"Экосфера и здоровье человека"

Автор: Трегубова Марина Витальевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №37"
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Экосфера и здоровье человека"
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №37» г.Махачкалы

План-конспект открытого урока на конкурс

Тема

:

Экосфера

человека

и

его

здоровье

.

Учитель

биологии

МБОУ
«
Гимназия

37
»


г

.

Махачкалы





Трегубова

Марина

Витальевна


Махачкала

2016

г

.
Открытый урок на конкурс Учитель биологии МБОУ « Гимназия № 37 » г . Махачкалы Трегуубова Марина Витальевна
Тема

:

Экосфера

человека

и

его

здоровье

.
«
В человеке
всё
должно быть прекрасно
:
и лицо
,
и одежда
,
и душа
,
и мысли
» А.П.Чехов - Урок «открытия новых знаний»
Цели урока
: - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: -формирование у учащихся мотивов и умений реализации новых способов действия в жизни, связанных со здоровьем; -воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; -формировать умения строить отношения с окружающими людьми, уметь применять эти знания на практике, умение наблюдать эксперимент и делать выводы; - развитие познавательной активности, творческих способностей. Планируемые результаты:определять понятия здоровье и составляющие его компоненты, понятие экосфера человека; частичнаясформированность представлений об умении строить позитивные, бесстрессовые отношения со своими сверстниками, учителями; делать выводы о влиянии взаимоотношений на здоровье; чувство ответственности за свое здоровье, умение снимать эмоциональное напряжение. Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал. I. Организационный момент, мотивация, актуализация знаний. Здравствуйте, зовут меня Марина Витальевна. Я очень рада с вами сегодня познакомиться. И надеюсь, что наше сегодняшнее знакомство окажется для нас взаимно приятным, полезным и интересным. Вас я попрошу настроиться на занятие, вспомнить что-нибудь приятное, радостное, (картины природы) спокойно, медленно подышать под эту прекрасную музыку. (Слайды 1,2) Вам,наверное показалась необычной тема урока. И тем более странным – эпиграф урока, знакомый вам из литературы А.П.Чехова. Почему я выбрала именно этот эпиграф.
Чтотакое экосфера человека и как наши мысли связаны со здоровьем?
Это мы и будем сегодня выяснять.(Слайд 3) Для начала назначим того, кто подведет итог урока, сделает резюме, любой из вас (на оценку)………(нужно быть внимательным для этого, возможно делать пометки.Остальные могут помочь)
Постановка проблемной ситуации для решения в ходе урока.
Кто отвечает за здоровье школьников? (выслушать все ответы) Отношение учителя к учащимся часто бывает причиной напряжения и стресса у учащихся.
Возможно, у кого-то из вас есть учитель, который, как вам кажется,

особо придирается к вам и вы его потихоньку недолюбливаете? Как можно


исправить такую ситуацию?
(выслушать все ответы) Хорошо, готового ответа у нас пока нет, я надеюсь, мы получим его в ходе изучения материала урока. А теперь возвращаемся к теме урока. Прежде всего,давайте вспомним, что же такое здоровье? (прослушать ответы учащихся) Не отчаивайтесь, если не знаете. Определений здоровья много. Чаще всего здоровье понимают как отсутствие болезней, ну или, по крайней мере, болезней, которые серьезно мешают нам в жизни, вызывают опасение за свою жизнь.
Здоровье
- это состояние полного физиче ского, психического и социального благополучия.
Физическое благополучие

способность человека к повседнев ной физической

активности, полноценному труду,
оцененная при учете его индивидуальных характеристик: возраста, пола, трудо вых навыков, характера профессиональной деятельности, региональных условий жизни. (слайды 4-5) Мы не будем сегодня говорить о таких составляющих здоровья как наследственность, медицина, экология,
образ жизни
(Слайд 6)Обращаем внимание на слайд. Остановимся на других пунктах – социальное и психическое здоровье человека. Психическое благополучие — способность к контролю своего поведения и эмоций, познавательной деятельности, а также ис пытывать положительные эмоции, которые характеризуются определенной частотой и интенсивностью. Социальное благополучие — удовлетворенность человека местом и ролью в обществе, отношениями с коллегами, друзьями, зна комыми, уровнем и качеством жизни(Слайд 7)
То есть, мы с вами должны испытывать чаще положительные эмоции,

позитивно настроены, быть удовлетворены своим местом и ролью в этой жизни.

