"Лингвистический анализ текста (9 класс)"

Автор: Егорова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №7 "Ступени"
Населённый пункт: город Верхний уфалей
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лингвистический анализ текста (9 класс)"
Дата публикации: 15.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Разработка урока по русскому языку в 9 классе

по теме «Лингвистический анализ текста»

учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»

г. Верхний Уфалей Челябинской области

Егоровой Натальи Александровны

Цели урока:
- содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися функции лингвистических средств выразительности. - деятельностная: формировать у учащихся навыки использования лингвистического материала для написания сочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказывания известных ученых, писателей, при выполнении задания С2 экзамена по русскому языку в 9 классе. - развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную
На данном уроке дети должны:
- усвоить понятие «лингвистические средства выразительности» - усвоить алгоритм написания сочинения-рассуждения (задание С2 экзамена по русскому языку в 9 классе) - попробовать практически применить полученные знания на примере текста Ю. О. Домбровского, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского
Содержание учебного материала:
Лингвистические средства выразительности
Единица содержания образования:
алгоритм написания сочинения-рассуждения (задание С2 экзамена по русскому языку в 9 классе)
Оборудование:
АРМ, раздаточный материал (см. Приложения)
Ход урока
Подготовительный этап

Шаг 1 – мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

в пробном действии
1. Приветствие учащихся, проверка учебных принадлежностей, запись числа – на доске 2. Вопросы для обсуждения: - перед вами высказывание известного писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» - запишите его с красной строки в тетрадь ( К. Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом») – на слайде - рядом напишите, как вы поняли это высказывание (спросить несколько человек)
Шаг 2

– рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины

затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
1. Задание: Перед вами слово «сочинение», охарактеризуйте его с точки зрения разных разделов языка – на доске (фронтальный опрос) сочинение 9 б., сущ. ср. р., подлежащее вид письм. 10 зв., ед. ч., И. п. работы 5 слогов 2 скл. 2. Вопросы для обсуждения: - какой раздел науки о языке изучает части слова? (морфемика) – на доске - какой раздел науки о языке изучает звуки, буквы? (фонетика, графика) – на доске - какой раздел науки о языке изучает части речи? (морфология) – на доске - какой раздел науки о языке изучает члены предложения? (синтаксис) – на доске - какой раздел науки о языке изучает значение слов? – (лексика) на доске - а как называется сама наука о языке? – на доске
- сегодня мы будем работать не с одним словом, а с целым текстом, анализировать его. Попробуйте сформулировать тему урока, при этом учтите сделанный сейчас вывод о науке о языке (Лингвистический анализ текста) – на доске, в тетрадь (попросить озвучить 1-2 человек)
Шаг 3 – постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
1.Вопросы для обсуждения: - еще раз внимательно посмотрите на тему урока и поставьте для себя цели (вспомнить лингвистические термины, применить их при анализе текста) – в тетрадь (попросить озвучить 1-2 человек)
Основной этап.

Шаг 4 – разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план,

средство…)
1.Вопросы для обсуждения: - как вы думаете, для работы с каким текстом нам могут пригодиться названные вами лингвистические термины? - вспомните формулировку задания С2 на экзамене по русскому языку в 9 классе – на слайде и в раздаточном материале - вспомните критерии оценивания задания С2 – на слайде и в раздаточном материале - вспомните план построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на экзамене – на слайде и в раздаточном материале
Шаг 5 – реализация готового проекта – открытие новых знаний
1.Вопросы для обсуждения: - перед вами текст, прочитайте его – в раздаточном материале - итак, продолжаем запись. Ваша задача доказать правильность слов Паустовского на примере прочитанного текста Ю. О. Домбровского. Добавьте в первую микротему ещё одно предложение-«мостик» (спросить 2-3 человек)
Шаг 6 – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Вопросы для обсуждения:
- переходим ко второй микротеме. Здесь вы должны привести первый аргумент, при этом дать к нему комментарий. Давайте проанализируем 1 абзац текста с точки зрения разных разделов лингвистики. (выразительное чтение учителем) - на какие слова вы обратили внимание, чем они интересны для понимания текста? (спросить несколько человек, выбрать наиболее удачный пример на усмотрение учителя) - прокомментируйте пример во второй микротеме. (спросить 2-3 человек)
Заключительный этап – применение и рефлексия.

Шаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1.Вопросы для обсуждения: - попробуйте самостоятельно найти в тексте и прокомментировать второй аргумент. Запишите его в новой микротеме. (2-3 мин.) (спросить несколько человек) - переходим к последней микротеме. Здесь вы должны написать заключительное предложение: сделать вывод, который бы перекликался с «мостиком» из первой микротемы. (1-2 мин.) (спросить 2-3 человек)
Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение
1.Вопросы для обсуждения: - назовите еще раз тему сегодняшнего урока («Лингвистический анализ текста») - вспомните, какие цели вы для себя ставили ( вспомнить лингвистические термины, применить их при анализе текста) - что вы на уроке делали, чтобы достичь поставленных целей? (проанализировали слово с точки зрения разных разделов лингвистики, вспомнили формулировку задания С2 на экзамене по русскому языку в 9 классе, критерии его оценивания и план написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, провели лингвистический анализ текста Ю. О. Домбровского. написали сочинение-рассуждение по высказыванию К. Г. Паустовского)
Шаг 9

рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-

диагностику учителя и самоанализ учащихся
- поблагодарить и похвалить учащихся за проделанную работу и предложить оценить свои сочинения-рассуждения по критериям оценивания (спросить несколько человек) - запись домашнего задания
Приложение I

Приложение II План написания сочинения-рассуждения 1 микротема: - тезис - обоснование - «мостик» 2 микротема: аргумент 1 + комментарий 3 микротема: аргумент 2 + комментарий 4 микротема: заключение