Программа детского объединения "ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ"

Автор: Королёва Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Штанигуртская НШ"
Населённый пункт: д.Штанигурт, Глазовский район, Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа детского объединения "ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ"
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Штанигуртская начальная школа»
Принята На Педагогическом совете Протокол №___от «____»_________20___г. Утверждено: Директор МОУ «Штанигуртская НШ» _____________Н.А.Касимова Приказ №____ от «____»__________ 20___г. Программа детского объединения «ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ» Руководитель: Королёва Татьяна Александровна воспитатель I квалификационной категории д. Штанигурт, 2015г.

ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие». Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества был не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При использовании многих нетрадиционных приемов неизвестно, какое изображение получится, но они заведомо успешны по результату и тем самым усиливают интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца». Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы
заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:  умение одухотворять живую и неживую природу;  способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира;  умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное;  способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним;  готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства. С другой стороны ребёнок набирается опыта ИЗОдеятельности:  учится быть оригинальным;  учится использовать средства выразительности;  учится проявлять инициативу, самостоятельность;  развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.

Цель
: использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании. На основе данной цели определены следующие
задачи:
1. Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник. 2. Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы. 3. Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами. 4. Проведение диагностики детей. 5. Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей. Одним из важнейших условий является создание для детей пространственно-развивающей среды, которая позволит не только систематически изучать нетрадиционные техники рисования, но и использовать их в самостоятельной деятельности. При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:  соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития;  среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности;  проектирование среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.
Изобразительные материалы:
гуашь, тушь, сангина, акварель, восковые мелки и свечи, цветные и простые карандаши, фломастеры, различные печатки, трубочки, палочки, тампончики и т.п. В свободном доступе бумага различной фактуры, трафареты, раскраски. Альбомы с репродукциями картин различных жанров: портреты, пейзажи и т.д. Карты-схемы, позволяющие детям вспомнить изученные приемы нетрадиционных техник рисования.
Принципы работы:
1. Учет сензитивности дошкольного детства; 2. Постепенность и последовательность изучаемого материала: от простого к сложному; 3. Возможность выбора изобразительного материала; 4. Учет сезонности и тематического планирования в группе 5. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объемов обучающих и закрепляющих занятий; 6. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей и родителей.
Ожидаемый результат работы:

1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. 2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Годовое перспективное планирование:
разработано перспективное планирование по всем возрастам Занятия проходят во второй половине дня 1 раз в неделю по 10 – 20 минут в соответствии с возрастом.
Распределение материала в течение учебного года

I младшая группа

II младшая

группа

Средняя группа
Пальчиковая живопись 16 9 3 Тампонирование 5 3 Рисование мятой бумагой - - 3 Монотипия - 3 Печать от руки 4 2 2 Граттаж - - 2 Рисование восковыми мелками - 5 3 Рисование по «сырому» - - 2 Кляксография 2 3 3 Печатка 2 3 2 «Тычком жесткой кистью» 4 6 4 Смешанные техники - - 4 Диагностические занятия 2 2 2
Итого часов

30

35

36

Цель проведения мониторинга развития детей:
1. Выявить уровень художественного развития детей. 2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием

нетрадиционных техник:

Низкий (1 балл)
 интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;  эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;  ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;  узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке;  основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет;  ребёнок рисует только при активной помощи взрослого;  знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими;  не достаточно освоены технические навыки и умения.

Средний (2 балла)
 у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем;  он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний;  знает способы изображения некоторых предметов и явлений;  правильно пользуется материалами и инструментами;  владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого;  проявляет интерес к освоению новых техник;  проявляет самостоятельность.
Высокий (3 балла)
 ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;  быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках;  владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;  передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;  обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках;  умеет создать яркий нарядный узор;  может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками;  может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста).
Используемая литература
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».) 3. Мартынова Е.А. Комплексная оценка достижений детей 3 лет на основе концепции программы «Детство». Диагностический журнал. Издательство: «Учитель», 2012г. – С. 37. (I младшая группа). 4. Мартынова Е.А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал. Вторая младшая группа. – Издательство: «Учитель», 2012г. – С. 66. 5. Мартынова Е.А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал. Средняя группа. – Издательство: «Учитель», 2012г. – С. 171.
Приложение


