"Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет"

Автор: Генефико Нэля Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1613
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет"
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие

интеллектуальных

и

креативных

способностей

детей

3-7

лет
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения). Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Мы проводим занятия по развитию интеллектуальных и креативных способностей с детьми начиная со средней группы с использованием конструктора Лего. Для работы были созданы необходимые условия: занятия проводятся в специальном помещении, где есть удобная мебель, хорошее освещение, контейнеры для деталей, место для создания построек, стенд для демонстрации готовых работ. Оформлено помещение в разной цветовой гамме, что создает эмоционально положительный настрой на творческую деятельность. В распоряжении детей имеется конструктор «Lego-Duplo», конструктор фирмы «Atko», конструктор «Малыш II», конструкторы фирмы «Lego» - «Аэропорт», «Маяк» (с мелкими деталями), «Бабушкин дом», «Дом». Есть графические модели, по которым дети учатся строить предметы, а также много мелких игрушек, изображающих людей, животных, транспорт. Это необходимо: дети, создавая постройки, должны иметь конкретную цель, например, строить не просто домик, а домик для зайца, не вообще самолет, а самолет для гномика. Итак, в процессе организованной взрослыми и самостоятельной деятельности де - тям предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирова ния, созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности. Кнопочные конструкторы имеют ряд особенностей, благодаря которым они об - ладают определенными преимуществами перед металлическими и деревянными. Это, во-первых, их разнообразие: в наборы входят такие детали, как платы, кирпи - чики и кубики (большие и маленькие), овальные формы и фигуры, столбики, колеса, панели, крепления для колес, кабины, декоративные детали, дуги, горки, головы людей, лошадей, слонов, жирафов, медведей, львов, собак. Это позволяет в процессе конструирования использовать сюжеты различных игр, ставить разные задачи, побуждает детей проявлять творчество. Во-вторых, своеобразие креплений. Детали кнопочных конструкторов благодаря своей конструкции крепятся почти без физических усилий, но при этом достаточно
прочно. Постройки, в отличие от сооружений с обычным креплением (из деталей деревянных конструкторов), мобильны. С этой точки зрения они напоминают детские игрушки, но, в отличие от них, имеют возможность меняться в зависимости от игрового замысла. Постройки устойчивы, что дает возможность создавать сложные космические корабли с двигающимися солнечными батареями, вертолеты, самолеты и т.д. В-третьих, детали этих конструкторов прочные, долговечные и легкие: они не тонут в воде, не травматичны. В-четвертых, детали очень яркие, чем и привлекают ребенка. Итак, кнопочные конструкторы обладают такими качествами, которые позволяют проводить занятия очень интересно и с большой пользой, развивать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а также его личностные качества. Для решения этих задач нами была разработана определенная методика. Дети начинают заниматься Лего - конструированием со средней группы. Создавае - мые в начале обучения постройки носят условный характер и лишь общей формой на - поминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей уме ния ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов. Следовательно, ребенок должен знать некоторые правила и законы конструирования, понимать зависимость между качеством постройки и характером и способами применения используемого материала. Поэтому включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных ус ловий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Проблемы на начальном этапе связаны с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется прежде всего возрастными особенностями детей и их слабой ориентировкой в пространстве. К концу года можно увидеть существенные изменения в конструктивной деятельности. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными, поэтапными постройками. Для облегчения запо - минания последовательности постройки используется игра «На что это похоже?». Например, при постройке «жирафа» (см. рисунок) дети сначала строят «ботинок» (1), затем «пистолет» (2), при соединении деталей получают стенку от домика (3), затем строится «печка» (4), «ботинок» с «глазом» крепится к готовой постройке -получается «жираф», но без ног (5), дети добавляют еще два кубика (6). «Жираф» готов! В ходе занятий дети строят «собачек», «крокодилов», «петушков», «жирафов», «клоунов» и т.д. Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: «африканские звери заболели — необходимо построить самолет и доктора Айболита; у котенка нет друзей: ему нужна помощь и т.п. Проблемные ситуации стараемся создавать таким образом, чтобы ребенок сам захотел что-либо построить для решения поставленной перед ним игровой задачи. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и запоминают последовательность действий, что позволяет им создавать постройки в группах и дома в самостоятельной игровой деятельности.
У детей средней группы в ходе создания построек развивается самостоятельность. Они начинают видеть основную функцию своей постройки и при незначительной помощи взрослого способны предлагать ее иное использование, подчас весьма оригинальное. В целом наблюдается стабиль ный репродуктивный уровень работы с конструктивным материалом. В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конст - руктивной деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. В процессе конструирования осуществляется организация объектов (или их частей в пространстве), поэтому ориентировочная (познавательная) часть этой деятельности направляется в основном на определение пространственных характеристик предметов (форма, положение и протяженность объектов, композиционные, размерные и пространственные отношения между ними). Дети учатся видеть связь между назначением предмета и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета. Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, строить перекрытия, сооружать устойчивые конструкции. Они строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы используются графические модели. Дети учатся анализировать их, размышлять о важности соблюдения по следовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления - они совершенствуют постройку, находят ей новое применение. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. Группы для таких детей имеются в нашем саду - на занятиях, согласо - ванных с логопедом, идет работа над развитием диалогической и монологической речи, над активным пополнением словарного запаса детей. В течение всего года дети выполняют тематические постройки и постройки по замыслу, опираясь на сюжеты сказок, авторских, а также народных русских и карельских . При решении проблемной игровой ситуации дети придумывают сказки самостоятельно. В течение года дети обыгрывают сюжеты сказок «Лисичка и скалочка», «Жихарка», «Кот, лиса и петух», «Сказка о глупом мышонке», «Слоненок», «Хвосты», манипулируя построенными ими игрушками. Это стимулирует их к конструктивной деятельности не только в ходе занятий, но и в процессе самостоятельной деятельности. Подготовительная к школе группа -завершающий этап в работе по развитию конструктивной деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Для решения конструктивных задач дети должны иметь очень четкое представле - ние о будущей постройке, поэтому занятия носят познавательный характер. Мы пред - лагаем следующую систему занятий:  блок «Мир вокруг нас» (обсуждение таких тем, как «Насекомые», «Пауки», «Че - репахи», «Змеи», «Крокодилы», «Кошки», «Собаки», «Лошади», «Верблюды»);
 блок «Бионика» (дети изучают животных и учатся создавать их технические аналоги). Занятия построены на сравнении живых существ и технических построек. Так, например, сначала строятся рыбы и морские млекопитающие, а затем парусники, подводные лодки, танкеры; сначала птицы - затем махолеты (орнитоптеры), аэропланы и самолеты;  блок «Архитектура» (дети учатся работать с чертежами и самостоятельно решать творческие задачи);  блок «Мир космоса» (дети знакомятся с историей освоения космоса, строением Солнечной системы в доступной для них форме). В работе широко используются видеофильмы о мире животных и развитии тех - ники, энциклопедии, книги, иллюстрации. Все это позволяет познакомить их с окружающим миром и приобщиться к нему, в том числе через конструирование. Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.