Тогда мы совершенно здоровы.
Что же может влиять на наше настроение, состояние удовлетворения? Давайте проведем маленький эксперимент. Двое добровольцев выходят за дверь.
Первый
заходит в класс. Классу перед этим дается задание мысленно подарить ему подарок, подумать о нем что-то приятное. Выясняется состояние первого испытуемого. (испытуемый доволен своим состоянием)
Должен поблагодарить класс.

Второй
ученик. О нем класс должен думать плохо в его присутствии, не показывая выражением лица. Спросить о его самочувствии. (как правило стесненное состояние, давление в области груди) Как же теперь помочь человеку избавиться от такого негативного состояния? Класс должен также мысленно или вслух попросить прощения у одноклассника за негативные мысли. - Не всегда у вас будут просит прощения те, кто о вас плохо думает. Как помочь себе самому? Научить дыхательному упражнению из йоги. Выдох – ХА.(весь класс выполняет упражнение). Делает дыхательное упражнение для снятия напряжения. Это упражнение поможет нормализовать свое состояние при общении в незнакомой обстановке, избавиться от негативной энергии, перед выступлением, если вам кажется, что вас не очень доброжелательно встречают.
Прощать и просить прощения

очень важно, хотя бы мысленно, если уж гордыня не позволяет.

Возникает вопрос:
Что же произошло, мы ведь ничего не сказали и не сделали?
(Слайд 8) Мы мало придаем значения мыслям. Люди не всегда могли общаться вербально, словесно. И сейчас сохранилась особенность, что большая часть информации нами передается не словесно. Словесно максимум на 30%. Как передается остальная информация? Остальная информация передается жестами, позами, взглядом,
вибрациями,

образно-энергетически.
Человечество на заре цивилизации общалось образами. Возможно более 90%. Частично мы эту особенность сохранили. Вот почему, передавая образ подарка, мы передаем подсознанию другого человека свое позитивное отношение, образ этого отношения, а его подсознание это сканирует. Мы знаем что каким-то образом передается информация по мобильному- информационные волны определенной частоты. Но не допускаем мысли, что наши мысли тоже излучают определенную вибрацию.
Биология как наука пока

определяет уровни жизни только с молекулярного, затем идет клеточный,

тканевый и т.д (Слайд9) Я думаю, что скоро в содружестве с физикой, биология

все же открыто признает наличие полевого уровня жизни. А пока давайте

допустим , что это так.
Эфирное поле, знакомые понятия-телеэфир, радиоэфир, эфир сотовой связи.
(Слайд

10)
Так вот, наши мысли излучая определенные вибрации вокруг нас создают определенное поле записей- эфирное поле, которые оседают в нашей личной эфирной сфере. Вам знакомы ситуации когда мы говорим: «Я был у него в гостях, у него дома прекрасная атмосфера», «в коллективе благополучная атмосфера», «праздничная атмосфера» Вспомните значения слова экология (экос – дом, логос наука, наука о среде обитания). Значит?
экосфера – это сфера дома, среда в доме, которую мы создаем своими

