"Экология сознания"

Автор: Трегубова Марина Витальевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №37"
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экология сознания"
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проект программы курса «Экология сознания»
Пояснительная записка Человек – это тоже природа Так давайте природу беречь! Современное среднее образование, по сути, - создание образа работника, квалифицированного или не очень, но работника, который получает необходимую базу знаний для последующего продолжения образования по выбранной специальности. Воспитательные задачи, хотя и ставятся перед школой, перед учителями предметниками, но не реализуются в полной мере по причине недостаточности отведенного для этого времени, а также отсутствия содержательной составляющей школьных предметов, учебников. Декларируемое личностно-ориентированное образование довольно спорно по своим результатам, поскольку образ эгоцентричной личности, сконцентрированной прежде всего на себе и требующей той же концентрации внимания от воспитателей, не сулит ничего хорошего обществу. Долгие последние десятилетия мы взращивали достойных членов рыночного общества, т.е. общества потребления, даже место образованию при этом определив в сфере обслуживания. Мы искренне считали, что образование должно быть конкурентоспособным на рынке, как и любой рыночный товар. При этом мало кто задумывался о том, что не могут предлагаться для продажи на рынке вечные ценности. С каждым днем мы все больше и больше осознавали ошибочность выбранного пути, понимая, что завели образование в тупик бездуховности. Сейчас мы спешно пытаемся исправить положение, реализуя направления духовно-нравственной концепции, одним из которых является экологическое воспитание. Образованию предлагается большое количество самых разнообразных программ экологического образования и воспитания, меняется и перестраивается содержание учебников, они становятся более экологизированными.Учащиеся знакомятся с экологическими закономерностями, узнают о существующих глобальных проблемах в экологии, пишут проекты, научные работы, периодически участвуют в различных акциях по очистке прилегающих территорий от мусора, строят кормушки для птиц, изучают животных и растения из Красной книги, правила поведения на природе, ООПТ, проводят инсценированные классные часы. При этом желающих обогатиться за счет окружающих людей, природы, а тем более будущего поколения, не становится меньше. Или не знают сегодня руководители крупных промышленных предприятий о том, какой вред приносит загрязнение окружающей среды, разбазаривание природных ресурсов, или все же у них другие приоритеты. Просто перед большой выгодой все это знание меркнет. Среда продолжает загрязняться, ресурсы истощаются, леса вырубаются с не меньшей скоростью. Видимо, проблема разрушения окружающей среды не столько в незнании законов экологии, сколько в отсутствии нравственности, в отсутствии представлений о законах духовного взаимодействия, незнание которых не освобождает от ответственности. Содержание предмета «Экология» в том виде, как оно преподается в школах, к сожалению, дает только представления о взаимосвязях в природе, экологических закономерностях.
Экологическая катастрофа, которой слишком часто угрожают так, что она уже чем-то стала напоминать религиозные тексты о конце света и перестала пугать. Сознание человека современного настолько узко, что за пределами мира материального, материальной, личной выгоды для себя, он мало что видит и задумывается о последствиях. Ответственность за будущие поколения тоже как -то абстрактна-«Да мало ли что там и когда произойдет». О стрессе, вредных привычках, здоровом образе жизни если еще хоть как то говорят в школе, то вот формированию жизненной позиции, ориентированной на вечные ценности, внимания практически не уделяется. Ну, разве что, в контексте изучения художественных произведений литературы. Да и как изучать то, что невозможно потрогать руками, что нельзя доказать путем лабораторного опыта. Простоговорить о вреде вредных привычек мало. Нужно найти корни этого зла и предложить то, что можно противопоставитьэтим легкодоступным инструментам снятия напряжения. Конечно же, альтернатива – это здоровый