проект "Весеннее пробуждение"

Автор: Перминова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 5 "Родничок"
Населённый пункт: пгт. Песковка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Весеннее пробуждение"
Дата публикации: 15.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Родничок» п. Песковка Омутнинского района Кировской области


Краткосрочный экологический проект

для 2-ой младшей группы детского сада на тему:

«Весеннее пробуждение»



Проходила весна

По опушке

Сквозь весенние

Синие сны,

И тихонько светились

Веснушки

На лице у девчонки

Весны.
В. Орлов


Автор:


Воспитатель МКДОУ №5 «Родничок» Перминова Наталья Викторовна п. Песковка Омутнинского района Кировской области п. Песковка 2015 год 1

Участники проекта:
Дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.
Паспорт проекта:
1. Тема проекта: «Весеннее пробуждение». 2. Тип проекта: интегрированный, познавательно-исследовательский. 3. Характер проекта: творческо - исследовательский. 4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители. 5. По количеству участников: групповой. 6. Продолжительность проекта: 2 недели. 7. Предмет исследования: наблюдение за весенним пробуждением природы
Актуальность темы:
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель проекта:
- Обогащение представлений детей о сезонных изменениях в природе в весенний период. - Продолжение развития познавательных, исследовательских и творческих способностей у детей в процессе реализации проекта «Весеннее пробуждение». - Воспитание бережного отношения к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
Задачи проекта:

Обучающие:
1. Дать понятие детям о первых признаках весны (состоянии погоды, неба, растительности, характерных осадках); особенности жизни диких животных и птиц в период наступления весны. 2.Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности.
Развивающие:
1.Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. 2
2.Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог. 3.Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки. 4.Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к познанию природы, поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний; 2.Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.
Ожидаемые результаты:
- Ребёнок имеет первичные представления о явлениях природы весной, росте растений их цветений. - Охотно включается в совместную деятельность со взрослыми. - Проявляет интерес к наблюдению, сравнению. - Привлечение родителей к жизни детского сада.
Сроки проведения:
Проект длится две недели.
Предварительная работа:
1. Подобрать методическую литературу по теме. 2. Подобрать художественную литературу для чтения детям. 3. Подобрать дидактический материал, наглядное пособие (альбомы для рассматривания) . 4. Составить перспективный план. 5.Каждый день недели соответствует определённому виду деятельности. Предварительная работа с родителями до начала проекта родителям сообщается о целях и оснащении проекта.
План действий:
1.Постановка цели; 2.Поиск формы реализации проекта; 3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; 4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды; 5.Определение направлений поисковой практической деятельности; 3
6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми; 7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Цель:
формирование всестороннего развития детей через различные формы видов деятельности.
Задачи:
1. развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональное, эстетическое, сенсорное). 2.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. 3.Воспитание любви к природе родного края.
Формы исследования:
наблюдения во время прогулок за весенним пробуждением природы, рисование, аппликация, игра, беседа, рассказывание рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи, прослушивание музыкальных произведений.
2. Исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы.
Работа с детьми
: беседа.
Цель:
выяснить представления детей о живой и неживой природе , их отношением к ней.
Вопросы:
1.Какое сейчас время года? 2.Почему тает снег? 3.Почему солнце весной светит ярче, чем зимой? 4.Какие приметы ранней весны бывают? 5.Какое это дерево? 6.Почему вы думаете, что это береза? 7.Какого цвета ствол у березы? 8.Какую пользу приносит береза? 9.Какого цвета трава? 10.Как называются первые цветы? 11.Почему у кормушки больше не видно снегирей? 12.Что такое набухает на веточках тополя? 13.Как выглядит муха? 14.Какой вред приносят мухи? 15.Чем воробей отличается от голубя? 4
16.Какую пользу приносят воробьи? 17.Почему растения тянутся к свету? 18.С какой стороны веранды больше образуется сосулек? 19.Где тает быстрее снег? 20.Где образуются первые проталины?
3. Заключительный:
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Перспективный план на 2 недели.
Мероприятие: Практическая часть, результат работы: Устройство огорода на подоконнике  Пальчиковый театр «Знакомься – овощи!»  Участие в конкурсе «Огород на подоконнике» Беседа с детьми о ранней весне Рисование «Весенние сосульки»  Чтение и инсценировка стихотворения Г. Ладонщикова «Без забот и без тревог…»  Пляска «Мишки» Рассказать детям о жизни диких животных весной Чтение рассказа Л. Толстого «Пришла весна» Лепка «Солнышко» Чтение рассказа Н. Сладкова «Ручей» Нетрадиционное рисование «Ручеек» (рисование пальчиками) Наблюдение за ростом лука и уход за растениями  Пляска «Карнавал овощей»?  Схема проращивания лука Беседа с детьми о перелетных птицах Заучивание стихотворения И. Муравейко «Два скворца летели…» Пение песенки «Весенняя гостья» слова Л. А. Белоусова Рассказать детям о ласточках Семейное чтение на тему «То, что растет рядом» Совместно творческая работа «Дерево рядом с домом весной»  Составление рассказов при помощи воспитателя о насекомых с использованием наглядности. Нетрадиционная техника рисования «Проказник муравьишка» (рисование ватными палочками) 5
 Рассматривание иллюстраций и знакомство с произведением В.В.Бианки « Как муравьишка домой спешил»
Виды детской деятельности:

Социализация:
• Дидактические игры: «Времена года» «Когда это бывает? » «Кто где живёт? » «Кого разбудило солнышко? » «Назови дерево» «Назови птиц» «К дереву беги» • Настольные игры: «Разрезные картинки» «Времена года» «Подбери картинку» «Чей малыш? » «Чей домик? » «Дикие и домашние животные» «Найди пару»
Познание:
- Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. - Опыты: изучение трёх состояний воды: вода, снег, лёд. «Таяние снега в руке», «Приходите на лужок», «Разноцветные поляны».
Коммуникация:
• Речевое развитие: - Рассматривание картинок: «Ледоход»; «Встречаем птиц»; «Прощай, Зима!»; Составление описательных рассказов по картинкам. 6
- Заучивание стихотворений о весне, объяснение смысла. - Русские народные потешки о весне. - Чтение художественной литературы: В. Берестов «Март» Е. Авдоленко «Воробей» Г. Ладонщиков «Подснежники» Л. Аграчев «Ау» Л. Плещеев «Весна» (в сокр.) Л. Толстой «Пришла весна… » Л. Толстой «Птица свила гнездо»
Безопасность:
- Беседа на тему: «Опасный лёд», «Ног не намочи – не становись в ручьи! ». - Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжёлые, состоящие изо льда); нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки)).
Здоровье. Физическая культура:
Физкультминутка с элементами релаксации и экологического воспитания. • Пальчиковые игры: «Солнышко и тучка», «Цветок». • Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Лес шумит». •
Художественно-эстетическая деятельность:
- Развлечение «Проводы зимы» - Драматизация сказки «Заюшкина избушка» - Разучивание песен: «Солнечные лучики».
Развивающая среда:
- Сложенные картины на весеннюю тематику; - Альбомы для рассматривания: «Времена года», «Красавица Весна», «Дикие животные». - раскраски: «Птицы», «Времена года», «Дикие животные»
Продуктивная деятельность:
• Работы по аппликации: «Кораблик» • Работы по рисованию: «Солнышко, здравствуй! » 7
«Вот какие у нас сосульки» «Одуванчики в траве» • Работы по лепке: «Вот какие у нас сосульки»
Презентация проекта:
1. Выставка детских рисунков «Веснушки весны» (приложение№1). 2. Фотовыставка «Весна пришла» (приложение №2). 3.Участие в конкурсе «Огород на подоконнике».
Литература:
1. « Экологические проекты в детском саду».О.М.Масленкова, А.А. Филлиппенко. 2.« Юный эколог» С. Н. Николаева. 2-4 года. 3.Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вторая младшая группа. 4. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова. Ранний возраст. 5. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада». Н.А.Карпухина. 6. « Развитие речи детей 3-4 года. О. С. Ушакова, Е.М.Струнина. 7. « Познаю мир для детей 4-5 лет». В.А.Егупова. 8. Интернет-ресурсы. 8

