"Волшебная страна чувств"

Автор: Крысина Марина Евгеньевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ гимназия №16 "Интерес" Люберецкий муниципальный район Московской области
Населённый пункт: г. Люберцы Московской области
Наименование материала: Конспект
Тема: "Волшебная страна чувств"
Дата публикации: 14.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Волшебная страна чувств»

Цель урока:
Диагностика, развитие и коррекция психоэмоционального состояния ребенка на основе элементов сказкотерапевтической программы эмоционально-волевого развития детей «Волшебная страна внутри нас» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Фроло - ва).
Задачи урока:

-
исследование психоэмоционального состояния детей;
-
освоение символического языка
Я – концепции:
Король, олицетворяющий наше Я, и слуги – чувства (Радость, Грусть, Страх, Злость…);
-
формирование у детей представлений вербальных, невербальных и поведенческих проявлений Короля и слуг – чувств (знакомство со слугами – чувствами с опорой на различные виды модальностей: зрительный анализатор (фигурка – рисунок, цвет), слуховой анализатор (звуки, музыка, голос), обонятельный анализатор (запах), вкусовой анализатор (вкус), тактильно-кинестетический анализатор (при - косновения, движения));
-
введение антагонистического образа эмоционального баланса (госпожа Мера);
-
составление карты Волшебной страны чувств внутри силуэта человека;
-
поиск зрительного образа Короля Волшебной страны чувств.
Оборудование:

-
карточки-указатели с природными ландшафтами (горы, реки, дремучие леса, сол - нечные луга…);
-
разноцветные фигурки слуг-чувств (Радость – желтая, красная, Грусть - серая, ко - ричневая, Злость – фиолетовая, черная, красная, Страх – черный, синий);
-
магнитофон;
-
аудиозаписи музыкальных фрагментов: Э.Григ «Утро» из 1-ой сюиты (музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт»), М.И.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила», П.И.Чайковский «Ноктюрн», Увертюра из балета «Щелкунчик», Вступление к пес - не «Граф Дракула» из «Детского альбома» Ю.Энтина и Д.Тухманова;
-
мультимедийный проектор и сказочные графические файлы;
-
карточки – символы для воспроизведения на экране с целью знакомства со слугами- чувствами с опорой на различные анализаторы (зрительный, слуховой, обонятель - ный, вкусовой, тактильно - кинестетический);
-
телевизор, DVD – плеер;
-
DVD – диск с фрагментом мультипликационного фильма « Алеша Попович и Туга - рин Змей» (битва Алеши Поповича с воинами Тугарина Змея за золото).
Тип урока:
интегрированный (психология; арт-терапия: сказкотерапия, цветовая визу - ализация; музыка).
Ход урока.

1)

Актуализация темы и цели урока.

Учитель:
Представьте себе, что внутри нас находится целая страна, в которой есть президент (или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых гра - ждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят
слуги. Однако они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки. Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности ребенка: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, без - условно, король, забывший о своих обязанностях. В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого родителя заключа - ется в «усилении» короля и «расстановке» придворных по местам, соответствующим их назначению.
2)

Организационный момент.

Музыкальное приветствие педагога и учащихся:

-
Здравствуйте, ребята.
-
Здравствуйте.
3)

