"Каникулы с Матроскиным и Шариком. Дифференциация звуков [С]-[Ш]".

Автор: Пароваткина Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №55"
Населённый пункт: находка
Наименование материала: конспект
Тема: "Каникулы с Матроскиным и Шариком. Дифференциация звуков [С]-[Ш]".
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Каникулы с Матроскиным и Шариком. Дифференциация звуков [С]-[Ш].
Цель:
развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: 1.Формировать слухо-произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях. 2.Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях. 3.Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш]. 4.Упражнять в согласовании числительных с существительными. 5.Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш]. 6. Развивать речевое дыхание. Воспитательные: 1.Воспитывать интерес к педагогической деятельности через игру 2.Воспитывать внимание к обращённой речи.
Ресурсы:
игрушки и маски кота Матроскина и собаки Шарика из мультфильма “Каникулы в Простоквашино ”, предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (осы, шмели, шапка, машина, малыш, шуба, мишка, санки, капуста, собака, ананас, автобус); игра “Рыбалка” (рыбки с картинками, удочка с магнитом), игра «Ромашки»
Ход занятия

I

Организационный момент
Логопед: Ребята, у нас гости. Дети: Здравствуйте! Логопед: Как у вас с настроение? Дети: Хорошее! Логопед: Нас сегодня ждут веселые приключения. Вы узнаете голос? Может вы сами догадаетесь, кто к нам спешит? Дети: Да! Это герои мультфильма «Простоквашино» Логопед: Правильно. Но не все. Посмотрите внимательно на игрушки. Появляются игрушки кота Матроскина и Шарика. Логопед: Ребята, вы узнали наших гостей? Дети: Да! Логопед: Дядя Федор уехал в город и в маленькой семье начинается разлад. Наши друзья заскучали. А когда им становится скучно. Вы знаете, что они делают? Дети: Они ссорятся! Логопед: Ну почему именно эти герои пришли к нам в гости? Педагог медленно произносит имена сказочных героев, выделяя дифференцируемые звуки. Дети: В слове Матроскин есть звук С, а слове Шарик – Ш.
Логопед: Верно. А мы с вами сегодня будем вспоминать, как эти звуки произносятся и чем отличаются друг от друга. Дети: Да! Логопед: Тогда предлагаю всей дружной компанией отправится на прогулку.
II

Введение в тему
Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер, закачались сосны. Как он свистит? С-с- с. Дети: С-с-с Уточнение артикуляционных укладов. - Покажем Матроскину, как мы умеем «свистеть». Губы улыбаются, зубы заборчиком, язык упирается в нижние зубы. По середине языка – ложбинка (желобок), по которой идет воздух и выходит в щелочку. Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок, зашелестели листики. Как он шумит? Ш-ш-ш. Дети: Ш-ш-ш - Теперь, «пошипим» для Шарика. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы приоткрыты. Язык в форме «чашечки» упирается в верхние зубы (преграда).
III

Изучение нового
1. Логопед: Друзья, у меня есть сюрприз для вас. Вы знаете, что это? Дети: Это указка! Логопед: Да. Но она не простая, она волшебная. Логопед: Предлагаю надеть маски наших друзей. Ты бы кем хотела быть в нашей игре? Матроскиным или Шариком? Почему? Дети одевают маски, с помощью волшебной указки превращаются в героев. Логопед: А что если нам поиграть в игру “
Скажи наоборот”.
Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш]. СА-ША АС-АШ СКА-ШКА СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ Логопед: А теперь меняем звук [Ш] на звук [С] в словах. МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА НАС – НАШ МИСКА – МИШКА УСЫ – УШИ СОК – ШОК МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.
Игра «Ромашки»
2.Логопед: Ребята, на этой поляне росли красивые ромашки. Пока мы с вами играли, ветер раскидал лепестки ромашек. Вы хотите собрать их? Дети: Да! Логопед: Но ромашки у нас не простые. Посмотрите, на них что-то изображено. Дети: Да . На них нарисованы картинки . Логопед: Тогда Шарик будет собирать лепестки с картинками, где есть звук [Ш], а Матроскин лепестки со звуком [С] .
Игра «Посчитай Насекомых»
3. Логопед: Как мне нравится на нашей лесной полянке, а вам? Здесь очень красиво: много зелени, цветов. Кто перелетает с цветка на цветок? Кто это? Летают осы и шмели.
А вот интересно, сколько их? Поможем друзьям их посчитать. Матроскин будет считать ос, а Шарик шмелей. Дети картинки считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей. 4. Логопед: Как вы думаете, не пора ли нам подкрепиться? Дети: Пора Логопед: Что больше всего любят коты? Дети: Кот Матроскин любит лакомиться рыбкой. Логопед: Берите ведра и идем на рыбалку. Дети должны выбрать ведро. (Матроскин с буквой С, а Шарик с буквой Ш) Дети: Да! Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками. Вам нужно не только поймать рыбу, но и выполнить мое задание.
Игра “Рыбалка”.
С помощью удочек дети “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Логопед: Много рыбы мы наловили? Отдадим ее поварам, пусть приготовят нам обед.
Мнемотехника
4. Логопед: Посмотрите, друзья мои, какие картинки я приготовила. О, да это же целые предложения! А давайте их прочитаем? Дети: Давайте! 5. Логопед: Какие молодцы!. Вы очень хорошо потрудились. А не поиграть ли нам в мяч?
Игра « Измени предложение»
Логопед кидает мяч Шарику: Я вешаю шубу на вешалку. Он…Мы….; Они…..; Я шагаю в школу. Логопед кидает мяч Матроскину: Я гостил у Сони. Он…; Мы….; они ….. Я несу сумку. 6. Логопед: Шарик, а ты любишь разгадывать кроссворды? Сейчас мы с вами проверим, кто же из наших друзей самый внимательный:
Игра “Путаница”
Мама положила в тарелку манную “каску”. Пожарный носит “кашку”. Строитель строит “басню”. Кошку зовут “маска”. В Новый Год я надену “Машку”. Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.
IV

Обобщение
Логопед: Ребята, вот и закончилась наша прогулка с героями любимого мультфильма. Вам понравилось с ними гулять? Дети: Да! Логопед: Коту Матроскину и Шарику тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии. Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.
V

Итог
Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались! Какое задание вам больше всего понравилось? А какое задание было самым сложным? Как вы думаете, Матроскин и Шарик придут к нам в гости ещё раз? Давайте их пригласим.