Тематика занятий во II младшей группе



п/п

Тема

Задачи

Сентябрь
1 Диагностическое занятие 2 Рассыпались мамины бусы Пальчиковая живопись - знакомство с цветом, формой, ритмом, положением в пространстве 3 Посыпался веселый горох 4 Кто здесь прошел? Пальчиковая живопись - продолжаем знакомство с цветом, учим рисовать одновременно двумя пальчиками
Октябрь
5 Разноцветный дождь Пальчиковая живопись - продолжаем знакомство с цветом, учим рисовать одновременно двумя пальчиками; любование разноцветным сочетанием цветов 6 Соберем ягоды 7 Плывут по небу облака Тампонирование - знакомство с новым приемом рисования, развитие ритмичных движений руки 8 Солнечные зайчики заглянули к нам в окно
Ноябрь
9 Осенний лес Пальчиковая живопись - совершенствовать навыки рисования. 10 Грибы на поляне Печать пробкой - знакомить с новым видом рисования; учить обмакивать печатку в краску 11 Салют «Тычком жесткой кистью» - продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью 12 Птицы клюют ягоды Пальчиковая живопись - учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования; воспитывать аккуратность; развивать чувство композиции
Декабрь
13 Первый снежок Тампонирование - Закрепить умение рисовать ватными палочками; развивать чувство ритма и формы 14 Весёлые снеговики Пальчиковая живопись - учить закрашивать пальчиком по контуру; развивать чувство композиции 15 Елка «Тычком жесткой кистью» - продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью; учить рисовать елочку 16 Украсим елку к новому году Пальчиковая живопись
- закрепить умение рисовать пальчиками; учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (новогодние шарики); развивать чувство композиции.
Январь
17 Морозные узоры Рисование восковыми мелками - познакомить детей с новой техникой рисования; учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов; воспитывать интерес, аккуратность 18 Елочки в лесу Рисование восковыми мелками - продолжать знакомить детей с новой техникой рисования; учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов; воспитывать аккуратность 19 Снежинки летят
Февраль
20 Цыпленок «Тычком жесткой кистью» - учить рисовать птиц способом «тычком жесткой кистью»; дорисовывать детали образа цыплёнка тонкой кистью 21 Потеряли котятки перчатки Печать от руки - познакомить с техникой печатанья ладошками; учить наносить быстро краску и делать отпечатки – перчатки. Развивать цветовое восприятие 22 Ёжик «Тычком жесткой кистью» - учить рисовать животных способом «тычком жесткой кистью»; дорисовывать детали образа ёжика пальчиком 23 Рыбки в аквариуме Рисование восковыми мелками - закрепить приемы нетрадиционного рисования; закреплять умение наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов
Март
24 Желтый одуванчик «Тычком жесткой кистью» - учить передавать образ цветка, его строение и форму используя метод тычка жесткой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании 25 Астры в вазе «Тычком жесткой кистью» - закрепить способ рисования методом тычка; воспитывать самостоятельность в выборе цвета, бумаги; поддерживать интерес к рисованию разными способами 26 Нарисуй, что хочешь Пальчиковая живопись - развитие творчества, воображения 27 Котенок «Тычком жесткой кистью» - продолжать знакомство с техникой тычкования
полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного)
Апрель
28 Чудо – клякса! Кляксография - учить выдувать гуашь на лист бумаги с помощью трубочки для сока; развивать воображение, фантазию на основе ознакомления с новым методом рисования 29 Цветы на полянке 30 Осьминожки 31 Украшение чайного сервиза Печатка - закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги; упражнять в технике печатания
Май
32 Солнце согревает травку Рисование восковыми мелками - совершенствовать навыки работы с восковыми мелками; закреплять умение наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов 33 Цветы для пчелы Майи Печатка - Совершенствовать технику печатания пробками; воспитывать аккуратность 34 Утки на пруду Печать от руки - продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её краской и делать отпечаток; закрепить умение дополнять изображение деталями. 35 Диагностическое занятие