"Синяя птица" музыкальный спектакль

Автор: Черникова Екатерина Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №80
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Синяя птица" музыкальный спектакль
Дата публикации: 15.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №80 Г.ОРЕЛ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«СИНЯЯ ПТИЦА»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Е.В.ЧЕРНИКОВА Г.ОРЕЛ, 2016
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«СИНЯЯ ПТИЦА»

Тема занятия:

1.
Закрепление знаний о различных жанрах музыки в соответствии с классификацией Д.Б. Кабалевского. Работа над жанром ТАНЕЦ в основных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, ритмическая работа, движение музыкально-ритмическое и танцевальное.
2.
Продолжение знакомства с сюжетом сказки М.Метерлинка «Синяя птица». Работа над текстом произведения, дикцией, запоминанием поэтического текста. Сюжетно-ролевая постановка в рамках сценария.
Актуальность темы:
1. Знакомство детей с сюжетами мировой художественной литературы. 2. Ознакомление с шедеврами классической музыки. В рамках данного проекта осуществляется синтез произведений различных временных эпох, сопоставление современности и произведений прошлого века, не теряющих своей актуальности. Отдельный акцент поставлен на морально-этической теме взаимоотношения поколений, теме родительской любви. Немаловажным кажется обсуждение с детьми подготовительной к школе группы темы получения и важности материальных ценностей в жизни ребенка, вопроса о приоритете материального или духовного богатства.
Цель:
Формировать у детей устойчивый интерес к классической музыке, способствовать развитию эмоционального отклика на прослушанную музыку, развивать умение работать в команде, формировать навык сценического творчества, работа над дикцией и правильным произношением литературного текста.
Задачи:
1. Развивать и обогащать слуховой музыкальный багаж детей. 2. Подводить к самостоятельной работе над литературным текстом. 3. Развивать умение определять на слух жанры музыки. 4. Работать над развитием координации движений и развитием танцевальных навыков. 5. Развивать умение работать в группе, закреплять навыки взаимопомощи и поддержки. 6. Закреплять навыки сюжетно-ролевой постановки по заданному сценарию (проживание взрослых ролей и взрослых жизненных ситуаций в игровой форме).
Материально-техническое оснащение:

1. Слайдо-проектор 2. Ноутбук 3. Слайды с кадрами из фильмов и театральных постановок «Синей птицы» 4. Слайды с ответами на вопросы музыкальной викторины 5. Инструменты детского шумового оркестра 6. Костюмы для всех персонажей сказки 7. Цветные карточки с описанием характера и настроения музыки Этапы работы: 1. ознакомление со сказкой и музыкой (мировая лит-ра: метерлинк, сац, гендель, петров, нароодные фольклорные мелодии, Мусоргский, Чайковский, симфо- джазовые композиции) Использование визуального видеоряда при знакомстве со сказкой. 2. Определение настроения и характера (карточки с определениями) По классификации М.Люшера. 3. Жанровое определение ключевых сцен. 4. Работа над танцем – совместно с хореографом. 5. Ритмическая работа. 6. Совмещение пения и танца с сопровождением оркестра. Шумового и металлофоны. (Проговаривание текста с оркестровым сопровождением – дает важную часть логоритмической работы в логопедической группе.) 7. Участие всех детей группы в данной постановке. Причем с проработкой наиболее сложных звуков – в тесном контакте с логопедом. 8. Обсуждение морально-этической темы отцов детей, получения материальных благ, взаимопомощи и дружбы. На основе сказки.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку. Упражнение с цветами на сложные перестроения.

слайд 1
Сегодня мы с вами продолжим разговор о сказке «Синяя птица» и поговорим подробнее о музыке, которую мы будем использовать в данной сказке. Давайте сначала коротко вспомним сюжет сказки, основных действующих лиц.
слайд 2
Ответы детей: Тильтиль смотрит на Рождество в богатом доме. В его бедной семье совсем нет денег на подарки. Он обижает отца и мать и уходит на поиски синей птицы, чтобы раздобыть денег и счастье. В пути с ним происходит много приключений: он встречает фею света, даму Ночь, тучных блаженств, которые хотели его съесть. Но ему помогают его друзья: Огонь, Молоко, Сахар и Хлеб. Дети представляют своих персонажей. Итак, наше повествование начинается с ярмарки.
Слайд 3 Ярмарка
На палочке вата, Как снег, ноздревата И сладкая, словно щербет! Я пекарь великий! Вот торт с земляникой – Изысканней в городе нет! Пирожные! Книжки! Орешки, коврижки! Игрушки! Нуга, леденцы! Вот что такое полное счастье, Это набитый живот! Угощайся, но помни, что плата вперёд! Помни, что плата вперёд!
Музыка с ярмарки. М.Мусоргский. Гопак из «сорочинской ярмарки»
Что это за произведение по жанру? Какой характер музыки? Поработаем с карточками, выберем подходящие слова, чтобы описать настроение и характер музыки (карточки с описанием настроения и характера музыки) Послушаем еще раз, поработаем над ритмом. Используем инструменты (бубен, ложки, трещотки). Для чего существует танцевальная музыка? Чтобы под нее ритмично двигаться, танцевать. Давайте попробуем станцевать этот танец. Гопак. Включим в танец наш оркестр.
Общий танец с сопровождением шумового оркестра.

