"Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (взгляд нейропсихолога)"

Автор: Генефико Нэля Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1613
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (взгляд нейропсихолога)"
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

- 1 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ? Под готовностью к школе почему-то понимают умение читать, писать и считать. Очень часто встречаются родители, которые серьезно озабочены тем, что их трехлетние дети знают еще не все буквы. От четы рехлетнего малыша требуют складывать два и три, и, если у него в очередной раз не получается, — расстраиваются, злятся и даже наказывают за это ребенка!!! Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать, писать и считать. Детям 3—4 лет чтение и счет в лучшем случае не вредят, цифры- буквы вос принимаются ими как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого. А для чего же школа, как не для того чтобы научить ва шего ребенка читать, писать, считать? Что он будет делать в первом классе? Скучать? Баловаться? Терпеть? И самое главное — у него не возникнет необходимости делать те самые усилия, которые и превращаются в учебные навыки, то есть в своеобразный «автопилот», помогающий в сложных познавательных процессах. Многие родители вынуждены водить ребенка на специальные под готовительные курсы, чтобы по пасть в престижную школу. Жаль лишать дошкольника последнего года настоящего детства, но, видимо, большинству приходится действовать именно так. Но не с трех же лет! И не с четырех. Самое раннее — с шести. Практические психологи утверждают, что главная цель развивающей работы с детьми- дошкольниками — их общее психическое развитие, то есть развитие не столько интел - лектуальное, сколько эмоционально-волевое, социальное, коммуникативное. Для реализации этой цели по отношению к детям 3—5 лет общий объем учебных навыков практически никакой роли не играет, только повышает кругозор и общую осведомленность, то есть  наиболее развитых, сильных и способных детей развивает опосредованным путем;  детей со средними способностями не развивает вообще;  детям «слабым» чаще всего вредит, так как создает дополнительную нагрузку на нервную систему, причем нагрузку, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны. Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправиль ный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно переучить! ВСЕ ХОРОШО В СВОЕ ВРЕМЯ. У большинства детей нужные для восприятия учебной информации отделы головного мозга формируются к семи годам — именно тогда и уместно начинать обучение. Естественно, есть дети, которые «созревают» для учебы раньше, у них появляется интерес к самостоятельному чтению и желание писать буквы. Такому ребенку можно помогать осваивать алфавит и чтение по его просьбе, но не форсировать события, тем более — не заставлять специально «заниматься». Конечно, есть дети, у которых в силу каких-то причин к семи годам сформировались еще не все необходимые позна вательные функции, недостаточно крепка и устойчива нервная система, и им требуется помощь взрослых. Чаще всего помощь требуется В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПО ВЕДЕНИЯ: УМЕНИИ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ЖЕЛАНИЯ, УМЕНИИ ВЕСТИ СЕБЯ В ОБЩЕСТВЕ, УМЕНИИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СИТУАЦИИ. Подготовить ребенка к школе — значит:  позаботиться о его физическом здоровье;  проверить психологическую готовность к обучению в школе;
- 2  обогатить жизненный опыт ребенка, закрепить бытовые навыки;  «поработать» над лексиконом;  постепенно формировать интерес к учебе. А как все это сделать? 1. Перелистайте медицинскую карту! Часто родители говорят, что они «не заметили» какого-то диагноза в карте собственного ребенка. Настаивайте на обследовании, если вас что-то насторожило. Трудно спорить с тем, что лучше лишний раз перестраховаться, чем запустить болезнь. Найдите удобный для вас и приятный для ребенка комп лекс физических упражнений, здесь главное — систематичность занятий. Не забывайте о ритмичной или «заводной» музыке, она делает зарядку в два раза приятнее. Присмотритесь к координации движений вашего ребенка: все ли в порядке? Хорошая координация движений — свидетельство зрелости мозга. Обязательно научите своего дошкольника прыгать через скакалку, этот