образ жизни, счастливая семья, достаток и прочее. Но как быть, если все это как-то не складывается? Реклама предлагает магнитные сережки, кодирование, зомбирование. Что угодно, только не понимание причин формирования зависимостей и профилактики их, кроме лозунгов «Мы за здоровый образ жизни» или «Мы против наркотиков». И почему-то курящих врачей тоже не становится меньше. Спорт против наркотиков, конечно, действенная сила, но больше для тех, кто в нем успешен, для остальных же может стать именно тем стрессовым фактором, который опять же подтолкнет к мысли о снятии стресса чем-то попроще. Школьные уроки физической культуры, по большей части, пригодны для сдачи норм ГТО и в этих вопросах - слабая помощь. Помочь здесь могут специально разработанные комплексы йоги, ушу или психодинамики. Не психодинамикаЗ.Фрейда, а упражнения по психодинамической грации. Специально разработанные техники, физические упражнения, которые, к примеру, позволяют возвращать человека в так называемую максимальную точку «здесь и сейчас», в которой он начинает взаимодействовать с реальностью без страхов и разочарований, обид и чувства вины , принимая взвешенные решения своим Сердцем. Врачевание когда-то называлось именно целительством не случайно. Вернуть человеку цельность, гармоничность бытия – значит заранее предотвратить, свести к нулю вероятность возникновения у него разного рода наркотических зависимостей. Комплексы упражнений психодинамической грации позволяют вернуть телу его здоровую, правильную осанку. Вообще говоря, осанка напрямую связана с нашим внутренним состоянием. И здесь речь идет о взаимовлиянии – мы сутулимся при подавленном настроении и, сутулясь, его усугубляем. Хотя - сознание первично, положение тела способно менять настроение и можно разорвать этот замкнутый круг, просто изменив осанку. Мало того, упражнения на вибрацию рассчитаны на высвобождение из тела накопленного в нем стресса. Меняется человек, вместе с ним меняется его мировосприятие, а также качество жизни. Основная часть нашего мировосприятия живет в теле – во внутренних органах и сосудах. И в момент стресса именно они испытывают перегрузку, спазмируются. Этот спазм несет в себе информацию о стрессе – так называемая, ‘память тканей’. Таким образом, спазм меняет не только наше тело, но и вносит свой компонент в наше сознание, в мировосприятие. Он может привносить в нашу жизнь страхи, обиды, чувство вины, что-то еще…
Решение проблемы зависимостей возможно только через удовлетворение низших потребностей в соответствии с высшими требованиями, т.е. через гармонизацию потребностей тела и души, разума и сердца как минимум. Для этого необходимо понять и принять, что взаимоотношения человека выходят за рамки чисто биологических конкурентных отношений за пищу, место под солнцем, и в природе существуют так называемые энергетические взаимоотношения на более высоких уровнях организации.Каждый человек не отдельное физическое тело, а сложная структура, органично встроенная в каркас мирозданья. И любой поступок, любое действие и даже мысль влечет за собой цепочку взаимосвязанных и взаимозависимых последствий, бумерангом возвращающихся к своему создателю. Одних теоретических знаний здесь мало, необходимо и подтверждение теории практикой. Духовные практики, религиозные, отчасти являются тем самым подтверждением на жизненном опыте правильности выбора духовных приоритетов. Но, к сожалению, не только наука и религия не находят взаимопонимания в вопросах воспитания, но даже отдельные религиозные направления создают проблемы взаимного непонимания и вражды. Материализм, антропоцентризм, теория эволюции с ее борьбой за существование взрастила в нашем рыночном обществе особей с клыками, когтями, маскировкой и непомерным аппетитом. Приспособленчество – ее закономерный итог. Вот только сознание сузилось, разум за ненадобностью деградировал, осталась хромая логика с ее ЗАумным содержанием. Потомумы никак не можем вернуть истинный смысл модным и не очень нынче словам и выражениям – патриотизм, национализм, труд на благо общества, созидательное творчество. Кругом маркетинг, менеджмент, мерчендайзинг…. Возникает проблема – как соединить в образовании, казалось бы, несоединимые задачи:1) воспитание личности с независимым критическим, творческим мышлением 2) воспитание у этой личности осознанного принятия приоритетов общественно значимых интересов. 