Учебно-методическое пособие к уроку по физике в 9 классе"решение задач по теме"СИЛЫ В ПРИРОДЕ"

Автор: Кононова Галина Константиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: реставрационный колледж "Кировский"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методическое пособие к уроку по физике в 9 классе
Тема: Учебно-методическое пособие к уроку по физике в 9 классе"решение задач по теме"СИЛЫ В ПРИРОДЕ"
Дата публикации: 14.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АННОТАЦИЯ Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая разработка раскрывает вопросы применения знаний в жизни, профессиональной деятельности. Разработка урока может быть полезна учителям физики при проведении уроков по данной теме, занятий элективного курса. СОДЕРЖАНИЕ 1.ВВЕДЕНИЕ 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ -методическое обоснование темы -методические рекомендации по проведению урока -план урока (с технологической картой) -дидактический материал к уроку 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 5.ПРИЛОЖЕНИЯ
1.ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной работы обусловлена инновационными изменениями в содержании профессиональной деятельности человека, вызванными новыми социально-экономическими условиями и быстрым развитием современных информационных технологий. Особое значение в этих условиях приобретает информационная культура общества. Происходящие в обществе изменения ставят каждого человека перед необходимостью учиться всю жизнь. Добиться успеха в любой сфере профессиональной деятельности может человек с высоким уровнем развития мышления, в частности, абстрактно- логического. Выпускник школы, будущий специалист должен уметь нестандартно подходить к решению известных проблем, намечать пути решения вновь появляющихся. Новые задачи требуют от учащихся умений анализировать, синтезировать, конкретизировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, а также логично, доказательно и обоснованно строить цепь суждений и умозаключений, т.е. высокого уровня развития абстрактно-логического мышления. Высокий уровень развития абстрактно-логического мышления -одно из основных условий положительной социализации человека в современном обществе, конкурентоспособности на рынке труда. Однако методика применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающая повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ, недостаточно теоретически обоснована и экспериментально разработана. Актуальность проблемы повышения уровня развития абстрактно- логического мышления учащихся старших классов в процессе обучения решению задач по физике с применением алгоритмов обусловлена рядом противоречий между: - потребностью в выпускниках, обладающих высоким уровнем развития абстрактно-логического мышления, и недостаточной разработанностью методики обучения решению задач по физике, способствующей повышению уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов; - увеличением роли алгоритмизации производственных технологических процессов и недостаточной теоретической обоснованностью и практической разработанностью методики руководства учебной и мыслительной деятельностью учащихся с помощью алгоритмов; - большими потенциальными возможностями применения алгоритмов для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и традиционным применением алгоритмов во фронтальных формах учебной работы по физике современной школы. Эти противоречия определили проблему исследования, суть которой состоит в определении путей повышения уровня развития абстрактно-
логического мышления учащихся при решении задач по физике с помощью алгоритмов. Актуальность данной проблемы определила тему урока. Цель работы - обоснование и разработка методики применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающей повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ . 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ -методическое обоснование темы: При изучении данной темы обучающиеся должны повторить понятие о силах упругости, гравитационных силах и силах трения. В соответствии с этим решают задачи на закон Гука, закон всемирного тяготения и законы трения. Эти сведения и навыки, важные сами по себе, имеют большое значение для изучения и обобщения законов движения Ньютона. Тема позволяет решить ряд важнейших задач, имеющих мировоззренческое и политехническое значение -методические рекомендации по проведению урока Одна из главных тенденций современного учебного процесса - систематическое проведение обобщения знаний путем решения задач. Как правило, такие уроки проводятся в конце изучения разделов или крупных тем курса. Решение задач осуществляется на разных уровнях: на уровне понятий, законов, теорий. Рекомендуемые методы и приемы при подготовке и проведении урока: беседа, работа с таблицами и рисунками, физический эксперимент, решение качественных и расчетных задач профессионального содержания; абстрагирование, моделирование, теоретическое предвидение результата явления школьниками, выводы. -план урока (с технологической картой) 1.Тема программы: «Механические силы» 2.Тема урока «Cилы в природе» 3.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний при решении задач. 4.Вид урока: решение задач 5.Цель методическая: создание условий для развития знаний, умений и навыков; развития способностей, воспитания нравственных качеств личности 6. Цели образования :формирование знаний, умений и навыков по теме « Силы в природе»,формирование взглядов, убеждений, нравственных и патриотических качеств личности, развитие профессиональных интересов, мышления, речи, памяти
7.Материально-техническое обеспечение урока: ,ИКТ, физическое оборудование: динамометр, набор грузов 8.Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, ОБЖ, литература. история, технология Методическая подструктура урока Структура урока (этапы урока) Методы обучения Формы деятельн ости Мет.приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельност и Приз. решения задач урока 1.Вступительное слово учителя. Формулировка темы и цели урока Словесные наглядные фронталь ная Знакомство с содержанием задачи проф. содержания Элекронно образовател ьные ресурсы Выдвижение проблемы Использ ование знаний в новой ситуаци и 2.Повторение словесные фронталь ная беседа наглядные Фронтальная беседа 3.Решение качественных задач поисковые группова я Литературна я минутка аудиовизуал ьные Литературна я минутка 4.Демонстрационный эксперимент Метод проектов парная Эксперимент альная проверка теоретическо го п редвидения Демонстрац ионные Учебные приборы Работа с физическим оборудовани ем Наблюдение, сравнение, Обобщение., выводы 5.Выполнение письменной работы визуальные фронталь ная Работа с техн.картой наглядные 6. Решение задач поисковые индивиду альная Повторение формул при решении задач Электронно образовател ьные ресурсы Самостоятел ьная работа Решение поставл енных задач 7.Работа с графиком Метод прогнозирования фронталь ная сравнение наглядные Работа в группах Решение поставл енных задач 8.Решение задач проф. содержания Метод проектов самопроверка индивиду альная Мотив.момен т печатные Самостоятел ьная работа Самооб разован ие и самораз витие 9. Итог урока Обобщение. Выводы индивиду альная Подведение итогов печатные Обобщение. Выводы Заполнение оценочного листа Качеств о знаний,у мений и нав. 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание методической разработки соответствует теме и цели урока. Педагоги смогут получить при применении данной работы сведения об организации учебного процесса при решении задач, смогут оценить эффективность методов и методических приемов, применения лабораторных и информационных средств обучения. Методическая разработка не повторяет содержание учебника и не освящает вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения обосновываются педагогическим опытом. Методическая разработка учитывает конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. И ориентирует организацию учебного процесса в направлении применения активных форм и методов обучения. Методическая разработка содержит конкретные материалы.которые может использовать учитель. 4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Голин, Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Книга для учителя / Г. М. Голин. М.: "Просвещение", 2002г. 2
.
Гулиа Н. В. Физика. Парадоксальная механика в вопросах и ответах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 3. Силин А. А. Трение и его роль в развитии техники. – М.: Наука, 1983. 4. Колтун М. Мир физики. – М.: Дет. лит., 1984. 5.ПРИЛОЖЕНИЯ