"Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, гармоничное психофизическое развитие дошкольников через физкультурно-досуговую деятельность".

Автор: Симакова Светлана Леонидовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: с. Алтайское, Алтайский р-н, Алтайский край.
Наименование материала: Проект "Сибирячок".
Тема: "Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, гармоничное психофизическое развитие дошкольников через физкультурно-досуговую деятельность".
Дата публикации: 14.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сказка» Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское. Тема по самообразованию: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через физкультурно-досуговую деятельность».
ПРОЕКТ

« Сибирячок»
Автор: инструктор по физической культуре Симакова Светлана Леонидовна с. Алтайское
2012 г. Содержание: 1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА  Наименование проекта  Вид проекта  Основания для разработки проекта  Назначение проекта:  Сроки реализации проекта  Объект проекта  Субъекты проекта  Разработчики проекта  Постановление об утверждении проекта  Орган, ответственный за контроль реализации проекта стр. 3-4 2 Актуальность стр. 4-5 3 Цель, задачи. стр. 5 4 Принципы реализации проекта. стр. 5-6 5 Этапы реализации проекта. стр. 6-7 6 Содержание работы с детьми по проекту стр. 7-8 7 Взаимодействие с родителями воспитанников. стр. 9 8 Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ стр. 10 9 Взаимодействие с социальным окружением. стр. 10 10 Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ по физическому направлению развития дошкольников. стр. 11-12 11 Ожидаемые результаты проекта стр. 12 12 План действий по реализации проекта для детей дошкольного возраста. стр. 13-15 13 Литература. стр. 16 2

1. Паспорт проекта
Наименование проекта Проект «Сибирячок» инструктора по физической культуре МБДОУ детского сада «Сказка». Вид проекта Физкультурно-досуговый.. Основания для разработки проекта 1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 г. №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». 3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 5. Постановления от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 7. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277. 8. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09. 2013 г. N 513 "О законе Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае" 9. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка». 10.Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка». 11. Проект МБДОУ детского сада «Сказка» «Алтай – «Кладовая здоровья» Назначение проекта: Проект определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации; раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи; направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, гармоничное 3
психофизическое развитие дошкольников через физкультурно-досуговую деятельность. Сроки реализации проекта Период реализации с февраля 2012 по 31августа 2015г., долгосрочный. Объект проекта МБДОУ детский сад «Сказка» Субъекты проекта Администрация ДОУ, педагоги, дети, родители, специалисты. Разработчики проекта Инструктор по физической культуре, высшей квалификационной категории Симакова С.Л.; старший воспитатель Кузнецова В.А., высшей квалификационной категории. Орган, ответственный за контроль реализации проекта Старший воспитатель.
2. Актуальность:
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Неблагоприятные эколого – климатические условия приводят к ослаблению иммунитета, и как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. Низкий уровень опыта и знаний родителей о здоровом образе жизни снижают эффективность стремления к сохранению и укреплению здоровья детей. Дошкольное учреждение, как самостоятельный уровень образования, имеет возможность выбора альтернативных форм и методов организации учебно– воспитательного процесса. Физическое развитие дошкольников - это процесс формирования потребности в здоровом образе жизни, коррекция двигательной активности детей, развитие физических качеств личности, оздоровления детского организма. Эффективность учебно-воспитательного процесса в нашем детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы; при этом особенно важно рационально чередовать разные виды деятельности с активным отдыхом: спортивные праздники, совместные праздники с родителями, физкультурные досуги, развлечения, походы. Активный отдых в комплексе с другими воспитательными средствами закладывает основы гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 4
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей выносливости, смекалки, ловкости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети, с одной стороны, закрепляют, совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, а с другой – в интересной, увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с ними традициями, расширяют кругозор в области спорта. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность, позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. В связи со всеми вышеизложенными факторами возникла необходимость продолжать приобщение детей детского сада к здоровому образу жизни через разнообразные формы, методы и приемы организации двигательной деятельности, в частности, через физкультурно-досуговую деятельность, через реализацию проекта «Сибирячок», в структуру которого включены мини проекты.
3. Цель:
Создание оптимальных условий для приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через физкультурно-досуговую деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей желания в свободное время заниматься интересной и содержательной физкультурно-досуговой деятельностью. 2. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 3. Формировать у детей представления о физкультурно-оздоровительных возможностях территории Алтайского района. 4. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, педагогами и родителями в процессе проведения физкультурно-досуговой деятельности. 5. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросам физкультурно-досуговой деятельности.
4. Принципы реализации проекта.
Проект сформирован в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом ДО:  содержание проекта соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;  строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 5
 основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  предусматривает решение задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей  учитывает принцип дифференциации и индивидуализации;  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.  принцип региональности (село-район).  учет климатических условий Алтайского района.  принцип концентричности. Через данный принцип прослеживается определенная задача, ее углубление, усложнение с учетом возраста и уровня детей.  принцип взаимосвязи с социумом - взаимодействие педагогов, специалистов, родителей и т.д.
5. Этапы реализации проекта.
Этапы Срок Участники Содержание 1 этап Организационно- подготовительный Февраль- август 2012 Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ. - определение темы; - формирование цели, задач; - сбор информации, литературы, дополнительного материала; - анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по данной теме; - определение сроков реализации проекта; - оставление плана-схемы проекта; - обсуждение проекта с воспитателем группы, специалистами ДОУ. - формирование мотивационной готовности родителей и детей к участию в проектной деятельности. - создание условий для реализации проекта; - организация - организация предметно- пространственной развивающей среды для детей. 2 этап Практический 2013-2015 Дети, родители, воспитатели, - реализация проекта через мини-проекты. 6
специалисты ДОУ. 3 этап Аналитический Май-август 2015 Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ. - самоанализ педагогами своей деятельности. - творческие отчёты в различных формах (спортивные праздники и досуги, фото выставки, презентации, творческие акции). - систематизация информации; - создание методических рекомендаций для использования данной технологии в практике работы дошкольного учреждения; - презентация результатов проектной деятельности для родителей; - презентация результатов проектной деятельности для педагогов ДОУ на педагогическом совете.
6. Содержание работы с детьми по проекту
выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2012г), программой ДОУ, проектом «Алтай – кладовая здоровья» (региональный компонент программы ДОУ).
Интеграция физического направления развития дошкольников.

