"Что предмет рассказывает о себе"?

Автор: Герасина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО детский сад №7 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Борисоглебск, Воронежской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что предмет рассказывает о себе"?
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«

«ЧТО ПРЕДМЕТ РАССКАЗЫВАЕТ О

СЕБЕ»


КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАЧИ.
Упражнять детей в составлении короткого рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе». Развивать наблюдательность, умение видеть целое и части в предмете. Показать какую роль зрение и кожа играют в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений, о необходимости бережного отношения к глазам – своим помощникам. Учить анализировать тактильные ощущения. Развивать воображение, эмоциональную сферу. Формировать умение применять нетрадиционные приемы рисования тычком, трубочками для коктейля, зубными щетками, пальцами и т.д. Приучать детей слушать друг друга, не мешая, а иногда дополняя ответ товарища.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Красивая коробка с предметами, иллюстрации с изображением глазного яблока, механизма получения изображения внутри глаза, мешочки по количеству детей, в которых находятся пуговицы разного размера, клубок, мех, горох, гвозди, песок, вата, мелкие шарики, камушки, расческа-гребень, расческа-щетка, зеркало, сухая трава и др. Краски акварельные и гуашевые, цветные карандаши, фломастеры, трубочки для коктейля, ватные палочки, зубные щетки, альбомные листы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.


Воспитатель приносит коробку, сообщает детям, что ее передал для них Незнайка, и предлагает угадать, что в коробке. Двум-трем детям предлагает вынуть из коробки по одному предмету. Все дети рассматривают их, по желанию берут в руки. - А сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Что предмет рассказывает о себе?». Игра эта трудная, но вы справитесь с ней. Вот смотрите, что это? /показывает красный шар, потом толкает его – и шар катится по столу./ Дети отвечают:
- Шар, красный шар… он катится. - А как вы узнали? /это видно сразу/ Да шар сам рассказывает о себе, что он круглый, красный и катится, - подтверждает воспитатель. – Вот мы и будем «смотреть глазами и руками»; можно даже постучать предметами, сравнить их с другими, взвесить на ладошке и сказать, что предмет рассказывает о себе. Один будет рассказывать о предмете, другие – слушать и замечать, все ли сказано. Выигрывает тот, кто сам все расскажет о предмете. Воспитатель загадывает загадку: Два соседа - непоседы День – на работе Ночь – на отдыхе. /глаза/ - Зачем человеку глаза? /видеть, читать, любоваться природой, выполнять какую-либо работу и т.д./ Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Н.Орловой
«Ребятишкам про глаза».


