"Профилактика суицида"

Автор: Самойленко Эрика Хасановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: "Карасульская специальная общеобразовательная школа-интернат для умственно-отсталых"
Населённый пункт: п. Октябрьский, Ишимский район, Тюменская обл.
Наименование материала: презентация
Тема: "Профилактика суицида"
Дата публикации: 15.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Профилактика

суицидов среди

несовершеннолетних.
Педагог-психолог: Самойленко Э.Х.
Суицид – осознанное лишение себя жизни под влиянием острых психотравм, в ситуациях, при которых собственная жизнь теряет смысл. Суицидальное поведение представляет собой суицидальные покушения, которые не завершаются летально по независящим от суицидента причинам.
Парасуицид – демонстративные действия (шантаж, давление на окружающих), при которых суицидент знает о своей безопасности (парасуициды обычно не предусматривает летального исхода, но иногда могут «переигрываться», приводя к нему). Суицидальные проявления – мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся действиями (группа риска).
Факторы суицидального риска Возраст: до 5 лет суициды не совершаются; до 12 лет достаточно редкое явление; к 14 годам формируется отношение к смерти: суицидальное поведение не связано с желанием умереть, а связано со стремлением избежать наказания. с 15 до 24 лет – первый критический период (пик – 16-18 лет); Возраст середины жизни (35-40 лет); с 40 до 50 лет - наибольшее число завершенных суицидов. Пожилой возраст (65-70 лет).
Пол Женщины чаще совершают попытки самоубийства (в 3 раза чаще), чем мужчины. Число завершенных суицидов у мужчин в 3 раза выше, чем у женщин. Юноши совершают самоубийства в 2 раза чаще девушек, хотя девушки предпринимают такие попытки в 2 раза чаще. Неудачные суицидальные попытки по большей части у подростков не повторяются, хотя 10 % мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершившие неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.
Семейные обстоятельства  Ранняя утрата родителя (депривация ребенка в любви);  Дисгармоничное воспитание (насилие и жестокость, предпочтение другого ребенка, эмоциональное отвержение). Статистические данные: - В 60 % случаев суицидент является единственным ребенком в семье, в 40 % - старшим. - 50 % суицидентов из неполных семей. - 43 % суицидентов не получили нормального семейного воспитания. - У 53 % отмечались трудности поведения. - У 42 % были психические нарушения в виде неврозов.
Личностные особенности  Низкая самооценка, конфликтность.  Акцентуированность характера: возбудимость, психоастеничность.  Чувство одиночества, тревоги.  Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость.  Повышенная напряженность потребностей, неумение ослабить фрустрацию (невозможность посмотреть на ситуацию с разных сторон).  Несформированность механизмов психологической защиты.  Несформированность высших духовных потребностей.
Мотивы суицидального поведения  Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.  Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.  Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.  Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.  Боязнь позора, насмешек или унижения.  Страх наказания, нежелание извиниться.  Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.  Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.  Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.  Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).
Основные мотивы суицидального поведения  32% — обида;  30% — протест;  38% — одиночество, стыд, недовольство собой
Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей  Смерть и самоубийство как постоянная тема для разговоров.  Предпочтение траурной и скорбной музыки.  Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.  Разговоры об отсутствии ценности жизни.  Фантазии на тему о своей смерти.  Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.).  Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить».  Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня».  Приобретение средств для совершения суицида.  Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.  Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.  Написание прощальных писем.  Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.  Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.  Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.  Проявление признаков депрессии.
Мифы и факты МИФ ФАКТ 1 2 Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей Настоящее самоубийство случается без предупреждения Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п. Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями
Кто находится в зоне повышенного суицидального риска:  депрессивные подростки;  подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;  подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто- то из членов семьи;  одаренные подростки; подростки с плохой успеваемостью в школе;  беременные девочки;  подростки, жертвы насилия.
Частота сочетаний форм девиантного поведения и типов особенностей характера у подростков (по Т.В. Кондрашенко) Формы девиантного поведения
Типы особенностей характера

сочетаются

очень

часто
(свыше 50% случаев)
сочетаются

часто
(20-50% случаев)
сочетаются

редко
(до 50% случаев)
Практически

не

сочетаются
Пьянство Эпилептоидный, неустойчивый Эпилептоидный, истероидный, гипертимный Психастенический, эмоционально- лабильный Шизоидный, сенситивный, астенический
Право
-
нарушения
Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый Истероидный, гипертимный Шизоидный, эмоционально- лабильный Психастенический, сенситивный, астенический Бродяжни- чество Эпилептоидный, гипертимный Эксплозивный, шизоидный, истероидный, Неустойчивый Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально- лабильный
Сексуальные

девиации
Эпилептоидный Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный Эмоционально- лабильный Психастенический, сенситивный, астенический
Суицидальные намерения Истероидный Эксплозивный, неустойчивый, эмоционально- лабильный Эпилептоидный, астенический, сенситивный Шизоидный, психастенический, гипертимный
Суицидальн

