"Воспитание у детей заботливого отношения к животным".

Автор: Даутова Аминат Даутовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Снегурочка"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание у детей заботливого отношения к животным".
Дата публикации: 13.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Воспитание у детей заботливого отношения к животным.
Из рассказов дошкольников об уходе за животными видно, как эмоционально, охотно делятся они впечатлениями о поведении своих питомцев. «Будит по утрам маму, знает свою кличку, когда выпускаем во время уборки клетки, сидит и смотрит в окно» - рассказывает мальчик о поведении попугая. Другой с удовольствием рассказывает о хомячке: «Когда проголодается, залезает туда, где лежит коробка с сыром, нюхает и сует голову в дырочку». Дети все воспринимают чрезвычайно эмоционально. Эти впечатления долго сохраняются в их памяти, оставляют хорошие воспоминания, добрые чувства. Все это способствует проявлению заботливого отношения к объектам живой природы. Интересные впечатления приобретают дошкольники во время ухода за животными, в процессе общения с ними. Поэтому во время дежурства в нашей группе в уголке природы мы предоставляем беспрепятственный доступ к животным, даем возможность наладить с ними контакт. Только при такой организации дежурства, когда наши дети имеют возможность потрогать животное, приласкать его, а не только накормить и навести в клетке чистоту, оно становится им ближе. Это помогает нашим ребятам почувствовать, ощутить и понять состояние живого существа. Дети лучше узнают необходимость действий, удовлетворяющих те или иные потребности животного, условия, которые нужны для его нормального существования. При организации дежурств в уголке природы основное внимание мы, педагоги, уделяем сообщению детям знаний о животных и выполнению ими обязанностей дежурных, работе по формированию у детей заинтересованного и заботливого отношения к животным. В ходе наблюдения мы поняли, что общения с живыми существами нужны детям. Именно в общениях с животными проявляется доброжелательное, заботливое отношение у ребенка к животным, его личная инициатива в уходе за ними. Чтобы дети могли по-настоящему выразить свою заботу о животных, мы думаем, нужно поддерживать общение детей с ними, продлевать время для таких контактов. Иногда детям хочется поиграть с животным, которое живет в группе. Но при этом можно наблюдать, как неумело он это делает. Неумение обращаться с живыми существами свойственно детям. Ребенку необходимо подсказать и показать способы обращений с живыми существами, сообщить о том, что не все формы обращения с животными допустимы. Практические навыки обращения с живыми существами помогают детям проявлять действенную заботу о них. Например, когда ребенок держит животное в руке или на коленях, он старается как бы подстроиться к поведению животного: наблюдает за тем, как оно себя чувствует, улавливает его состояние, предусматривает, чего животное может испугаться. Если его беспокоит то или иное движение ребенка, мальчик старается его не делать. Таким образом, дошкольник начинает регулировать свое поведение, делает все то, что позволяет сохранить спокойствие живого существа. Первое общение с животными у большинства детей вызывает большой интерес. Они хотят знать, как поведет себя живое существо при встрече с ними. Нередко дети начинают «навязывать» животному свои действия. Нужно объяснить ребенку, что животные не могут делать того, что хочется детям. Их нельзя дергать, толкать, побуждать к нехарактерным для них действиям. Надо внушать воспитанникам, что все это пугает животное. И если оно начинает беспокойно себя вести, лучше подождать, пока успокоится. Если ребенок потревожил животное, находящееся в террариуме или в клетке,
нужно обратить его внимание на то, что оно испугалось, убежало и спряталось. В этом случае, чтобы вызвать его, можно предложить самую вкусную для животного еду и не брать его сразу на руки. Ребята часто не умеют кормить животных, не знают, когда это делать. Можно видеть, как дети, не считаясь с тем, что животные отдыхают, пытаются накормить их. Поэтому надо подсказать детям, что лучше подождать, положить корм в кормушку, а не беспокоить животное во время отдыха. Позднее следует проверить, съеден ли корм. Детей, испытывающих страх перед животными, стараемся привлечь к систематическому наблюдению за их поведением, показать, насколько оно индивидуально и неповторимо. Желание сделать что-нибудь приятное для живого существа проявляется в создании хороших условий для него: убрать в террариуме, вымыть, положить корма. В результате у ребенка возникает желание поделиться своими впечатлениями, добавить что-то к своему рассказу или повторить то, что видел раньше. Очень важно воспитателю терпеливо выслушать рассказ ребенка. Значение внимательного отношения педагога к проявлениям эмоций ребенка велико. Ведь положительные эмоции способствуют проявлению заботы о животном как об объекте открытий и радостных переживаний детей. Мы, воспитатели, своим детям стараемся объяснить, что у животных есть свой «язык», с помощью которого они общаются, понимают друг друга. В проявлении заботы о живых существах в процессе общения с ними можно выделить несколько этапов.
I этап
– подготовительный, он предшествует общению. На этом этапе у ребенка создается психологический настрой к встрече с живым существом. Ребенок переживает предстоящую встречу
. На

II этапе
, когда происходит контакт с животным, проявление эмоций детей усиливается. Ребенок значительно оживляется (радуется, улыбается). Затем
на III этапе
дошкольник удовлетворяет свой познавательный интерес. Я считаю, что интерес ребенка к особенностям поведения животного надо удовлетворять, но под наблюдением взрослого. Мы, педагоги, должны направлять действия ребенка в соответствии с нормами обращения с животными. И именно умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволит педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе.