Мой родной город» и т.д. Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, создание коллажей и макетов, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Научить каждого ребёнка бережно относиться к природе, превратить его в активного защитника растений и животных – одна из задач, которую помогут решить летние задания. Это также одна из форм экологического
воспитания детей. Летние задания опираются на знания, умения и навыки, полученные детьми во время игр, экскурсий, прогулок и практических работ. Приемлема и такая форма, как совместный поход детей с родителями хотя бы в ближайший парк или сквер, можно предложить папам и мамам подготовить мини-экскурсию, игру для детей, снять видеофильм о живой природе. Очень важным компонентом экологической культуры является рефлексия. Развитию умений поведения в природе, принимать правильное решение в ситуациях выбора способствуют игры – тренинги, например «Золотое правило экологии». Такие игры являются не только обучающими, но и диагностическими. Они показывают, насколько усвоены знания о значении конкретных природных объектах, взаимосвязях в природе; являются тенденциями формирующихся у дошкольников ценностных отношений к данным объектам (с участием или равнодушно относится ребёнок к тому или иному объекту, видит ли его нравственное, эстетическое, познавательное значение в природе или только практическое). Игры – исследования типа «Как живёт наша речка?», «Предсказание погоды», «Что такое мусор?» предполагают развитие опыта исследовательской деятельности, в процессе которой дошкольники знакомятся с экологическим состоянием компонентов природы родного края. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему. 3. Работа в трёх проблемных группах. 3.1. Младший дошкольный возраст. 3.2. Средний дошкольный возраст. 3.3. Старший дошкольный возраст. Вопросы для обсуждения: 1) Разработать схему «Игры экологической направленности» с учётом программных задач. 2) Методика проведения игр с учётом возраста детей. 4. Выставка экологических игр и их презентация.