Приложения:
Приложение №1: Выставка детских рисунков
«Веснушки весны»
: 9
Приложение №2: Фотовыставка
«Весенние Пейзажи»
: 10
Приложение №3
«Огород на подоконнике»
11
Приложение №4
Стихи:
12
Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой...
(Алексей Плещеев)
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь И расцвел подснежник.
(Самуил Маршак)
Улетела Ласточка За тридевять земель... Возвращайся, Ласточка! На дворе апрель. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка, Прилетит Весна!
(Борис Заходер)

И. Токмакова
К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны.
Н. Гончаров
13
На деревьях – Ты взгляни, - Там, где были почки, Как зеленые огни, Вспыхнули листочки.
В. Кудлачев
Еще неделя пролетит, И март капелью зазвенит. За ним апрель в цветах придет, И землю солнышко зальет. По рощам, паркам соловьи Концерты вновь начнут свои.
И. Муравейко
Два скворца летели, На березку сели, Сели и запели, - Как они летели, как они спешили С берегов заморских В край родимый, милый К беленькой березке!
Загадки:
Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной) Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! (Подснежник) Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна) Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник 14
Расцветет. (Весна) Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла ... (Весна) Солнце печёт, Липа цветёт. Рожь поспевает, Когда это бывает? (Весной) Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Пословицы о весне:
 Весенний дождь растит, осенний гноит.  Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.  Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.  Ранняя ласточка к счастливому году.  Грач на горе - весна на дворе.  Прилетела бы чайка, а весна будет.  Матушка весна всем красна.  Весенний лёд толст, да прост; осенний тонок, да цепок.  Птица радуется весне, а младенец матери.  Ранняя весна — много воды.
Скороговорки про весну:
 Увидел скворца - весна у крыльца.  Цветут весной цветы, поют весной коты.  Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. 15
 Галка села на забор, Грач завёл с ней разговор.  Гром гремит, грозит, грохочет, напугать гроза нас хочет.  Глядят грачата на галчат, Глядят галчата на грачат.
Считалки
: На дубе дупло , В том дупле тепло, У дупла снаружи - Мороз и стужа. В дупле семья живёт, Белка орехи грызёт. У белки пятеро бельчат - Раз, два, три, четыре, пять. Бельчата маму слушают, Орехи с грибиками кушают. Раз, два, три, четыре, пять - А теперь начнем играть.
Потешки

:

Пришла весна
Вот пришла весна, Весна красная, Ай, люли-люли, Весна красная. Принесла весна Золотые ключи, Ай, люли-люли, Золотые ключи. Ты замкни, Весна, Зиму лютую. Отомкни, Весна, Тепло летечко, Ай, люли-люли, Тепло летечко.
Ласточка
— Ласточка, ласточка, милая касатка, Где ты была, с чем ты пришла? — За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу весну-красу! 16

Кулик
Летел кулик Из-за моря, Принёс кулик Девять замков — Кулик, кулик Замыкай зиму, Отпирай весну, Тёплое лето!
Грачи
Прилетели три грача, Принесли три ключа. Берите, грачи, Золотые ключи, Замыкайте зиму, Отпирайте весну, Открывайте лето! Заклички — это песенки-обращения к природе, птицам, к Богу, это просьба о благословении. Поются они протяжно и немного печально.
Песенки - заклички весны
: Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком. Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым! 17