Технологическая карта 3 класс "Значение и употребление имен прилагательных в речи ". 4 класс "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном".

Автор: Коновалова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Новокурлакская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область, Аннинский район, С.Новый Курлак, ул.Степная, д 42а
Наименование материала: конспект
Тема: Технологическая карта 3 класс "Значение и употребление имен прилагательных в речи ". 4 класс "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном".
Дата публикации: 15.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта

3 класс

«Значение и употребление имен прилагательных в речи ».

4 класс «

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

».
Урок русского языка в 3- 4 классе по «Школе России» разработан учителем начальных классов МКОУ Новокурлакская СОШ Коноваловой Е.А..
Тема
3 класс. Значение и употребление имен прилагательных в речи. 4 класс. Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.
Тип урока
3класс. Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи. 4 класс. Урок закрепления знания об имени прилагательном и имени существительном
Цель темы
3 класс. О знакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится прилагательное. 4 класс. Усвоить сходство и различия между данными частями речи. Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.
Задачи
3 класс. Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий. Развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре. 4 класс. Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий. Развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре. Совершенствовать умения классифицировать и различать существительные и прилагательные по вопросам и окончаниям.
Умения
Предметные: Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные. Универсальные учебные действия Регулятивные: Оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез. Выполнять задания на основе упражнений; Выполнять действия по заданному алгоритму. Коммуникативные: Учиться работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение. Личностные Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.
Планируемый результат
Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.

Основные понятия
Имя существительное. Имя прилагательное.
Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.
Ресурсы:- основные

- дополнительные
Учебник В. П. Канакиной «Русский язык», 3кл., 2ч., 4 кл., 2 ч. Методическое пособие, тетрадь для упражнений по русскому языку и речи № 2. Т.Г.Рамзаева, Л.П.Савинкина - презентация к уроку - электронные физкультминутки
Организация

пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малой группе.
Содержание взаимодействия с учащимися

№п

\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД
1
Мотивация к

учебной

деятельности
Цели: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Создаёт условия атмосферы

доброжелательности
: Наш урок предлагаю начать такими словами: «Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Новое изучаем и повторяем!»
Приветствуют учителя,
гостей. Настраиваются на работу.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме.
2.
Актуализация

опорных знаний.
Цели: 1) повторить тему предыдущего урока 2) находить имена прилагательные в речи.
Организует беседу, выявляющую знания

детей по теме.

При необходимости корректирует

результаты ответов.
Ребята,
слова какой части речи украшают

нашу речь?
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Подумайте чему будет посвящён урок?

Что обозначают имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают?

Как изменяются?
А как вы думаете мы всё знаем про имя прилагательное? Значит, нам есть над чем работать. Будьте все внимательны, Узнавайте прилагательные: Котёнок – маленький, пушистый. Ручей – прохладный, серебристый. Зима – красивая и снежная, А мама – добрая и нежная. Слова в рифмовке очень дружные, Они приятные и нужные, Среди них мы обязательно Узнаем быстро прилагательное — Назовите имена прилагательные?
Отвечают на поставленные

вопросы:
Имена прилагательные
Выдвигают

предположения о теме урока.

Аргументируют свои ответы.
( 3 класс- имени прилагательному, 4 класс повторению материала об имени прилагательном) (признак предмета) (Какой? Какая? Какое? Какие?) (по числам, по родам в ед.числе) Ответы детей. (маленький, пушистый, прохладный, серебристый, красивая, снежная, добрая, нежная, дружные, приятные, нужные)
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.
3.
Чистописание.
Откройте тетради и запишите число, классная работа. Запишите любые три слова из этих слов, красивым каллиграфическим почерком. - Теперь ещё раз внимательно посмотрите на эти слова и скажите, какие это части речи? - Докажите. Выполняют запись имён прилагательных каллиграфическим подчерком Вырабатывают каллиграфический подчерк. 4.
Повторение

изученных

орфограмм

Прочтите слова на доске, определите, какие

орфограммы будем использовать, чтобы

вставить пропущенные буквы, вспомните

правила написания этих орфограмм.
На доске: Бур_ян, путни_, _пельсин, ра_, бад_я, язы_, бар_ер.
Задание.
1 группа – выписать слова с разделительным мягким знаком 2 группа – выписать слова с парным согласным Ученики вспоминают и повторяют изученные орфограммы, а затем вставляют пропущенные буквы. - написание разделительного мягкого знака. Разделительный мягкий знак пишется после согласного, перед гласными е, ё, и, ю, я - написание парных согласных. Чтобы определить написание парного согласного, надо изменить слово, или подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный. 1 группа – бурьян, бадья, барьер 2 группа – путник, рак, язык Записать слова в тетрадь и
Регулятивные:
- оценивать результаты своей работы.
Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку.
подчеркнуть пропущенные буквы. 5. Работа со словарями 1 группа. Что такое «бадья»? Где можем посмотреть значение этого слова? Найдите значение этого слова в орфографическом словаре Ожегова. 2 группа. Как вы понимаете фразеологизм «Где раки зимуют»? В каком словаре можно найти значение этого выражения? Найдите значение выражения во фразеологическом словаре.
Задание. Найдите среди слов