несложный детский «спорт» требует хорошей координации движений рук, ног, корпуса, хорошего глазомера и чувства ритма. НЕ ТРЕБУЙТЕ ОТ ШЕСТИЛЕТОК НЕПОДВИЖНОГО СИДЕНИЯ. Не могут они сидеть неподвижно! В силу возраста у большинства из них еще слабые мышцы спины, которые не могут выдерживать беспрерывной нагрузки. Гораздо полезнее для здоровья и нервов ребенка немного подвигаться. Детям доставляет удовольствие легкая физзарядка, в ко торую включено движение двумя руками над головой, как бы рисующее радугу. «Рисование» радуги должно сопровождаться, например, такими словами: «Красная дуга для радости, оран жевая дуга для здоровья, желтая дуга для тепла, зеленая дуга для спокойствия, голубая дуга для добра, синяя дуга для успеха, сиреневая дуга для чудес, радуга для счастья». Такой комплекс движений и текста играет роль своеобразного психологического настроя на успех и хорошее самочувствие. Текст может быть любым, но обязательно должен содержать упоминание обще человеческих ценностей. Тревожным, настороженным детям, с постоянно напря женными плечами и спиной, поможет простенький комплекс упражнений, раскрепощающий мышцы плечевого пояса:  Летать птичками, бабочками, комариками (движения в ВЕРТИКАЛЬНОЙ плоскости).  Изображать ветряную мельницу (КРУГОВЫЕ движения).  Изображать ножницы (движения в ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ плоскости).  Рисовать ВЫСОКО ПОДНЯТОЙ РУКОЙ на большом листе бумаги, прикрепленном на уровне лица ребенка. Для того чтобы в школе было меньше проблем с письмом, нужна тренировка мелкой мускулатуры рук. Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши (для рисования и раскрашивания) и нож ницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. Любую летнюю поездку используйте для того чтобы расширить кругозор вашего ребенка. ОБРАЩАЙТЕ ЕГО ВНИМАНИЕ НА СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ в архитектуре, пейзаже, традициях. ОБЪЯСНЯЙТЕ ВСЕ, ЧТО РЕБЕНКУ НЕПОНЯТНО. РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ! Отвечайте на его вопросы, даже если он 20 раз спрашивает одно и то же: возможно, он не смог правильно сформулировать вопрос, следовательно — не получил ответа, ведь взрослые не дают себе труда задуматься, что беспокоит ребенка на самом деле. Кроме того, РЕЧЬ СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФОРМИРУЕТСЯ ТОЛЬКО НА ПРАКТИКЕ. Можно поработать С КОНЦЕНТРАЦИЕЙ РАССЕЯН НОГО ДЕТСКОГО ВНИМАНИЯ. Выделите для ребенка из окружающей среды какой-нибудь ИНТЕРЕСНЫЙ ОБЪЕКТ и
- 3 просите его каждый раз сообщать вам о появлении этого объекта — самолет, жаворонок, радуга, сверкающая на солнце роса, божья коровка. Объекты наблюдений можно добавлять каждую неделю. Обратите внимание ребенка на последова тельность природных явлений: прячется солнце — усиливается ветер — сверкает молния — гремит гром — идет дождь. Один из аспектов интеллектуальной готовнос ти ребенка к школе — понятия, которые необходимо освоить дошкольнику для того чтобы в процессе обучения в школе не испытывать никаких трудностей вне зависимости от сложности учебных программ. Понятия, связанные с освоением ПРОСТРАНСТВА: ВЕРХ - НИЗ; СПРАВА - СЛЕВА; СПЕРЕДИ - СЗАДИ, ПЕРЕД - ПОСЛЕ, МЕЖДУ В ЦЕНТРЕ; ВНУТРИ - СНАРУЖИ; ЧЕРЕЗ - ПОД - НАД; БЛИЗКО - ДАЛЕКО; ПО ПОРЯДКУ; СЛЕДУЮЩИЙ ЗА. Помочь ребенку разобраться в смысле этих понятий легче в реальной жизни, чем на специально организованных заня тиях, хотя замечательные развивающие книжки, особенно с многоразовыми наклейками, тоже не помешают. Обращайте внимание ребенка на взаимное расположение в пространстве интересующих его предметов. Кубики слева, машинка справа, а мишка в центре. На полке с кассетами мультфильм «Котенок по имени Гав» — перед «Белоснежкой» и после мультфильма «Король-Лев». Тарелка с кашей — близко, а вазочка с мороженым — далеко. Угощаем конфетами друзей, сидящих за столом, по порядку, никого не пропуская. На улице — машины на стоянке по порядку — синяя, красная, белая. Красная между синей и белой. Кот спит под деревом, над ним на ветке сидят синицы. Анализируйте любые картинки и фотографии с точки зрения взаимного располо жения предметов и персонажей. Если вы будете хотя 5—7 раз в день обращать внимание ребенка на эти обычные вещи, и раза 3—4 давать ему легкие поручения что-то принести, положить, найти с использованием этих понятий, все должно быть в порядке!