Ритуал «входа» в сказку.
На фоне музыки пьесы-пейзажа «Утро» из 1-ой сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига учи - тель начинает рассказывать сказку: «Где-то далеко-далеко, а может быть и совсем близ - ко, есть удивительная страна. Давайте попробуем создать ее вместе». Учитель предлагает детям рассмотреть карточки-указатели с изображением различ - ных природных ландшафтов (река, горы, темные дремучие леса, залитые солнцем луга, топкие коварные болота) и выбрать, что они хотели бы видеть, создавая собственную визуализацию Волшебной страны. (Если у детей возникает затруднение с чтением карточек, то возможно использование приема «чтение-слежение глазами».) Параллельно с выбором детей учитель воспроизводит изображение ландшафтов на экране с помощью мультимедийного проектора.
Учитель:
«Посмотрите, как быстро у нас появилась сказочная страна на месте пу - стыни! Мы создали его с помощью своего воображения, мы – творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас и живут в этой стране чувства. (Му - зыка постепенно затихает.) Ребята, а вы знаете что такое чувства?» Учитель выслушивает версии детей. (Ощущения, которые мы испытываем в ре - зультате воздействия на нас других людей или различных явлений окружающего мира: радость, грусть, страх, сострадание, любопытство и др.)
Учитель:
- Правильно, ребята, каждое из чувств живущее в этой стране имеет свое имя: Ра - дость, Грусть, Страх и Злость. И живут они в маленьких цветных домиках ( показываем на экране). Каждый день, как только встает солнце, жители Волшебной страны чувств занимаются своими делами. Правит этой страной Король (показываем лишь силуэт короля на экране). У него множество слуг и придворных. Король мудр и добр. Он умеет видеть в каждом из них самое лучшее. Он дает слугам ту работу, которая у них получается лучше других и оце- нивает ее по достоинству. Как вы думаете, где живет Король?
Дети:

-
Конечно же во дворце! (На экране появляется дворец Короля.)
Учитель:
«Итак, создана Волшебная страна, мы познакомились с ее Королем, уви - дели его дворец и получили «бесценный опыт совместной работы», принятия важных решений, поддержки другого (звучит продолжение музыки Э.Грига «Утро»). Давайте возьмем с собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого встаньте, закройте глаза, протяните руки вверх и вперед над нашей страной, почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной страны, возьмите это тепло в свои ладошки, в ваших руках зо - лотистый шар, в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к своему
сердцу, так он останется с нами (все действия производятся детьми совместно с учи - телем). Музыка постепенно затихает.
4)

Расширение представлений ребенка о чувствах.

Учитель:
«У Короля – немало придворных, но чувства-слуги особенные. Пришло время познакомиться с ними. Давайте поближе познакомимся… А сможете ли вы сами отличить этого слугу Короля от прочих?» Учитель предлагает детям прослушать музыкальный фрагмент (Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки) и определить его эмоционально-чувственное на - строение. Вместе с ним определяем разновидность музыки, ее жанр, основные сред - ства музыкальной выразительности.
Учитель:
«Ребята, а какие звуки приносит с собой радость? Какие запахи приносит слуга по имени Радость? Что подают к столу, когда в гостях радость? А через какое прикосновение можно подарить радость близкому человеку?» После каждого вопроса учитель выслушивает ответы учащихся.
Учитель:
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам взять в руки разноцветные фигурки, которые находятся на уголках ваших парт и найти среди них фигурку слуги по имени Радость. Поднимите эту фигурку вверх и покажите ее мне (учитель зрительно фиксирует полу - ченный результат). Посмотрите, какие непохожие фигурки вы выбрали. А произошло это потому, что все мы разные и радость у каждого из нас своя. А часто ли слуга по имени Радость приходит к вам в гости? Поднимите фигурки те, к кому Радость прихо - дит часто. А теперь те, к кому не очень. А вот и Радость из нашей Волшебной страны чувств (показываем фигурку на экра - не, появляется фоновое звучание музыки слуги-чувства Радость). Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но, скажи- те пожалуйста, что будет с Королем, если слуга по имени Радость слишком долго за - держится в гостях у повелителя?
Дети:

-
Устанет, заболеет, что-нибудь натворит нехорошее…
Учитель:
«Конечно, вы правы, Король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой? Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством – Ме - рой! (Фоном звучит музыка госпожи Меры: Увертюра из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.) Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить (показываем госпожу Меру на экране). В дальнейшем мы часто будем к ней обращаться. (Музыка постепенно затихает.) Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодится вам в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали Меру?» Учитель выслушивает ответы детей.
Учитель
(на фоне «Ноктюрна» П.И.Чайковского): «Вот навестила Короля Слуга – подруга грусть, Что будет во дворце сейчас, Сказать вам не берусь!» Музыка постепенно затихает.
Учитель предлагает детям рассмотреть на экране картинки-символы, помогающие детям ответить на вопросы: «Как приходит к Королю слуга по имени Грусть? (Врыва - ется в широко распахнутые двери, тихонько проскальзывает в щелочку, влетает в рас - пахнувшееся окно, выползает из-за угла.) В образе какого животного или явления при - роды является к королю Грусть? (Трепетный мотылек, маленький сверчок, огромная серая слониха.) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо, тяжело ступая по пар - кетному полу.) Что говорит? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит, ругается, во - обще молчит, шмыгает носом.) Какие запахи с собой приносит (можно предложить де - тям закрыть глаза и попробовать услышать знакомые запахи)? (Запах холодного осен - него дождя, огромного букета полевых цветов, новогодней елки.) (Дети озвучивают картинки словами и голосуют за или против них «сигналами».) Ребята, выберите из предложенных вам фигурок слугу-чувство по имени Грусть и покажите ее мне (дети показывают учителю выбранные ими фигурки).
Учитель:
«Спасибо, молодцы. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение о Гру - сти… (учитель с удивлением обнаруживает, что две первые строки стихотворения, на - писанного заранее на доске, потеряны, и предлагает детям досочинить его в «син - квейне» (синквейн – четверостишие, в котором первая строка состоит из двух призна - ков, характеризующих понятие, вторая строка – из трех действий, описывающих то, что позволяет делать или делает исследуемое понятие, третья строка рисует некоторые действия, четвертая строка резюмирует значение исследуемого понятия для создателя синквейна)». Например: Грусть Светлая, печальная Кручинится, скучает, слезу роняет, О тоске напоминает, но проходит погодя. Прочь, родная, от меня!
Учитель:
«И Грусть, ребята, очень любит слушать и петь грустные печальные пес - ни». Учитель исполняет и разучивает вместе с детьми песенку А.Арутюнова на слова В. Семернина «Осень».
Учитель:
«Вот мы с вами и познакомились со слугой Короля по имени Грусть. А часто ли к вам приходит слуга по имени Грусть?» Учитель выслушивает ответы детей.
Учитель:
«Слуга по имени Грусть - важный слуга Короля, но не нужно бояться его прихода. Ведь важно всегда помнить о Мере (звучит музыка госпожи Меры)».
Учитель:
«Ребята, скажите, а приятно ли подданным короля находиться рядом с ним, когда у него гостит слуга по имени Злость?» Учитель выслушивает ответы детей.
Учитель:
«Конечно, вы правы, не очень-то приятно. Может быть тогда это чувство нам совсем и не нужно? (Учитель предлагает детям проголосовать за или против «сиг - налами».) Давайте не будем торопиться с выводами, и я предлагаю вам посмотреть фрагмент из всеми нами любимого мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей», а после этого уже решить окончательно.» Учитель вместе с детьми смотрит фрагмент мультфильма. Учитель предлагает детям ответить на вопросы: «Что испытывал главный герой в начале увиденного нами действия? (Учитель выслушивает ответы детей.) Что с ним произошло в середине фрагмента? (Учитель выслушивает ответы детей.) Какое чув - ство помогло Алеше Поповичу справиться с врагами? (Учитель выслушивает ответы детей.) Так может быть Злость не такое уж бесполезное чувство, как это показалось
кому-то из вас в начале нашего знакомства с ней? Проголосуйте за или против Злости «сигналами». Дети голосуют за или против этого чувства «сигналами».
Учитель:

-
А к кому надо обратиться за помощью если Злость пришла надолго?
Дети:

-
Это – госпожа Мера (звучит музыка госпожи Меры).
Учитель:
«Ребята, а кому из вас нужна помощь для того, чтобы госпожа Мера при- шла к вам?» Учитель просит детей проголосовать.
Учитель:
«А в Волшебной стране чувств придумали удивительное средство от Злости – самомассаж, который мы можем сделать сами себе, чтобы слуга по имени Злость вспомнил о Мере (звучит музыка госпожи меры).» Под спокойную музыку дети вместе с учителем выполняют самомассаж: РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней — рис. 19) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки), И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз), ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ BСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам — рис. 20). УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз). ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин вперед — рис. 21), ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки — рис. 22), A ПОТОМ уходим ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки). ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями — рис. 23). ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу — рис. 24). КАК УТЯТА K УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд — рис. 25), PАЗОМНЁМ ИХ МЯГKO, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указа тельные пальцы разминают обе губы). УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта — рис. 26), A ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам — рис. 27). ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 28), ШАРИКИ НАДУЕМ (покусыва ние нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с по хлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух) И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу — рис. 29). ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК B ГУБУ СТУЧИТ (язык — под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе — рис. 30). ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОK ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе — рис. 31). ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 32) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам), A ПОТОМ ПО ШЕЙKЕ РУЧKАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от
нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами).
Учитель
говорит под устрашающие звуки музыки выступления к песне «Граф Дра - кула» Д. Тухманова:
-
Со скрипом отворилась дверь в Тронный зал дворца, и появляется еще один слуга Короля. Кто он, ребята? Дети:
-
Страх.
Учитель:
«Как же появляется и движется этот слуга – чувство Короля?» Дети под музыку показывают как это происходит, проводя аналогию с животными и другими явлениями окружающего мира.
Учитель:


-
Молодцы, какие интересные и разные образы возникают у каждого из вас! Как вы думаете, почему?
Дети:

-
Да потому, что все мы разные.
Учитель:
«Ребята, а если бы Король осмелился бы поздороваться со слугой по име- ни Страх, то каким бы оказался Страх на ощупь? Учитель выслушивает варианты ответов и предлагает детям выбрать фигурку слуги по имени Страх. (Слуга появляется на экране.)
Учитель:
- Итак, дорогие друзья, мы с вами познакомились еще с одним слугой короля, слугой по имени Страх. Но не нужно его бояться, также как и слугу по имени Злость. Нужно сделать так, чтобы они служили нам, помогали Королю. (Звучит фоновая музыка Э. - Грига «Утро».) Король Волшебной страны чувств обладает особой мудростью и глубо - ким умом, и он расселил своих слуг по всей территории страны, но как? Чувства, жи - вущие в голове, окрашивают мысли. Если в голове живет страх, наверное думать и мыслить будет непросто. Таким образом, кого Король поселил в голове?
Дети:

-
Радость!!!
Учитель:

-
Что находится у человека в груди: нежное, трепетное, заставляющее нас сопережи - вать друг другу.
Дети:

-
Сердце!!!
Учитель:

-
Значит какое чувство поселил Король в груди?
Дети:

-
Грусть!!!
Учитель:
- Мудрость Короля поистине не имеет предела. Как вы думаете, ребята, где же живет слуга по имени Страх?» Дети предлагают свои варианты ответов.
Учитель
направляет их: «Слуга по имени Страх – самый чуткий, самый осторож - ный, он хорошо чувствует опасность и сможет во время предупредить Короля о ней. Что обозначает эта яркая контурная линия на карте?» Учитель выслушивает варианты ответов.
Учитель:

-
Правильно, ребята. Страх расположился как раз на границе Волшебной страны чувств. И кто же будет придавать слуге по имени Страх силы для борьбы с врагом и поможет наказать обидчика?
Дети:

-
Злость.
5)

Резюмирование.

Учитель:

-
Правильно, ребята! А вы не обратили внимание на то, кого напоминает нам карта Волшебной страны чувств? (Учитель выслушивает ответы детей.) Правильно, ре - бята, она напоминает нам человека, а мы - то с вами кто?
Дети:

-
Люди!!!
Учитель:

-
Значит кто же на самом деле является Королем Волшебной страны чувств?

Дети:

-
Мы!!! Люди!!! Учитель: «Конечно, ребята. И я, и каждый из вас является для себя Королем, и все мы можем научиться управлять своими слугами-чувствами. А я, ваш учитель и наш школьный психолог, будем помогать вам в этом на наших уроках. Музыка затихает.
6)

Организационный момент.

Музыкальное прощание учителя с детьми:

-
До свидания, ребята.
-
До свидания, учитель.