3) воспитание действительно гармоничной, целостной личности, свободной от зависимостей.4)Воспитание сознательной, экологически грамотной, экологически культурной личности. Эколог – это призвание, это зов души, веление сердца, которое начинается именно с любви к себе, окружающим близким людям. И только потом круг начинает расширяться, включая все более и более крупные единицы. Экологическая культура, как и патриотизм, являясь компонентом нравственного воспитания, не вырастает на пустом месте, она взращивается методично, последовательно, привитием полезных привычек и навыков, убеждением, осознанием правильности принятия высших ценностей, необходимости жить по Законам мирозданья. Созидательный творческий труд на благо общества также подразумевает обязательное воспитание еще и духа коллективизма, командного духа. Человек в экологии рассматривается часто как объект воздействия некачественной среды или как фактор, воздействующий на эту среду, чего надо всячески избегать или - минимизировать это негативное воздействие. Необходимо же рассматривать взаимоотношения человека на всех уровнях– между собой, с живой и неживой природой и даже с космосом. Это часто выносится за рамки экологии как науки. Изучают эти
проблемы социология, психология, философия, экософия. Новая экология – экология сознания должна быть создана на стыке этих наук, в синтезе их. Именно это мы и попытались сделать в курсе «Экология сознания». Это интегрированный курс. Но курс «Экология сознания» для обоснования своих выводов, заключений требует введения новых понятий, которые давно уже использует биоэнергоинформационная медицина. Без этих понятий трудно объяснить реальность правила бумеранга, его приходится воспринимать лишь на веру, это и законы дуальной вселенной, правило зеркала и прочие. Необходимо введение новых понятий – Дом -экос(Экосфера), полевой уровень, энергоинформационные взаимодействия, чакры, энергоинформационные поля. Через понятие Экосферы- дома, в котором мы сами своими мыслями и поступками создаем условия, формируем среду, ученик учится расширять границы Дома, управлять его условиями, воспитываются такие качества личности, как всепринятие, неотчужденность, патриотизм, экологическая культура и др. Умение расширить границы своего Дома, сделать своим Домом весь мир – это и есть расширение сознания от семьянина до гражданина, патриота, Человека мира, Человека планеты, Человека метагалактики. С позиции влияния на здоровье человека среды (условий Дома), которая создается в результате этих взаимодействий, она гораздо важнеенежели физическое ее загрязнение. Это базис – основа взаимодействия и взаимоотношений с окружающей средой. В том числе и с тем, что мы понимаем под словом природа. Не научившись бережному отношению к себе и к окружающим людям, никогда нельзя научиться относиться бережно к природе. Любители кошечек и собачек, являясь часто по сути мизантропами, не могут считаться защитниками природы, потому что человек – это наиважнейшая составляющая природы. Ели ты не умеешь любить себя (не путать с эгоизмом), окружающих, то и к природе у тебя любви не будет. Большинство экологов лишь делают качественно и добросовестно свою работу, но не всегда. Потому и результат такой –«Я сегодня отработали –достаточно». Нельзя дать то, чего у тебя нет. Нельзя научить тому, чему ты сам не научен. Передавая чужие знания, не ставшие твоим опытом, нельзя донести их в неискаженном виде. Это налагает особые требования к личности учителя, призванного вести данный курс, к уровню его компетентности в данных вопросах. Это не экология в чистом виде. Курс скорее ближе к
экософии (мудрость дома)
Есть вероятность искажения в силу недопонимания вопроса. Личность учителя, уровень его духовной зрелости в преподавании данного предмета является определяющим. Как, впрочем, и при любом воспитании. На практике известны подмены в преподавании, когда курс валеологии подменяли воспитанием полового просвещения (по сути распущенности). Может ли стать данный предмет общедоступным? Сможет, если данный курс будет детально разработан и апробирован. Курс подразумевает активный творческий созидательный поиск самими учащимися. Изначально он и был рожден в результате сотворчества учителя и учащихся, которые отнеслись к спорным вопросам с большим интересом, приносили литературу, статьи, доклады, сообщения. Активно включались в процесс. Курс не ставит перед собой целью
