"Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами сюжетно- ролевой игры"

Автор: Ворончихина Яна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Соликамский государственный педагогический институт ФФГБОУ ВО "ПГНИУ"
Населённый пункт: город Соликамск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами сюжетно- ролевой игры"
Дата публикации: 14.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование грамматического строя речи у детей старшего

дошкольного возраста с задержкой психического развития

средствами сюжетно-ролевой игры»
Ведущие отечественные дефектологи (Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, А. Р. Лурия, М.Е. Хватцев, О.П. Правдина и другие), отмечают факт того, что недостаточность речевой деятельности ребенка обуславливает недоразвитие познавательной сферы. Среди многих теоретически и методически значимых проблем речевого развития детей особое место занимает формирование грамматического строя речи. По мнению Д.Б. Эльконина, только овладев законами грамматики родного языка, ребенок может общаться и познавать действительность. Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетаний в предложении. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях [5, с.8]. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический – умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Грамматический строй – комплексная система построения слов и словосочетаний в предложения . Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования. Синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Научные исследования И.Н. Горелова, Е.И. Исениной, А.А. Леонтьева, Н.И. Лепской, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнаровича, Н.Ф. Виноградовой, М.С. Лаврик, Э.А. Федеравичене, Ф.А. Сохина и М.М. Кониной и др. позволили определить закономерности формирования грамматического строя в таких сферах как словообразование и синтаксис. Мы рассмотрели этапы формирования грамматического строя речи в онтогенезе по А.Н. Гвоздеву, где при определении периодов развития грамматического строя речи акцент отведен развитию, тесному взаимодействию таких систем как морфологическая и синтаксическая . Грамматический строй в процессе становления детской речи во многом усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними, благоприятные условия воспитания. При формировании грамматического строя речи ребенок осваивает сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи. Многочисленные научные исследования (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, О.Н. Никольская, И.Ф. Марковская, С.Г. Шевченко, М.М. Семаго
,
и др.) указывают на значительно выраженные недостатки в речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). ЗПР является самой распространенной формой отклоняющегося развития, среди других отклонений и составляет примерно 40%. По Международной классификации болезней (МКБ-10) - ЗПР определяется как «общее расстройство психологического развития». При исследовании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Н.Ю. Боряковым, Г.Н. Рахмаковой, Е.Ф. Соботович, А.И. Симоновой, Л.В, Яссман и др.) отмечается значительное
недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. У старших дошкольников с ЗПР достаточно долго сохраняются в самостоятельной речи грамматические недочеты, они не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Важной стороной формирования грамматического строя речи является усвоение синтаксических норм, формирование и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами. Внимание к овладению предложением в дошкольном возрасте объясняется тем, что предложение фокусирует в себе функции других элементов языковой структуры, служит основной единицей общения, соотносится со структурой логического суждения.

Таким образом, проблема своеобразия развития грамматического строя речи у детей ЗПР исследовалась многими учеными (Т.П. Артемьева, Н.Ю. Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, Г.Н. Рахманова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.). В результате у старших дошкольников с ЗПР выявлено значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, в том числе, смешение падежных форм, неравномерное усвоение значения и форм различных падежей, особенности синтаксической структуры предложения. Важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста - это игра. Большую роль игры в овладении детьми всеми сторонами языка отмечали Р. И. Жуковская, Е. В. Эворыгина, С. Л. Новоселова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. И. Фрадкина и др. Исходя из положения Л. С. Выготского относительно общности законов развития нормальных и аномальных детей, игра не менее значима и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Сюжетно-ролевая игра – это особый вид деятельности, в ходе которой дети в условно-игровых ситуациях конструируют ту или иную жизненную ситуацию, сферу активности, деятельности и коммуникаций взрослых с целью закрепления социальных функций и закрепления алгоритма навыков и умений формального и неформального речевого взаимодействия. Условно говоря, игра характеризуется копированием детьми поведения взрослых, моделируя их мир. В сюжетно-ролевой игре заложен огромный обучающий потенциал речевого развития ребенка, так как выбор языковых единиц и конструкций, их употребление, стимулирует формирование вербальных навыков, способствует конструированию модели коммуникаций в различных обстоятельствах и ситуациях, выступает упражнением их закрепления, формирования и развития. Иными словами путем диалога способствует развитию общения между детьми. Игра обеспечивает функцию обучения. [4, с.96] В сюжетно-ролевой игре заложен огромный обучающий потенциал и для речевого развития ребенка с ЗПР, так как выбор языковых единиц и конструкций, их употребление, стимулирует формирование вербальных навыков, способствует конструированию модели коммуникаций в различных обстоятельствах и ситуациях, выступает упражнением их закрепления, формирования и развития. Экспериментальное исследование проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. 1. Исследование грамматического строя речи у 12 испытуемых детей с ЗПР на этапе констатирующего эксперимента проведено с использованием методики Фотековой Т.А. Результаты констатирующего эксперимента: Высокий уровень – нет (0 %)
Низкий уровень – 7 детей (60%) (Дима П., Данил В., Валера Д., Вадим Р., Оля И., Матвей К., Сергей Ф.) Средний уровень - 5 детей (40%) (Коля И., Марина О., Никита З., Егор Л., Оксана Ж.) 2. В формирующий эксперимент включены 7 детей с низким уровнем сформированности грамматического строя речи. На этапе формирующего эксперимента в период с ноября по январь 2016 года проведено 36 индивидуально-групповых коррекционных занятий с детьми, имеющими низкий уровень сформированности грамматического строя речи (7 детей) с включением в каждое из занятий целенаправленно подобранных сюжетно-ролевых игр с учетом общей структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей. С этой целью разработаны тематический план и конспекты занятий с детьми. 3. Результаты и выводы контрольного эксперимента: Из 7 испытуемых детей с низким уровнем грамматического строя речи -улучшили показатели 3 ребенка (Дима П., Вадим Р., Матвей К.), т е у этих детей на этапе контрольного эксперимента выявлен не низкий, а средний уровень сформированности грамматического строя речи. При этом другие испытуемые дети (4 человека) по-прежнему имеют низкий уровень сформированности грамматического строя речи, т е у этих детей проявляется незначительная положительная динамика при выполнении отдельных видов диагностических заданий (повторение предложений, построение предложений по аналогии и др.). Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал (очевидную для детей с ЗПР) положительную динамику в формировании грамматического строя речи у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры при условии их целенаправленного подбора с учетом общей структуры дефекта,
индивидуальных и возрастных особенностей детей, что и подтверждает выдвинутую ранее гипотезу исследования.
Литература:
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 256 с. 2. Арушанова, А. Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи [Текст] / А. Г. Арушанова //Дошкольное воспитание. - №9. – 2003. – С. 58 3. Колесникова, Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет: Рабочая тетрадь [Текст]: методическое пособие/ Е. В. Колесникова. - М.: Ювента, 2009. - 32 с. 4. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие/ Н. В. Краснощекова - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-151с. – (Школа развития) 5. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. - 2013. - №4- 23 с. 6. Тамбовцева, А. Г. Формирование грамматической правильности речи [Текст]: учебно-методическое пособие/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: 2009. – 512 с.