"Проблемы организации дистанционного взаимодействия с родителями, имеющими детей раннего возраста, в период, предшествующий их поступлению в ДОО"

Автор: Кишмерешкина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Пермский гуманитарно-педагогический университет
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы организации дистанционного взаимодействия с родителями, имеющими детей раннего возраста, в период, предшествующий их поступлению в ДОО"
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Кишмерешкина Наталья Александровна Проблемы организации дистанционного взаимодействия с родителями, имеющими детей раннего возраста, в период, предшествующий их поступлению в ДОО. В общем смысле под педагогическим взаимодействием следует понимать специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения задач образования (И.В Кощиенко, В.А. Сластенин.). Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях [1]. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский, З.И. Теплова [4]). Педагогическое взаимодействие на уровне дошкольного образования позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента – педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами. Между тем, сегодня, когда для дошкольных организаций, согласно федеральным образовательным стандартам (ФГОС ДО) взаимодействие с родителями является одной из задач деятельности необходима проработка вопроса взаимодействия и для таких участников, как родители или семья в целом. Активность участников педагогического взаимодействия, по мнению Е.А.Черкуновой, позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты [5]. 1
Одним из альтернативных способов педагогического взаимодействия субъектов образования является дистанционное. Дистанционное взаимодействие представлено в работах по педагогики как технология и как межотраслевая область, базирующаяся на интегрированных знаниях из педагогики, антропологии и прочих наук, которые могут способствовать созданию новых образовательных продуктов [2]. Дистанционное взаимодействие участников, в нашем случае педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей, в период подготовки детей к детскому саду, должно отвечать трем требованиям. Во-первых, оно должно способствовать коммуникации, как возможному процессу по обмену информацией между участниками. Во-вторых, дистанционное взаимодействие должно координировать действия участников в период подготовки детей к поступлению в сад. То есть оно должно давать возможность осуществлять совместное планирование, координацию и контроль за выполнением образовательных задач участниками. В-третьих, обязательным требованием, предъявляемым к дистанционному взаимодействию является возможность кооперации для достижения образовательной цели, как результата совместной работы и согласованных действий участников [3]. Данные требования определяют одну из проблем, которая может возникнуть в процессе дистанционного взаимодействия. Для качественной коммуникации необходимы соответствующие информационно-коммуникативные средства, обеспечивающие эффективность процесса дистанционного взаимодействия. Информационно-коммуникативные средства или технологии (ИКТ), как их чаще всего называют, созданы таким образом, чтобы создавать возможность для участников решить общую образовательную задачу, то есть достигать цель. Сегодня ИКТ объединяют в себе множество информационных приложений, упрощающих дистанционное взаимодействие. Одной из проблем может стать поиск бесплатных и качественных приложений, а так же наличие у участников дистанционного взаимодействия необходимых технических средств – компьютера, ноутбука, планшета или другого средства, поддерживающего приложение. 2
Однако, у такой формы есть и свои положительные моменты. Среди них можно назвать: - во-первых, удобный и свободный график взаимодействия ДОО и родителей. Никто не будет подгонять в строгие рамки плана работы. Для участников дистанционного взаимодействия есть возможность выбирать, когда и в какое время преступить к работе. - во-вторых, содержание дистанционного взаимодействия будет носить индивидуальный характер, так как педагогов ДОО ориентирован на конкретного родителя, его ребенка, а значит и на те вопросы, которые возникают у данных участников образовательного процесса. - в-третьих, д оступность в любом месте к ресурсам ДОО. Главным условием является наличие и доступ к интернет сети. В связи с этим возможно индивидуальное регулирование темпа сотрудничества, решения вопросов актуальных для родителей и педагогов в период подготовки детей к детскому саду. В отличие от стандартного взаимодействия, например, родительского собрания в детском саду вы вынуждены выслушать все, что рассказывает педагог, то при дистанционном взаимодействии участники сами регулируете и темп, и выбирают тему взаимодействия и форму работы и пр.. - четвертых достоинством дистанционного взаимодействия можно назвать, как финансовый вопрос, так как в некотором смысле снижаются затраты и у детского сада и у родителей, за счет экономии расходов на перемещение, оплату коммунальных услуг и деятельности педагогов и прочее. Еще одна положительная сторона дистанционного взаимодействия может стать своевременное информирование родителей, повышение педагогической культуры, а в некотором смысли и просвещение и образование тех, родителей кто в силу обстоятельств не может посещать стационарные встречи. Так, круг участников дистанционного взаимодействия все чаще пополняется беременными, молодыми мамочками, которым не с кем оставить малышей, родителями с ограниченными возможностями, и пр.. 3
По мнению, С. Доровских, одной из проблем реализации дистанционных форм является не компетентность родителей и педагогов в использовании дистанционных форм взаимодействия. Исследователь связывает данную проблему с низким уровнем интереса родителей к новым технологиям работы, хотя многие родители имеют и технические средства (телефон, планшет) и доступ в интернет. Таким образом, актуальность проблемы организации дистанционного взаимодействия с родителями, имеющими детей раннего возраста, в период, предшествующий их поступлению в ДОО определена требованиями государственной политики и социального заказа. Литература 1. Кощиенко, И.В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. : автореф. канд. пед. наук. / И.В. Кощиенко. - Москва, 2012. - 25 c. 2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ. - М., 1995. 3. Марчук, Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения/ Н.Ю. Марчук // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. – С.41-46 4. Теплова, З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: автореф. канд. пед. наук/ З.И. Теплова. – М., 2007. - 25 c. 5. (Черкунова, Е. А. Взаимодействие ДОО, семьи и социума: проблемы, опыт, перспективы: Материалы 12 Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети»/ Е.А.Черкунова. - СПб.,2005. – 480 с. 4