"Формирование системы понятий как основы смыслового чтения"

Автор: Сырчикова Зоя Михайловна
Должность: учитель химии, биологии
Учебное заведение: МБОУ "Чёрмозская средняя общеобразовательная школа им. В. Ершова"
Населённый пункт: г. Чёрмоз, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование системы понятий как основы смыслового чтения"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование системы понятий как основы

смыслового чтения

Сырчикова З.М., учитель химии, биологии

МБОУ «Чёрмозская СОШ им. В. Ершова»
Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте. Использование многочисленных терминов, разных названий одних и тех же явлений, процессов делают необходимым обобщение этого разнообразного материала и его систематизацию. Все это обусловливает необходимость работы с различными понятиями, что предполагает внимательное отношение к процессу их формирования. Выделение основных стадий и этапов формирования понятий, на основе знаний о специфике человеческого мышления и учета возрастных особенностей психики. Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. Любое понятие имеет свое содержание, которое состоит из связи существенных и несущественных признаков, объем которых заключает в себе единичные и общие категории. Отдельное понятие соотносится с другими понятиями так или иначе, обособляется ли оно от них или составляет с ними группу понятий. Таким образом, в структуру понятия входят и связи, соединяющие в той или иной степени данное понятие с другими. Наличие таких связей заставляет обратить внимание на взаимоотношение понятий друг с другом, на их соподчинение. При формировании всеобщих понятий, которые формируются на протяжении изучения всего курса, нужно поначалу обозначить наиболее характерные и отличительные свойства признаков, входящих в данное понятие. Затем понятие необходимо постоянно уточнять и углублять, а не стараться дать одно или несколько определений его, опираясь лишь на часть изученных признаков и связей между ними. Только после выделения существенных признаков можно, дать определение, оговорив то, что нужно также учитывать и несущественные признаки, как нюансы, придающие различию или сходству близких понятий оттенки смысла. Рассмотрим формирование метапредметных понятий «закон», «правило», «принцип».
Закон природы
— существенная (прямая), необходимая (обратная) связь между элементами её структуры, которая может находиться в трех состояниях: устойчивом,
трансформирующемся и повторяющемся. Закон – это всегда зависимость: прямая, обратная или периодическая.

Периодический закон: «Свойства химических элементов, а также формы и свойства, образуемых ими простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов».
Пра́

вило
— требование для исполнения неких условий всеми участниками какого- либо действия. Применимо к конкретной ситуации, должно регламентировать какую-то ситуацию (либо так - либо так). Правило Вант-Гоффа:
«
При повышении температуры на каждые 10 градусов скорость реакции возрастает примерно в 2-4 раза».
Принцип
- основное начало, на котором построено что-нибудь (какая-нибудь научная система, теория, политика, устройство и т. п.). Некоторая фиксация, которая включает несколько позиций Принцип Ле Шателье — Брауна (1884 г.) — «Если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-либо из условий равновесия (температура, давление, концентрация, внешнее электромагнитное поле), то в системе усиливаются процессы, направленные на компенсацию внешнего воздействия». Определите среди ниже перечисленных формулировок закон, правило, принцип: 1. «Заполнение электронами орбиталей в атоме происходит в порядке возрастания суммы главного и орбитального квантовых чисел. При одинаковой сумме раньше заполняется орбиталь с меньшим значением». 2. «В пределах одной квантовой системы, в данном квантовом состоянии, может находиться только один электрон, состояние другого должно отличаться хотя бы одним квантовым числом». 3. «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ». 4. «В наземных экосистемах с переходом на каждый трофический уровень происходит, по крайней мере, 10-кратное увеличение концентрации токсических веществ». (1. Правило Клечковского, 2. Принцип Паули,
3. Закон действующих масс, 4. Правило биологического усиления) Таким образом, процесс формирования понятий на протяжении всего обучения должен быть органичен, логически и творчески осмыслен. Ведь само понятие - это форма мышления, отражающая существенные связи и свойства, отношения предметов, процессов и явлений.