"Домашняя работа как условие формирования познавательных и регулятивных УУД младших школьников в процессе обучения математике".

Автор: Лаптева Ольга Вячеславовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Верхнекарачанская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Воронежская область село В-Карачан
Наименование материала: Статья
Тема: "Домашняя работа как условие формирования познавательных и регулятивных УУД младших школьников в процессе обучения математике".
Дата публикации: 13.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья на тему «

Домашняя работа как условие формирования

познавательных и регулятивных УУД младших школьников в процессе

обучения математике».
Конечной целью формирования учебной деятельности обучающихся начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО, Стандарт), является становление школьника как субъекта учебной деятельности, достижение им такого уровня развития, когда он оказывается в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности, когда он может планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Самостоятельная деятельность обучающихся формируется различными средствами, одним из которых является домашняя работа. Она содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника, помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у них ценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности, аккуратности. Сегодня в системе начального образования все большее внимание уделяется формированию у младших школьников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС. Это не только получение учащимися знаний, но и целенаправленное, интенсивное развитие их интеллектуальной самостоятельности и активности. Ведь современный социальный заказ – это люди умеющие мыслить, прогнозировать события и явления, готовые к продуктивному сотрудничеству и способные к созидательной деятельности. В соответствии с этим, усвоение предметных знаний по школьным программам рассматривается как средство и результат обучения и развития обучающихся. Актуальность этой проблемы обусловила выбор темы статьи «Домашняя работа как условие формирования познавательных и регулятивных УУД младших школьников в процессе обучения математике». Раскроем теоретические основы формирования универсальных учебных действий как метапредметного результата освоения начального курса математики. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, подразумевающий отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС НОО на протяжении четырех лет обучения в начальной школе на уроках математики должна формироваться система планируемых результатов обучения, направленная на достижение требований ФГОС: - Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий; - Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и др. , то есть овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться. - Предметные: использование начальных математических знаний для объяснения окружающих предметов, приобретения начального опыта применения математических знаний, умение выполнять устно и письменно арифметические действия и др, то есть требования, по получению нового математического знания, его преобразования и применения в современном мире. [ФГОС НОО]. В соответствии с ФГОС НОО при обучении по новым стандартам используются любые учебно-методические комплекты (УМК), которые включены в федеральный перечень. При организации образовательного процесса, наряду с формированием списка используемых учебников, особое внимание уделяется изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном создании информационного банка дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Так, например, курс «Математика», авторов Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., УМК «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально-грамотной личности, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. В основу построения курса «Математика» Истоминой Н.Б. положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой. Реализация системы развивающего обучения Занкова Л.В. обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся. Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений – классифицировать предметы и понятия, путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий. Основной курс познания математики – индуктивный [Байрамукова П.У.,2009]. Сопоставительный анализ вариативных программ начального курса математики показал, что все они соответствуют требованиям ФГОС НОО в плане планируемых результатов освоения предмета и предполагают формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном процессе. Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы [Примерные программы по учебным предметам,2011]. В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания, которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания). Создаются необходимые условия для формирования познавательных и регулятивных УУД обучающихся в домашней работе при изучении умножения и деления. Это последовательность и методика изучения темы «Табличное умножение и деление». Изучение вопросов теории проводится в следующем порядке: 1.Определение умножения как сложения нескольких одинаковых слагаемых. 2.Название компонентов и результата умножения. 3.Объяснение смысла деления на двух задачах. 4.Введение для множимого и множителя одного термина «множитель». 5.Переместительное свойство произведения. 6.Нахождение делением неизвестного множителя. 7.Название данных и результата деления. 8.Нахождение неизвестного делимого и неизвестного делителя. 9.Умножение числа на 1. 10.Деление числа на 1. [Методика начального обучения математике, 1972]. Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, т. е. рассредоточенное усвоение, что требует выполнения работы определенного объема. Чаще всего такую работу задают на дом. Сущность домашней учебной работы учащихся заключается в том, что она помогает в формировании метапредметных универсальных действий, таких как регулятивные (саморегуляция, контроль) и познавательные (выбор наиболее эффективных способов решения или нахождение нескольких способов решения, поиск необходимой информации). Для учеников с высокой степенью обучаемости можно задавать на дом дополнительные задачи, которые формируют такое универсальное действие, как познавательная мотивация Одним из типичнейших недостатков в постановке
обучения математике в начальных классах, по замечанию М.А. Бантовой, является перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка эта, по ее мнению, проявляется в двух формах: а) задания на дом оказываются чрезмерно большими по объему; б) задания оказываются чрезмерно трудными для детей, не могут быть выполнены ими без посторонней помощи. В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы: - индивидуальная; - групповая; - дифференцированная; - одна на весь класс; - составление домашней работы для соседа по парте; - творческая. Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. При выполнении индивидуальной домашней работы формируются такие регулятивные учебные действия как: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. И познавательные, такие как: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ, построение логической цепи рассуждений, с амостоятельное создание способов решения. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Они направлены на формирование следующих регулятивных УУД: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; планирование пути достижения целей; принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров. И познавательных УУД: формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выдвижение гипотез и их обоснование. Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер (Регулятивные УУД). Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них (Познавательные УУД). Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала. Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, если: -Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания; -Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
-Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения; -Выполнение домашнего задания будет оценено в срок.