«Физическая культура»
- формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культурой, гармоничное физическое развитие - сохранение и укрепление здоровья воспитанников; - воспитание физических и личностных качеств.
«Здоровье»
- сохранение и укрепление здоровья детей; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; - развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств.
«Коммуникация»
- развитие активной речи детей в различных видах деятельности;- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие личностных и интеллектуальных качеств. 7

«Чтение детям художественной литературы»
- формирование целостной картины мира; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству; - развитие личностных и интеллектуальных качеств.
«Познание»
- развитие познавательно-исследовательской деятельности; - формирование целостной картины мира; - расширение кругозора детей; - развитие личностных и интеллектуальных качеств.
«Кругозор»
- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; - формирование целостной картины мира; - развитие личностных и интеллектуальных качеств.
«Музыка»
- приобщение к музыкальному искусству; - воспитание умения слушать звуки природы (шелест листьев, пение птиц, журчание ручья и т.д). - развитие музыкальных, личностных и интеллектуальных качеств. «
Художественное творчество»
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); - развитие творчества; - приобщение к изобразительному искусству; - развитие физических (мелкой моторики рук), личностных интел-ных качеств.
«Социализация»
- личностное развитие воспитанников; - формирование гражданской принадлежности к селу, району, краю, стране; - приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - развитие личностных и интеллектуальных качеств.
«Труд»
- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия; - развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
«Безопасность»
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; - формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира); - развитие личностных и интеллектуальных качеств. 8

7. Взаимодействие с родителями воспитанников.
1. Привлечение родителей к реализации проекта. 2. Оформление стенда «Для заботливых родителей», «Фото галерея» 3. Консультации и рекомендации для родителей:  «Сон – это здоровье».  «Роль семьи в физическом воспитании ребенка».  «Витамины в детском питании».  «Современная вакцинация против гриппа».  «Профилактика простудных заболеваний».  «Здоровье ребенка в ваших руках».  «Внимание дорога».  «Осторожно грибы».  «Ребенок и спортивная площадка».  «Как повысить иммунитет».  «Закаливание детей на Алтае», «Летний отдых с ребенком на Алтае».  «Режим дня».  «Картошка всему голова».  «Уроки дорожной безопасности».  «Лето красное – для здоровье время прекрасное». 4. Индивидуальные беседы. 5. Анкетирование. 6. Помощь родителей в организации:  спортивных праздников;  развлечений;  акций. 7. Оформление выставок совместного художественного творчества детей родителей и педагогов.  «Роль витаминов на Алтае в детском питании».  «Картофельное чудо». 9

8. Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ.
Консультации для педагогов:  «Активный детский отдых зимой».  «Зимние травмы».  «Одежда и здоровье».  «Здоровье всему голова».  «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Цикл бесед с детьми «Минутка здоровья»; Консультации медсестры:  Памятка «Профилактика «ОРВИ».  «Прививки».  «Закаливание»
9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНАМ ОКРУЖЕНИЕМ.

Взаимодействие

с педагогами и

специалистами

ДОУ
Администрац ия ДОУ Музыкальный руководитель Медсестра Старший воспитатель Воспитатели Консультации. Праздники и развлечения. Медико-педагогические советы. Практические семинары .
МБДОУ

«Сказка»

Питомник

«Биолит»

Стадион

«Централь

ный»

Спорт. база

«Давигор»

Районная

библиотека

Поликли-

ника
Результат: установление взаимосотрудничества и повышение престижа МБДОУ детского сада «Сказка» 10

10. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ

по физическому направлению развития дошкольников.

Вид помещения

Основное

предназначение

Оснащение

Методический

кабинет
 Осуществление методической помощи педагогам;  Организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства;  Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по физическому направлению.  Библиотека педагогической, методической и детской литературы; Библиотека периодических изданий; Демонстрационный.материал.  Опыт работы педагогов.  Документация по содержанию работы в ДОУ по физическому направлению (результаты диагностики детей, консультации, работа творческой группы «Малыши – крепыши» и пр.).
Музыкально-

физкультурный

зал
 Музыкальные и физкультурные занятия  Утренняя гимнастика;  Физкультурные праздники, досуги;  Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей  Шкаф для используемых специалистами пособий, игрушек, атрибутов  Музыкальный центр, аудиокассеты, пианино, телевизор, DVD и MP3 диски,  Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания  Шкафы для мелкого спортивного оборудования
Коридоры ДОУ
 Информационно- просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями.  Информационные стенды для родителей, педагогов, творческой группы «Малыши – крепыши» и пр.).
«Зеленая зона»

участка
 Прогулки на воздухе  Игровая деятельность;  Самостоятельная двигательная деятельность детей,  Физическая культура на улице.  Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп.  Игровое, функциональное, (навесы, столы, скамьи) и спортивное оборудование.  Физкультурная площадка.  Зона отдыха для эмоциональной разгрузки 11
(огород, альпийская горка, клумбы с цветами).
Групповые

комнаты
 Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности  Физкультурный уголок.  Дидактические, настольно- печатные игры по физическому направлению развития дошкольников.  Методические пособия по физической культуре.  Музыкальный центр
Приемная

комната

(раздевалка)
 Информационно- просветительская работа с родителями.  Информационные стенды для родителей.  Выставки детского творчества.
Медицинский

кабинет
 Осмотр детей, консультации медсестры, врачей;  Консультативно- просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ  Изолятор  Медицинский кабинет
Микроцентр в

каждой

возрастной

группе

«Физкультурны

й уголок»
 Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности  Оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, общеразвивающих упражнений.  Атрибуты к подвижным и спортивным играм. Спортивная площадка  Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность.  Гимнастическая стенка, лианы, бревна, скамейки, мишени, баскетбольная площадка.
11. Ожидаемые результаты проекта:
 Реализация поставленных целей и задач.
12. План действий по реализации проекта

для детей дошкольного возраста.
12

2012- -2013

учебный год.