мыслями, словами, взаимодействиями, взаимоотношениями (слайд10)
Вспомните как мы говорим иногда: у него в доме благополучная атмосфера, атмосфера праздника, встреча в атмосфере содружества. Это все о том же! Мы очень много придаем значения экологии как загрязнению окружающей среды, влияющей на наше здоровье, но почти не догадываемся о том, что среду своего обитания (Экосферу- эфирное поле) формируем мы сами. Зачастую вмешиваясь и в экосферу других людей, не всегда корректно, правильно, нарушая естественные законы природы- законы позитивного общения, вызывая у себя и у других нездоровые ощущения, накопление которых может привести и к болезни.
Прощение
– это то, что стирает негативную информацию-энергию в нашейэкосфере. Поэтому оно так важно. Если в вашем эфирном поле, в вашей экосфере позитивная информация,. Тогда внешняя экологическая обстановка, на которую сегодня принято сваливать причины чуть ли не всех болезней, не будет оказывать на нас такого негативного воздействия.
Как пример в доказательства
этого: В 1980 году доктор Роберт Нерем из Хьюстноского университета сообщил о поразительных результатах проведенного группой исследователей эксперимента. Кроликов кормили очень жирной пищей, что, в конечном счете, вызывало у них заболевание атеросклероз (заболевание сердечно- сосудистой системы). Но у одного из лаборантов кролики не заболели. Выяснилось.
Что он приводил на работу свою маленькую дочку, которая часто брала кроликов на руки и гладила и говорила им ласковые слова, она очень любила этих маленьких пушистых зверьков. (Слайд 11) Эксперимент решили повторить, проверить. Так же кормили кроликов жирной пищей. Но была контрольная группа кроликов, которых гладили, ласково общались с ними. Как вы думаете, подтвердился результат? Подтвердился. Поражение сердечно- сосудистой системы было меньше на 60%. Какой вывод мы можем сделать для нас с вами? Конфликты в общении могут стать причиной стресса, привести в конечном счете к болезни. Доброжелательные взаимоотношения с окружающими прибавляют здоровья нам и окружающим людям. (слайд 12) Есть такая наука
Психосоматика
(др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.(Слайд13) Сегодня уже точно доказано, что сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, ревматоидный артрит очень часто возникают по причине конфликтов, стрессового напряжения, внутренней накопленной агрессии к людям. Накопление обид может привести к раковым заболеваниям. Луиза Хей автор известного бестселлера «Исцели свою жизнь». Тяжелое детство, еще более безрадостная юность полная лишений страданий и обид привели ее, в конечном счете, к онкологии (рак). Работая над своими мыслями, она полностью исцелила себя и помогла тысячам других людей справиться со своими недугами (слайды14 -книга и таблица Луизы Хей, фрагмент). Примеры. Есть личная экосфера, есть экосфера нашего дома, класса как коллектива. (Слайд15) Экосфера школы. Ее тоже создаем мы с вами. Где школьники проводят большую часть своей жизни ? В школе. Это второй дом. Среда в этом доме должна быть благополучной. От кого это зависит? От учителей? От директора? И от нас с вами. Часто говорят, что учитель должен беречь здоровье детей, применять здоровьесберегающие технологии. А почему не вы сами должны заботиться о своем здоровье. Вам оно разве не нужно? Заметьте, что вас-то гораздо больше. (Слайд – диаграмма – учителя, администрация школы, ученики)Так кто больше влияет на экосферу школы? (Слайд дворец Снежной королевы-директора) Чего в нем не хватает для уюта? Душевного тепла. Есть такой интересный закон физики. Нет одностороннего действия, всегда есть взаимодействие(пример с партой), взаимоотношения. Нет одностороннего отношения, есть взаимоотношения. Если вы плохо думаете о человеке, он вряд ли будет относиться к вам хорошо, а это значит что экосфера в школе зависит от нас всех. И еще - Подобное тянется к подобному (наркоманы и алкоголики собирают вокруг себя?....Люди с преступными мыслями общаются с себе подобными)) Если вы человек позитивныйс правильными мыслями, в вашу жизнь будут притягиваться только позитивные люди, позитивные события, успех и здоровье. И я желаю вам всего этого.(Слайд 16) А теперь вы можете в качестве домашнего задания решить ту проблему, которая была поставлена в начале урока. Предложения по решению?
- Думать позитивно о человеке, с которым у вас плохие отношения, мысленно попросить прощения за то, что плохо о нем думали, мысленно от души подарить подарок. Поверьте, что оценки за правильно усвоенный урок не замедлят улучшиться.(Мысль, слово, действие, взаимодействие, взаимоотношения- готовимся к урокам с позитивным настроением, поступки) Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.Генрих Гейне (слайд17) = А если я не люблю этот предмет? Или мне лень готовиться? - Есть интересные методики борьбы с ленью и с нелюбовью к определенному делу. Нужно сформировать правильную установку и. как следствие, привычку. Первое – это говорить себе «Я почитаю совсем недолго». Главное – начать. В процессе нелюбимой работы вы утверждаете: «Мне нравится учить физику». (к примеру). На лице и во всем теле обязательно при этом выражение радости, улыбка. «Физика – мой самый любимый предмет, знание физики очень пригодится мне в жизни». Создав таким образом позитивную установку мысленно и телесно, вы работаете с ней на протяжении 3х дней. Это самые трудные дни. Потом еще три недели. Тоже еще трудновато. И окончательно новая позитивная привычка формируется за три месяца. Подведение итога учащимся. Рефлексия.
Источники информации:
1. Иванова Н.И. «Дружеские взаимоотношения укрепляют здоровье»,журнал «Здоровье и исцеление» №1(3) 2015г. ООО «Антей», Ростов-на-Дону 2. Кулаков А. Основы психосоматики.М. изд. «Эксмо» 2007. 3. Луиза Хей «Исцели свою жизнь» Изд-во Олма Медиа Групп, Олма-Пресс, 2006 г.. 4. Синельников В.В. «Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни» -М.ЗАО Центрополиграф, 2007г. 5. Сухорукова Л.Н Биология.Человек.Культура здоровья.8 класс, М.: «Просвещение», 2013. (Академический школьный учебник) 6. Сухорукова Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс. М.: «Просвещение» 2011г. (Академический школьный учебник)