ые

демонстраци

и
Истероидный, эксплозивный Астенический, эмоционально- лабильный Неустойчивый Шизоидный, эпилептоидный, психастенический, сенстивный, гипертимный Покушения на самоубийство и самоубийства Шизоидный, сенситивный Эпилептоидный, психастенический Эксплозивный, психастенический, сенситивный, астенический Астенический, гипертимный, неустойчивый, истеридный
Анализ данных психологической диагностики учащихся дает возможность сделать ряд выводов:  С возрастом увеличивается количество молодых людей, отметивших у себя наличие суицидальных мыслей.  Данная тенденция в большей степени выражена у девушек, чем у юношей.  Среди основных причин, вызвавших кризис, наиболее часто были отмечены сложности межличностных отношений, прежде всего, отношения с родителями, а также: 
порицания

со

стороны

значимого

взрослого
(
любимого

учителя
,
матери
,
отца
); 
острые

аффективные

переживания
,
связанные

с

эротической

сферой
; 
межличностные

конфликты
,
оказывающие

травмирующее

воздействие

на

психику

молодого

человека
; 
несформированность

высших

духовных

потребностей
.
Структура профилактики суицидального поведения Принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику. 
Первичное

звено
направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска. 
Вторичное

звено
заключается в помощи непосредственно суицидентам. 
Третичная

профилактика
- это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска .
Первичная профилактика Вторичная профилактика Третичная профилактика
Цель
- предупреждение развития суицидальных тенденций в обществе
Цель
- предотвращение суицидальных действий, снятие острого кризиса
Цель
- реабилитация людей, переживающих утрату близкого вследствие суицида
Субъект
- учреждения образования и социальной сферы, средства массовой информации
Субъект
- учреждения системы здравоохранения
Субъект
- учреждения системы здравоохранения и социального обслуживания
Объект
- население региона, группы повышенного суицидального риска
Объект
- суициденты, лица с повышенным уровнем тревоги или депрессии
Объект
- члены семьи, ближайшее окружение суицидента Цели, задачи профилактики

Задачи
: 1. Профилактика алкоголизма, наркомании 2. Диагностика групп суицидального риска 3. Организация регулярного мониторинга уровня тревоги и депрессии среди несовершеннолетних 4. Коррекция семейных взаимоотношений и профилактика социального неблагополучия 5. Информирование населения о деятельности психологических служб 6. Работа служб «Телефона доверия» и (или) «Телефона здоровья»
Задачи
: 1. Создание сети суицидологических учреждений 2. Подготовка специалистов по работе с людьми, находящимися в ситуации суицидального кризиса 3. Диагностика ситуаций повышенного риска парасуицида 4. Определение антисуицидальных факторов и вариантов снятия кризисного напряжения 5. Совершенствование технологий психотерапии и фармакотерапии, а также методов коррекции деструктивных личностных установок
Задачи
: 1. Организация механизма реабилитационного процесса 2. Диагностика восстановительного потенциала (благоприятствующих реабилитации факторов) «выживших жертв суицида» 3. Организация механизма взаимодействия суицидологов с работниками сфер образования, культуры, досуга, трудоустройства, социального обеспечения и т.д. 4. Коррекция семейных взаимоотношений 5. Профессиональная реабилитация
Организация помощи детям «группы риска»
Организация

педагогической

помощи
:  создание благоприятных условий для развития личности ребенка;  постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;  создание положительной «Я-концепции». Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;  оказание педагогической помощи родителям.
Организация

медицинской

помощи
:  проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера;  половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.

Организация

психологической

помощи
:  изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, особенностей эмоционального развития, отношения к учению, профессиональной направленности;  выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах;  сопровождение детей, подростков и их семей «группы риска» с целью предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции;  анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции
Организация

занятости

и

творческого

досуга
:  изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки;  организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно- досуговых школьных лагерей и групп продленного дня
Рекомендации педагогическому коллективу по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков
Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать

резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно

насторожить следующее:
-
- ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке;
-
- начал пропускать занятия;
-
- перестал активно общаться со сверстниками
-
- ведет себя демонстративно и др.

Следует обратить особое внимание на возрастную категорию подростков от 14 до 17 лет

как наиболее опасную в отношении суицидальных намерений.

Проводить регулярные замеры эмоциональных, кризисных состояний учащихся.

Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными

симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не

устраивать публичных разбирательств (хвали при всех, ругай наедине)), постараться

деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в

этот период не учебные достижения, а эмоциональное благополучие.

В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с

учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник

принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в

конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками

необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого

человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с

конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.

Нельзя открыто и прямо публично обсуждать с учащимися суицидальные случаи.

Зачастую цена подобных мероприятий – жизнь кого-то из подростков, так как в

подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму

подражания, заражения, протестные реакции и др.

Необходима серьезная работа по развитию духовно-нравствстенной сферы подростка как

фактора, предупреждающего суицидальную направленность.