Мини проект

Сроки

реализаии

Форма

проведения

Участники

Место

проведения
1 «Мама, папа и я, спортивная семья» сентябрь Спортивные старты Старший возраст АРДОД ДЮ 2 «Как уберечься от гриппа на Алтае» ноябрь Оздоровительный досуг Все возрастные группы МБДОУ д/с «Сказка» 3 «Зимушка- -зима январь Оздоровительный праздник Все возрастные группы МБДОУ д/с «Сказка» 4 «Ловкие, сильные, смелые» февраль Спортивный праздник Старший возраст МБДОУ д/с «Сказка» 5. «Юные пожарные» март Спортивный тренинг Все возрастные группы ТО МЧС Алтайского района МБДОУ д/с «Сказка» 6. «День смеха» апрель Эмоциональный тренинг Эмоциональный час Все возрастные группы МБДОУ д/с «Сказка»
План действий по реализации проекта

для детей дошкольного возраста.
13
2013 – 2014
учебный год.
Мини проект Сроки реализаци и Форма проведения Участники Место проведения 1 «День открытий спортивной площадки» Октябрь Спортивный праздник Родители воспитатели Дети ст. возр. Гости МБДОУ д/с «Сказка» Спортивная площадка 2 «Роль витаминов на Алтае в детском питании» Ноябрь Выставка Детского творчества Все возрастные группы Педагоги Родители МБДОУ д/с «Сказка» спортивный зал. 3 «Зимняя олимпиада -2014» Январь Оздоровительный праздник Дети ст. возр. Педагоги Родители Гости Корреспонденты местной газеты МБДОУ д/с «Сказка» Спортивная площадка. 4 «Рыцарский турнир» Февраль Спортивный праздник Дети ст. возр. Педагоги Родители Гости МБДОУ д/с «Сказка» Спортивный зал 5. «Юные спасатели» Март Спортивный тренинг Все возр. группы Педагоги Сотрудники ТО МЧС МБДОУ д/с «Сказка» Спортивный зал 6. «День рождения Бабы-Яги» Апрель Эмоциональный час Все возр. группы Педагоги МБДОУ д/с «Сказка» Спортивный зал 7 «Веселые старты» Май Спортивное развлечение Все возр. группы Педагоги МБДОУ д/с «Сказка» Спортивный зал
План действий по реализации проекта
14

для детей дошкольного возраста.

2014 – 2015

учебный год.
Мини проект Сроки реализации Форма проведения Участники Место проведения 1 «Картофель целитель» Октябрь Выставка художественного творчества Родители воспитатели Дети ст. возр. Гости МБДОУ д/с «Сказка» Спортивный зал 2 «Раз картошка, два картошка» Ноябрь День здоровья Все возр. группы Педагоги Родители МБДОУ д/с «Сказка» спортивный зал. 3 «Быстрый, ловкий, смелый» Январь Зимнее развлечение Дети ст. возр. Педагоги Родители Гости МБДОУ д/с «Сказка» Спортивная площадка. 4 «Наша славная Армия» Февраль Спортивный праздник Дети ст. возр. Педагоги Родители Гости МБДОУ д/с «Сказка» Спортивный зал 5. «Не одежда красит человека, а его добрые дела» Март Физкультурный досуг Все возр. группы Педагоги Сотрудники ТО МЧС МБДОУ д/с «Сказка» Спортивный зал 6. «Улыбайтесь, детвора» Апрель Праздник смеха (эмоциональный час). Все возр. группы Педагоги МБДОУ д/с «Сказка» Спортивный зал
13. Литература.
15
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр.РФ 2014 г. 2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. (текст) М.А.Васильева, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- М Издательский дом «Воспитание дошкольника» 3. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 2012 4. Проект МБДОУ д/сад «Сказка» «Алтай – кладовая здоровья». 2012 5. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», А.П.Щербак. 2000. 6. «Физкультурные праздники в детском саду» В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак. 7. «Физкультурные занятия на воздухе» В.Г.Фролов, Г.П.Юрко 1999. 8. Вареник Е.Н. Физкультурно- оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет (текст) Е.Н.Вареник- М: Т.Ц.Сфера 2008. 9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (текст) Гаврючина Л.В.: методическое пособие – М: Т.Ц. Сфера 2008. 10.Галанов А.С. Игры, которые лечат. (текст) А.С.Галанов - Т.Ц. Сфера 2007. 11.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. (текст) М.Ю.Картушина – М: ТЦ Сфера 2007. 12.Соловьева Н.И. Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры (серия «Здоровый образ жизни») (текст) Н.И.Соловьева, И.А.Чаленко- школьная пресса 2007. 13.Периодическая печать. 14.Интернет-ресурсы. 16
17