«образование», то есть создание образа выпускника, как того требуют современные образовательные программы. Цель курса – просвещение. Буквально «пролить свет» на существующие проблемы, рассмотреть их с разных точек зрения. Создание образа выпускника, задача неблагодарная и не безответственная, так как каждый человек имеет право на свободу воли, свободу выбора. Включение вопросов эзотерики также не подразумевает критику или восхваление какой- либо из религий. Хотя разъяснение вопросов о сектах, экстремистских течениях необходимо. Курс «Экология сознания» близок к экософии, но предлагает свой подход к воспитанию Человека разумного. Показывая взаимосвязи,которые существуют между людьми, объектами природы, изучая Единые космические законы развития, самоорганизации, взаимодействия, Человек понимает их, осознает себя частью природы, понимает, что разрушая природу, нарушая процессы естественной ее самоорганизации, он разрушает самого себя. Данный курс экософии (экологии сознания) предлагает не только теоретические, философские, отвлеченные абстрактные знания, но и духовные практики, тренинги, из которых опытно-эмпирическим путем ученик сам может сделать вывод о выгоде для себя лично следования Естественно-образующим законам мирозданья. Не для будущего поколения, не для природы как объекта, существующей отдельно сама по себе, а именно природы как части себя самого. Курс рассчитан на учащихся 8-11 классов. Обсуждение проблемных вопросов проводилось в соответствии с темами курса биологии: «Человек и его здоровье. Особенности подросткового возраста» «Гиподинамия», «Эволюционная теория», «Происхождение жизни». Это не готовая разработанная программа обучения. Это проект, требующий еще детальной разработки поурочных планов, планов внеклассных мероприятий, занятий по психодинамической грации и постоянно открытый для новых знаний. И если в ком-то из педагогов он найдет единомышленника, готового принять участие в его доработке и дополнении, мы будем только рады. Ожидание смены парадигмы в естествознании слишком затянулось. Назрела революционная ситуация))), когда «верхи не могут, а низы не хотят». Может быть, уже пора изучение жизни начать хотя бы с полевого уровня, а не с молекулярного и признать, наконец, существование биополя официальной наукой. Новым разделом общей биологии должна стать биофизика. Один из уроков «Экологии сознания», который был продемонстрирован на конкурсе «Учитель здоровья 2015» - «Экосфера и здоровье человека». Возможности влияния и управления условиями собственной жизни через коррекцию взаимоотношений, взаимодействий (Приложение –урок «Экосфера и здоровье человека») Следующее столетие либо будет духовным, либо следующего столетия не будет вовсе. Андре Моруа, XX век

Название раздела. Основные вопросы.
1
Ведение в курс «Экология сознания».
2
Различные взгляды на проблемы происхождения Вселенной, возникновения жизни.Геометрия и

матрица пространства
Курс «Экология сознания» считаем необходимым начать именно с этой темы. Программа основной и средней школы сегодня не включает курс астрономии. Складывается впечатление, что живем мы на нашей планете изолированно, сами по себе и кроме человека и необходимости удовлетворения его непомерных животных потребностей целей у человечества больше нет. 3
Происхождение и эволюция человека. Спорные вопросы теории эволюции
Научный креационизм. Теория физического вакуума и гипотеза торсионных полей Г.Шипова. 4
Человек – точная копия Вселенной.
1. Тонкие тела человека 2. Энерго-информационные связи человека с окружающим миром. Чакры – фокусы торсионных полей. 3. Характеристика подросткового возраста с точки зрения биоэнергоинформатики. Агрессия и пути позитивного выхода негативной энергии. 4. Закон Любви – Единый Абсолютный Закон Вселенной. Любовь – основа творческого роста. Зеркало любви. Трансформация. 5. Инстинкты. Чем человек отличается от животного. Инстинкт поиска Истины.
Информационное поле. Понятие Экосферы.