многозначное.
1 группа. Бадья – широкое низкое деревянное ведро (Словарь русского языка С.И. Ожегова) 2 группа. Выражение это тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны б ыли достать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки и часто после этого заболевает. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют» (Занимательный фразеологический словарь В.В. Волиной) Язык – средство общения; - орган речи; - пленный, от которого можно получить нужные сведения.
Регулятивные:
-анализировать собственную работу. - принимать учебно- познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.
6
Постановка учебной задачи
Сегодня на уроке мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Одной из составляющих, которые делают наш язык могучим и волшебным, являются имена прилагательные. Поэтому сегодня на уроке мы обобщим наши знания об именах прилагательных и будем учиться правильно использовать их в речи. Задание. Подберите и запишите имена прилагательные к тем существительным, которые записаны в тетради 1 группа – по одному слову к каждому существительному 2 группа – по два слова
4 кл.
Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? – В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.) Назовите изапишите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р
7. Усвоение новых знаний и способов

действий
Самостоятельная работа учащихся 3 кл. записывают имена прилагательные к тем существительным ( с последующей проверкой). Окончания имен прилагательных
.
Учащиеся выписывают окончания женского, среднего и мужского рода.
Познавательные:
- повторить и расширить сведения о космонавте Н.П.Каманине
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения. - осознают личное отношение к малой родине.
Регулятивные
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

3 кл.
Работа с учебником с. 64 –чтение правила. Упр. 110 Списать, вставить подходящие по смыслу слова. К какой части речи они относятся?
3 кл.

ТЕСТ:
Как говорила я в начале, Осталось тест нам написать. Если работали усердно, Тогда все справитесь на пять! Вам нужно выбрать правильный ответ 1. Что обозначает имя прилагательное? А) действие предмета Б) признак предмета В) предмет 2. На какие вопросы отвечает? А) кто? что? Б) что делает? Что делают? В) какой? какая? какое? какие? 3. С какой частью речи связано в предложении? А) с глаголом Б) с существительным 4. Каким членом предложения является? А) второстепенным членом Б) подлежащим В) сказуемым 5. Найти прилагательное. А) заговорил Б) тайга В) важный

4 кл. Карточка
для работы в парах. Определите род имен прилагательных. (взаимопроверка) Как определить род имени прилагательного? 4 кл. Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу. – Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?
Задание:
– объясните пропущенные орфограммы; – подчеркните грамматическую основу; – составьте схему, установите взаимосвязь;
(1

ученик у доски
Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.)
(1 ученик у доски)
– определите падеж имен прилагательных; – Как определить падеж имен прилагательных? – Как различить Им.п. от В.п.?
4 кл
. Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне! – Докажите, что данная запись является текстом. – Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? – Как можно озаглавить текст?
Дополните этот текст прилагательными.
Задание:
– озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные – найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж. (Наступила
ранняя
весна. Бегут
быстрые
ручейки по
грязным
дорогам. Из
дальних
стран летят
перелетные
птицы. Все рады
долгожданной
весне!) – Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы) – Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)
(Слайд 23 проверка падежа, рода)
– Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился? – О каком времени года говорится в тексте? Весна – замечательное и прекрасное время года. Как вы понимаете поговорку:
Нет в марте

воды, нет в апреле травы?

3-4кл
. Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!..
Алексей Плещеев Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?
Домашнее задание:
по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения)
.
Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам. _____ весна _____ ото сна _____ настаёт _____ поёт
Самооценка. Рефлексия учебной

деятельности.
Закончи предложение по схеме: - Сегодня на уроке: … … запомнил Я научился и знаю смог Примерные ответы детей: - Я запомнил, как различать имена существительные и прилагательные. - Я научился различать имена существительные и прилагательные.
- Я смог правильно подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. - Я смог правильно подобрать к прилагательным подходящие по смыслу существительные. - Теперь я умею: … различать имена существительные и прилагательные; находить имена существительные и прилагательные; правильно подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; правильно подобрать к прилагательным подходящие по смыслу существительные. Познавательные УУД Выполнение задания на основе алгоритма. - Спасибо за работу. Урок окончен.




6














3.

Словарная работа.