Чтоб отправился в полет Разберемся вместе, дети Реактивный самолет, Для чего глаза на свете? Чтобы смело корабли И зачем у всех у нас По морям студеным шли – На лице есть пара глаз? Нужно помнить каждый час, Для чего нужны глаза? Как важны глаза для нас! Чтоб текла из них слеза? Очень много неизвестного, Ты закрой глаза ладошкой, Очень много интересного Посиди совсем немножко: Разузнаешь ты из книг. Сразу сделалось темно, Вот представь себе на миг… Где кроватка, где окно? Ты прочтешь про все на свете, Странно, скучно и обидно - Как летают на ракете, Ничего вокруг не видно. Сколько всех на небе звезд, Женя хочет быть пилотом, Как устроен длинный мост, Править быстрым самолетом, Кто живет на дне морском, Все моря на белом свете Как построен каждый дом, Переплыть мечтает Петя, Как железо добывают, Будет Николай танкистом, Как микробов изучают, А Сергей парашютистом, Как Америку открыли, Станет снайпером Илья… Как на льдине люди жили… Но для этого, друзья, Но чтоб книгу прочитать, Кроме знанья и уменья - Нужно зреньем обладать. Всем необходимо зренье! Значит, каждому из нас Нужна пара зорких глаз !
- Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в углублениях – глазницах. Закрывает глаз, а также защищает от пыли и других внешних воздействий влажное с внутренней стороны веко. Также защищают глаз брови и ресницы. Только когда глаза закрыты веками, они находятся в покое. - Как вы думаете, когда отдыхают наши глаза?/когда спим, ночью/ -Что делают глаза, когда они открыты?/постоянно что-то рассматривают, изучают/ - Лучше видеть помогает подвижность глаз. Давайте посмотрим вверх, вниз, направо, налево. - Когда мы смотрим в глаза друг другу или в зеркало мы видим только переднюю часть глаза. А теперь посмотрите на весь глаз. /Воспитатель демонстрирует модель глаза./ - На что похож глаз? /шар, мяч, колобок, снежок, яблоко/ - Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Когда мы смотрим в зеркало или в глаза друг другу мы видим радужную оболочку, в центре которой находится зрачок. Радужная оболочка может быть разного цвета /воспитатель предлагает посмотреть на свои глаза в зеркале и у соседа/. А через зрачок в глаз попадает свет и изображение предметов. Затем изображение проходит через особую линзу – хрусталик, а затем на противоположную сторону глазного яблока, где находится очень важная оболочка – сетчатка. Именно на сетчатке происходит восприятие изображения благодаря специальным клеткам – палочкам и колбочкам. Колбочки воспринимают цвет, при чем только тогда, когда светло. А палочки помогают нам видеть и различать предметы в темноте, не зная какого они цвета. Когда колбочки работают, палочки отдыхают. И наоборот. - А теперь я предлагаю вам выступить в роли исследователей и провести эксперимент. ОПЫТ. ЦЕЛЬ. Определить реакцию зрачков на различное освещение. Предлагаю детям рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в
освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в сумерках предметы. Подчеркиваю, что, находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек. - Вот так глаза помогают нам познавать мир, рассматривать предметы и все что находится вокруг нас. - Что же нужно, чтобы предмет рассказал о себе? /глаза, зрение/ - Что еще помогает нам узнавать о предметах, кроме зрения? - Как мы можем узнать, что кошка пушистая, вата мягкая, металл холодный, стекло гладкое и т.д.? - Определить это помогут не глаза. А что? Отгадайте загадку. Твои помощники – взгляни – Десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они Работы не боятся. И как хороший мальчик, Послушен каждый… /пальчик/ - Пальцы помогают определять форму и некоторые свойства предметов, даже с закрытыми глазами. Это сделать нам помогает кожа – орган осязания. Кожа очень чувствительная и поэтому она предупреждает нас об опасностях, если мы касаемся чего-то горячего, холодного, острого, колючего. - Давайте проведем еще один эксперимент. Постараемся определить на ощупь, не заглядывая в мешочек, что в нем находится. Каждый ребенок вынимает из большой красивой коробки мешочек, опускает в него руку, ощупывает то, что в нем находится, описывает свои ощущения. - Кожа рук чувствительна и ее надо беречь. Как следует ухаживать за кожей? /ответы/
- От холода, при работе с химическими и вредными веществами нужно использовать перчатки. Поврежденную кожу нужно лечить. Чтобы кожа была здоровой, гладкой, не сухой нужно смазывать ее кремом. ИГРА «АССОЦИАЦИИ» Педагог называет свойства предмета, а дети говорят, что это им напоминает. - Колючий – еж, елка, кактус… - Твердый – металл, камень, земля… - Хрупкий – лед, стекло, скорлупа… - Пушистый – кот, полотенце, шуба… - Холодный – ветер, мороженое, погода… - Гладкий – лист, кожа, стекло… - Горячий – суп, вода, молоко… - Мохнатый – медведь, шапка, чудовище… - Скользкий – лед, дорога… - Шершавый – язык, кора, наждачная бумага… - Чтобы узнать «Что предмет рассказывает о себе», что нужно сделать? /рассмотреть его, взять в руки, потрогать и т.д./ Предлагаю еще раз обследовать предмет в мешочке, и нарисовать свои ощущения. Напоминаю, что пушистую шерсть лучше изобразить гуашью, используя сухую, жесткую кисть; гладкую поверхность изображают акварелью с помощью мягкой, влажной кисти, колючки можно изобразить короткими штрихами карандашами. - Вы самостоятельно выберете нужный изобразительный материал и постарайтесь так нарисовать предмет, чтобы другие дети могли понять, какова на ощупь его поверхность. Дети приступают к работе. По окончании сравнивают рисунок и содержимое мешочка.