О теории кармических взаимодействий, записи духа. Порча и сглаз? Ответственность за происходящее или роль жертвы. Познавая себя – познаю мир. Ищи причину в себе. Идеализации. Чистка астрального тела. Знакомство с кармической теорией. Законы дуальной Вселенной. Правило зеркала и бумеранга. 5
Энергопотенциал человека
. Понятие энергопотенциала. Основные составляющие энергопотенциала – здоровье, финансовые возможности, отношения, знания, условия. Возможности расширение энергопотенциала 1. Здоровье в свете концепции торсионных полей. Взгляд на проблему здоровья с позиции философии синтеза. 2. Генетические заболевания – приговор? Мутации обратимы? Поспорили генетика с эзотерикой. Гены – это материя или пакетики информации? 3. Как родить здорового, умного, талантливого ребенка? Проблемный урок лекция, основанный на материалах биологии 10 класса, тема «Сперматогенез, овогенез». 6
Основы психосоматики
. Корсет здоровья по Норбекову. Корсет благополучия по Свияшу. Д.Карнеги и Евангелие – в чем сходство и отличия правил и норм поведения. Целостное мышление. Знакомство с теорией психодинамической грации. 7 8
Отношения религии и науки
. Взаимоотношения основных религий между собой. Основные отличительные черты сект. Примеры сект и их негативное воздействие. 1) Ваххабизм. Религиозный экстремизм. 2) Причины возникновения конфликтов и пути их разрешения. 3) Теория управляемых конфликтов. Кому они выгодны? 4) Единство в многообразии. Сравнение экологического принципа «Чем многообразнее видовое сообщество, тем оно устойчивее», с принципами устройства человеческого общества на примерах человеческого общества. На примере Кавказских республик. Многонациональность – это хорошо или плохо, всегда ли плох здоровый национализм? Полилоги, дискуссии. 9
Взаимоотношения со СМИ. Зависимости.

Отношение к демократии (Бердяев) Роль рекламы в жизни общества. Общество потребления. Игромания – болезнь нового века. И другие наркотики (В.Котляров).Компьютерный терроризм. Прививка от стресса.
Жизненные цели и приоритеты.
10
Образование и самообразование
. Мотивация обучения. Кому выгоден развал образования. Каждый в ответе за свою страну. Геноцид нации. Первый признак вырождения – безграмотность. Защитить Родину в информационной войне сегодня может человек грамотный, эрудированный, разбирающийся в проблемах экономики, политики, истории, профессионал в своем деле, гражданин. 11
Мерности восприятия. Смена позиции наблюдателя
. Основы позитивной психологии. Аффирмации. Проблемы. Конфликты. 12
Как ставить цели и достигать их.
Литература: 1. ВП СССР. Нам нужна иная школа. – М.:Концептуал,2015г. – 320с 2. Колеман Дж. Иерархия заговорщиков: Комитет Трехсот. – М.: «Древнее и современное», 2011г. – 606 стр. 3. Котляров А.В. Другие наркотики. Издательство: Психотерапия, 2006 г.- 480 стр. 4. КулевА.В. «Как преподавать эволюционную теорию в школе», журнал «Биология в школе» №3 – 2006г 5. Луиза Хей «Исцели себя сам»- Издательство: Олма Медиа Групп, Олма- Пресс, 2006 г.-208c 6. Моисеев, Н.Н. Рациональный гуманизм Философские науки. – 2006. – №4; 7. Норбеков М.С. Весь «Опыт дурака» в одной книге. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2015г. 8. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры.- СПб.: ИД «Весь», 2001г. 9. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Звездное небо над головой. Божественная матрица пространства.- СпБ.: Изд-во Вектор 2010г. 10. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. «Кардинальный поворот», ИД «Весь» Санкт- Петербург, 2002г. 11. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И. Словарь по обществознанию. – М.: КДУ, 2006 г.- 512с. 12. Попкова Н. В. Философская экология. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 352 с. 13. Свияш А. Как формировать события своей жизни с помощью силы мысли.- СПб.: Предприниматель Сироткин А. Э.. ЗАО <МиМ-Дельта>, 1998.- 224 с. 14. Сельченок К.В. Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия. – Мн.: Харвест, 2003. – 640с. 15. Синельников В.В. «Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни» -М.ЗАО Центрополиграф, 2007г. 16. ХарунЯхъя. Крах теории эволюции.- М.: Издательство «Культура» - 2002г. 17. Эпперсон Р. Невидимая рука. Введение во Взгляд на Историю как на Заговор. – М.: Издательский дом: Образование-Культура, 1996г.