"Патриотическое воспитание на уроках математики"

Автор: Никифорова Галина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ-ЭКЦ №10
Населённый пункт: село Сюльдюкар Мирнинский район РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках математики"
Дата публикации: 14.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Никифорова Галина Ивановна, учитель математики МКОУ СОШ-ЭКЦ №10, с.Сюльдюкар Мирнинский район, РС(Я) Патриотическое воспитание учащихся на уроках математики. Тезис: Патриотическое воспитание учащихся в условиях введения ФГОС второго поколения принимает огромное значение. В связи с этим предлагается вариативное решение поставленной проблемы через уроки математики. В условиях введения федеральных государственных стандартов второго поколения школьное образование не ограничивается передачей ученикам некоторой суммы знаний по основам естественно-математических и гуманитарных наук, но и предусматривает воспитание в них национального самосознания, этнокультурной образованности, толерантности и открытости к мировому сообществу, духовному богатству всего человечества. В Республике Саха (Якутия) проживает более 120 национальностей. Она отличается устойчивостью межнациональных отношений. Духовные ценности каждого народа, их обычаи и традиции в течение многих веков играли решающую роль в нравственном становлении подрастающего поколения. Общение с представителями других национальностей способствовало взаимообогащению культур, формированию у коренных народов Якутии глубокого уважения к их самобытному образу жизни, культуре, обычаям и традициям. В процессе обучения и воспитания детей это остается основополагающим положением, т.е. речь идет о традициях этнопедагогики. В нашем образовательном учреждении учебно-воспитательный процесс строится на основе традиций народной педагогики в тесном сотрудничестве семьи, школы и общественности. Применение прогрессивных педагогических технологий соотносится со средствами народной педагогики. Преподавание предметов носит интегрированный характер. Урокам родного языка, истории и культуры народа, как основам формирования национального самосознания, уделяется большое внимание. Таким образом, весь учебно- воспитательный процесс нацелен на становление представителя этноса, гражданина России в духе современных жизненных реалий, обладающего такими качествами, как культура межнационального общения, любовь к своему народу и многонациональному Отечеству, толерантность и уважение к культуре других народов. Глубокие корни этнических особенностей обусловлены самой жизнью в суровых условиях Севера. Долгими зимними вечерами якуты любили слушать не только творчество олонхосута-импровизатора, но и обожали всякого рода загадки-головоломки и задачи. Решением таких задач занимались все: и стар, и млад.
Народ саха – дитя природы. Именно природа научила нас с малых лет необходимости систематизировать математические знания с точки зрения понятий числа и величин. Сколько зависимостей в природе, столько функций вытекает из них. Дойти до этих зависимостей интуитивно – это исключительная способность народа саха, именно такая способность помогла якутянам выжить в экстремальных условиях вечной мерзлоты. В различных произведениях фольклора, в исследованиях по этнографии, олонхо затронуты эмпирические математические представления якутов, которые составляют неотъемлемую часть народной мудрости. Безусловно, без них не было бы глубокого логического мышления, наблюдательности, зоркости, богатого воображения, фантазии, уникальных свойств умственных способностей. Без первоначальных математических знаний и представлений не развиваются и основы наук, например, открытия по физике и астрономии, прикладное искусство, фольклор, медицина и технические науки. Математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало быть – весьма реальный материал, понятия числа и фигуры взяты не откуда-нибудь, а только из действительного мира. Для развития математических способностей учеников, конечно же, большую роль играет урок математики. Как учитель математики на уроках математики в соответствии с темами урока ввожу региональный компонент. На уроке учащиеся знакомятся с математическими представлениями якутов, решают якутские логические задачи, задания. С интересом отгадывают ребусы, загадки, головоломки, чабыргах – считалки, задачи- стихи и другие задания. Сами ребята вместе с родителями составляют свои ребусы, загадки, задачи-считалки с математическими представлениями якутов. Все эти задания собираются и оформляются в папки по темам: «Натуральные числа в устном творчестве якутов», «Загадки с натуральными числами», «Чабыргах-считалки», «Ребусы-кроссворды», «Якутские мерки», «Логические задачи» и т.д. Эти папки используются на уроках математики и во внеклассных мероприятиях. Разрабатываются уроки, направленные на воспитание национального самосознания, гражданской идентичности у обучающихся. Например, в 5 классе разработаны уроки по теме «Якутские единицы меры длины, массы», «Вычисление площади национальных ковриков», в 6 классе урок- путешествие по мотивам олонхо при обобщении тем «Обыкновенные дроби», в 7 классе урок-сказка по теме «Линейные уравнения» по мотивам народных якутских сказок, в 10 классе «Составление якутских орнаментов с помощью графиков функций, содержащих модуль» и другие. Таким образом, обучение и воспитание детей на основе лучших традиций народного художественного творчества для сохранения культурной самобытности, национальных ценностей народа формируются на любом уроке, в том числе и на уроках математики. Предлагаю разработку урока в 10 классе по теме «Составление якутских орнаментов с помощью графиков функций, содержащих модуль».
Предмет: Алгебра, 10 класс. Тема: Составление якутских орнаментов с помощью графиков функций, содержащих модуль. Цель: 1. Научить применять полученные знания о графиках линейной функции, прямой пропорциональности, тригонометрических функций при составлении орнаментов. 2. Развить интерес к уроку математики, творчество учащихся, любовь к якутскому прикладному искусству, чувство патриотизма. 3.Воспитать чувство коллективизма, коммуникативные способности, математическую речь. Эмблема урока: Умей наслаждаться прекрасным, Стремясь к светлому, высокому во всех делах! Что означает эмблема сегодняшнего урока? Якуты издревле преклонялись журавлю и стерху. Птицы эти первые вестники долгожданной цветущей весны. Они олицетворяли молодость, красоту, устремление в небесную даль. Белый журавль на фоне голубого неба – это стремление к знаниям, к высоким идеалам, к самосовершенствованию. Пирамида олицетворяет развитие науки. Голубой цвет – это спокойная счастливая жизнь, стремление к высоким достижениям. Оборудование: Презентация к уроку, карточки. Ход урока: 1. Организационный момент. Ознакомление с темой урока, целями урока, эмблемой урока. 2. Повторение графиков линейной функции, прямой пропорциональности, тригонометрических функций. Работа по карточкам. 3. Ознакомление с понятием орнамента, якутских орнаментов: - определение орнамента; - содержание; - направления орнаментов; - виды орнаментов. 4. Закрепление. Работа по карточкам. С помощью графиков каких функций составлен орнамент? 5. Объяснение нового материала. Графики функций, содержащих модуль. 6. Закрепление. Работа по карточкам. С помощью графика заданной функции построить график орнамента. Определить название получившегося орнамента. 7. Проблемная ситуация. С помощью графика какой функции можно нарисовать орнамент – вид урасы.
8. Составить орнамент с пожеланиями. 9. Итог урока.