"Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни"

Автор: Попсуйко Людмила Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Богучарский детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: г. Богучар, Воронежская область
Наименование материала: сценарий педсовета
Тема: "Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Педагогический совет на тему:

«Использование технологий целенаправленного формирования

ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни»
Вид педсовета: тематический Форма проведения: интерактивное общение, КВН. Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Анализ созданных условий в детском саду. 2.Изучение современных технологий здоровьесбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей. 2.Выработка алгоритма деятельности 3.Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения. Подготовка. 1.Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ». 2. Анкетирование родителей по теме: «Здоровый образ жизни» Повестка дня. 1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета. Ответственный: заведующий МКДОУ «Богучарский д/с к/в «Теремок» 2.Справка по результатам тематического контроля «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ». Ответственный: методист Попсуйко Л.А. 3.Тема выступления «Оценка физической подготовленности детей в условиях ДОУ». Ответственный: инструктор по физической культуре Макеева М.С. 4. Анализ заболеваемости детей по группам за 8 месяцев работы ДОУ. Ответственный: медсестра Лагутина Т.А. 5. Конкурсная программа: Ответственный: методист Попсуйко Л.А. 6. Тема выступления «Приобщение детей к основам здорового образа жизни через развитие их художественной культуры» (из опыта работы) (Мандрыкина А.Ю.) 7. Тема выступления «Здоровьесберегающие технологии в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя» (Гузеватая С.С.)
6. Памятки для воспитателей «Система оздоровительной работы». Ответственный: методист Попсуйко Л.А. 6. Вынесение решения педагогического совета. Ответственный: заведующий МКДОУ Скорик Н.В.
Ход педагогического совета:

I. Выступление методиста.
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью... А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов) (ответы педагогов) Мы уточнили, что путь к здоровью это - и правильное питание, - систематическая двигательная активность, - отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20 % оно зависит от наследственных факторов, 20 % - от действия окружающей среды. 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50%- зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на нашем педсовете. В целом в нашем дошкольном учреждении сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Изменить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в детском саду. Попробуем разобраться, что для этого необходимо?
II. Основная часть.
Итак, начинаем нашу игру.
Конкурс № 1 Представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод (Выставляется модель). Для начала нам нужно выяснить, что же такое здоровье? Упражнение «Ассоциации»: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка? Педагоги озвучивают ассоциации, записывают на полосках и выставляют вокруг модели «Здоровье ребёнка». Наиболее общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и

социального благополучия»
Основное внимание мы уделим физическому здоровью ребёнка. Чтобы выстроить систему физкультурно-оздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным. Попробуйте определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка? (выставляется модель «ТРИ кита») Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях ученые (Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский ) главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние
сердечно-сосудистой, дыхательной и

иммунной систем организма
(на моделях «китов» прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» - сердечно-сосудистую систему, «облачко» - дыхательную систему, «цветочек» - иммунную систему).
Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка. Основным же средством развития сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность? Развитие сердечно - сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их, пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д.) Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно - сосудистой системы ребёнка? (бег) Древнегреческие мудрецы говорили:
«Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!»
(пословица выставляется под первым «китом»). Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача воспитателя разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений. Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками. Педагоги называют: - бег в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.), - бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную), - в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.), с изменением темпа, (с ускорением, на скорость), - с дополнительными заданиями и т.д. Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так:

1.

при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети

движений, составляющих его структуру, должны быть циклического

характера.
Педагоги, которые выбрали красный цвет, выбирают задание. 1. Показать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. 2. Показать комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения. 3. Показать комплекс упражнений для профилактики сколиоза. Конкурс № 2 Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) Поэтому под вторым «китом» мы поместим фразу:
«Прогулка ребёнка-

дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день».
Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке. Педагоги озвучивают виды активности, ведущий педсовета записывает их и закрепляет под фразой (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа , самостоятельная двигательная активность и т.д.) Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду:
2.

повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за

счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
Педагоги, которые выбрали синий цвет, выбирают задание.
1.Показать комплекс дыхательной гимнастики.

2.Показать точечный массаж.

3.Показать комплекс гимнастики после сна.

Конкурс № 3
А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Система иммуной защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне.
Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста! (Ответы педагогов) Правильно, не зря говорят:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
(поговорка прикрепляется под третьим «КИТОМ»). В каждом дошкольном учреждении должны использоваться разнообразные здоровьесберегающие технологии, должен быть составлен свой комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей дошкольного возраста. Однако при их проведении всегда нужно соблюдать определённые правила. Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий. Педагоги называют: - постепенность, - учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка, - системность, - эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка. Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод:
3.

органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ

способствует совершенствованию системы иммунной защиты

ребёнка.
Каждой из команд предлагается задание:
1. Дать определение понятию «здоровьесберегающие технологии».

2. Перечислить здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ.
(Зож- концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, отказа от вредных привычек.) (закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.) - выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня - педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе - педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это также способствует сбережению здоровья детей)
Уважаемые педагоги, мы с вами определили три утверждения, на которых в первую очередь должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду:
1.При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети

движений, составляющих его структуру, должны быть циклического

характера.

2.Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт

регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

3.Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ

способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
Как вы думаете, этого будет достаточно для того, чтобы сделать систему физвоспитания в детском саду действительно оздоровительной для наших детей? На что ещё мы должны обратить внимание? (ответы педагогов) Врач Николай Михайлович Амосов говорил, что «нельзя обрести здоровье, сделав 10-12 упражнений, или пройти пешком километр за 20 минут». Суть оздоровительных физических упражнений заключается в системном наращивании резервных мощностей организма. Отсюда и четвёртое утверждение:
4.

регулярность физических нагрузок способствует нарастанию

резервных мощностей организма ребёнка.

Конкурс № 4
Блиц – опрос 1. Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно.) 2. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши.) 3. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.) 4. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами.) 5. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (До этого возраста идёт активное формирование скелета.) 6. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12 часов.) 7. Какие мероприятия включает в себя закаливание? ( умывание прохладной водой; регулярное проветривание помещений; правильно организованная прогулка.)
Справка по результатам тематического контроля «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ».
III.
Выступление «Приобщение детей к основам здорового образа жизни через развитие их художественной культуры» (из опыта работы) (Мандрыкина А.Ю.)
IV.
Выступление «Здоровьесберегающие технологии в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя» (Гузеватая С.С.)
V.
Анализ заболеваемости детей по группам за 8 месяцев работы ДОУ. Ответственный: медсестра Лагутина Т.А.
VI. Подведение итогов и проект решения педагогического совета.
Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. При подготовке к педсовету родителям была предложена анкета:
«Путь к здоровью ребенка лежит через семью».
Результаты анкетирования в группе
«Солнышко»
Регулярно соблюдают режим дня – 50 % Регулярно делают зарядку – 50% Ежедневно гуляют на свежем воздухе – 99%(1 не гуляет) В основном дети добираются в детсад на машине (всего 8ч пешком) Считают, что наиболее эффективными мероприятиями в детском саду является спорт, прогулка – всего 2 человека, закаливание - 2 человека. Нам - педагогам-дошкольникам необходимо: - Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.) - Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности - Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами - Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений. Предлагаю внести эти предложения в решение нашего педсовета.