Мальчик тильтиль очень хотел купить себе что-нибудь к Рождеству, но у него совсем не было денег. Нельзя же в самом деле под Рождество – и без подарков!
Тильтиль
Глаза разбегаются, слюнки текут, Хочется сразу всего, сразу всего! Но без денег у нас не дают ничего Даже под Рождество! Когда-нибудь я вырасту и землю обойду, Но, повзрослев, вернусь обратно – Игрушки яркие и вкусную еду Всем бедным детям раздавать Бесплатно! Музыка Феи Драже. (Ярмарочная площать постепенно пустеет. К Тильтилю подходит Фея.) Фея ищет синюю птицу, которую к Рождеству попросила у нее внучка. Тильтиль говорит, что у него есть дома птица, правда, обыкновенная, и он продаст ее Фее, чтобы купить себе кое-что в подарок.
слайд с феей и детьми.
Давайте послушаем эту музыку и еще раз поработаем с нашими карточками. Какой характер этой музыки? К какому жанру ее можно отнести? Танец Феи Драже. Давайте пойдем по дороге нашей сказие дальше. Тильтиль обижен на родителей, он зол, ему хочется подарков на Рождество. Тильтиль. Я ничего не стану ждать и всё устрою сам. Я птицу в клетке Фее золотой продам! Я, может быть, свою судьбу сейчас за хвост держу! Я ухожу! Да, ухожу! Взаправду ухожу! (убегает) он уходит на поиски счастья и Синей птицы, сильно обидев отца и мать. А сейчас мы посмотрим
Танец-сюрприз.
Тема Синей птицы.
Слайд о синей птице из концовки.

Фея.
В древности когда-то была такая песня, Которой не было и нет волшебней и чудесней. Кто-то скажет: «Небылица!» Но если знать слова, Счастье синей птицей Слетает с неба к вам. Птица синяя поёт о счастье – И мир вокруг поёт. Мы с вами посмотрели еще один танец – Синей птицы. И продолжаем путешествовать вместе с Тильтилем и его друзьями – Хлебом, Молоком, Сахаром и Огнем, чтобы найти синюю птицу и, заодно, счастье. А еще, чтобы узнать, что есть вещи поважнее денег Фея дает Тильтилю с собой волшебный кристалл, от которого предметы в комнате начинают оживать)
Тильтиль оживляет и представляет героев.
слайд с продуктами

Молоко
О, умоляю, образумьте этого хвостатого разбойника! Я от него скисаю. Я ведь как-никак Молоко!
Сахар
Пальцы видите? Пять. А вот так – леденец! Любите сладкое – держитесь поближе. Сахар!
Огонь
Если праздник – давайте зажигать! Я люблю зажигать и при этом потрескивать! Я Огонь! (Хлебу) А почему вы молчите?
Хлеб
Не трещи. Я думаю головой.
Огонь
Что тут думать? Зажигать надо!
Хлеб
А я думаю. Головой.
Сахар
Круто! А о чём?
Хлеб
О том, что хлеб – всему голова. А хлеб – это я!
Фея.
Ну что, познакомились? А теперь – в путь! На пути наших любителей приключений встретилась Дама Ночь.
слайд с ночью.
Дама Ночь Я – дама Ночь. Мне ненавистен свет. Я – дама Ночь, меня загадочнее нет. Я – тайна тайн, основа всех основ. Я королева снов. Я королева лжи. Музыка Генделя. Сарабанда. Дама Ночь
.
Они хотят поймать синюю птицу? Сколько себя помню, всегда кто-нибудь этого хотел. Но ни у кого не вышло! Наши герои попадают сначала в царство снов! Туда, где всё возможно, особенно невозможное. Где сбываются все твои желания, даже если ты о них ещё ничего не знаешь…
слайд с тенями.
Дама Ночь показала детям все ужасы, которых страшится человек: войны, страдание, болезни, эпидемии.
слайд с деревьями.

Потом дети попали в волшебный лес, где деревья собирались их убить. Об этой части сказки мы подробнее поговорим в следующий раз, а в конце путешествия ребята попали к трем тучным Блаженствам, которые захотели всех их съесть. Но на помощь подоспели наши съедобные герои.
Огонь
признаю: вы победили. Но у меня вопрос. Неужели вы едите пищу сырой?
Хлеб
Как, и без хлеба? Ну вы вообще!
Молоко
Что, и молоком не запиваете?
Сахар
Вот что, ребята, если вы немного потерпите, то мы для вас приготовим прекрасный ужин – вы такого не пробовали!
Огонь
но у нас условие такое: вы отпускаете мальчика и девочку . И Блаженства отпустили их, а все продукты забрали себе, чтобы съесть. Но тут случилось то, чего никто не ожидал. Огонь вспыхнул, как пожар, и молоко на огне сбежало, вместе с хлебом и Сахаром. Акробатический этюд Вот мы с вами сейчас и посмотрели танец огня. Во время нашей сегодняшней сказки мы поняли, что танцы бывают самые разные, по настроению, характеру, а, значит, и чувства они в нас могут пробудить самые разные. Давайте в конце нашего занятия поиграем. Попробуем отгадать музыкальные кроссворды, в которых зашифрованы слова, которые мы с вами сегодня упоминали. (Чайковский, танец, скрипка). слайды с ответами