"Правописание -н- и -нн- в суффиксах имен прилагательных"

Автор: Кочерга Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№24
Населённый пункт: Новошахтинск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Правописание -н- и -нн- в суффиксах имен прилагательных"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 ' Урок русского языка в 6 классе (по УМК С.И. Львовой)
Тема урока:
«Правописание -н- и -ни- в именах прилагательных, образован - ных от существительных».
Тип урока:
повторение и систематизация материала.
Урок в системе преподавания:
65 урок, в теме «Имя прилагательное» 6 урок. Цели урока: 1) формирование представления о родном языке как национальном дос - тоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры; 2) развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, развитие навыков словообразовательно - орфографического анализа слов, речемыслительных способностей учащихся, развитие навыков работы со справочной литературой; 3) создание педагогической ситуации для обобщения и систематизации знаний по правописанию -н- и -нн- в прилагательных, образованных от существительных; Оборудование урока: 1. Учебник С.И. Львовой. Русский язык. 6 класс. 2. Справочные материалы к учебнику. 3. Тетрадь. 4. Тетрадь-памятка. 5. Раздаточный материал.
6. Слайды по теме. 7. Карточки с изображением смайликов. Запись на доске: . •• I*#.!
Знать:
условия выбора одной и двух н в прилагательных, образованных
от
существительных.
Уметь:
опознавать Орфограмму «Одна и две буквы н в прилагательных, об- разовательных от существительных», проводить словообразовательно-орфографический анализ слов со - ответствующих морфемных моделей, использовать справочную литературу для решения орфографиче - ской проблемы.
План урока

1 ' № п/п Этап урока Содержание(цель) этапа Время (мин) 1. Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин. 2. Проверка домашнего задания Актуализировать знания, умения, навыки учащихся в образовании имен прилагательных от существительных 10 мин. 3. Практическая работа Актуализировать знания учащихся о правописании –н- и – нн- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, продолжить работу над совершенствованием орфографических умений. 6 мин. 4. Словарная работа Отработать орфографические умения, продолжить работу по обогащению словаря учащихся, развивать навык работы со справочной литературой. 6 мин. 5. Работа по морфемным моделям. Отработать навык осуществления словообразовательного и орфографического анализа слов соответствующих морфемных моделей. 3 мин.
6. Подготовка к ГИА Продолжить работу по подготовке учащихся к ГИА- отработать умение образовывать отыменные прилагательные, развивать навык самоконтроля. 7 мин. 7. Самостоятельная работа Закрепить навык правописания орфограммы в рамках текста. 8 мин. 8. Сообщение домашнего задания. Разъяснить содержание домашнего задания. 1 мин. 9. Подведение итогов урока Обобщить знания о правописании –н- и –нн- в отыменных прилагательных. Подвести итоги работы учащихся на уроке. 2 мин. 10. Рефлексия. Нацелить учащихся на оценку урока с точки зрения «Умею( не умею) писать –н- и –нн- в суффикса прилагательных» 1 мин.
Конспект урока

Этапы

урока

Цели этапа

Методы

и

приемы

Содержание этапа

урока
Предкомм уникатив 1.Организационн ый момент Нацелить учащихся на Учитель объявляет тему, цель, задачи урока.
1 ' Коммуни кативная 2.Проверка домашнего Актуализировать знания, умения, Работа у доски Упр.415(1 ученик у доски)Пока учащийся
Этапы

урока

Цели этапа

Методы

и

приемы

Содержание

этапа урока
Коммуни кативная Взаимо- оценка Учитель объявляет критерии оценивания, раздает красные кружоч-
3. Практическая работа Актуализировать знания учащихся о правописании –н- и –нн- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, продолжить работу над совершенствовани ем орфографических умений Учитель: -У вас на партах лежат карточки с заданием. У одних из вас первая часть карточки напоминает правило, вторая – задание:разграничьте слова и запишите их в два столбика(приложение №1) - У других учащихся таблицы нет Я предлагаю вам вспомнить опорный конспект и восстановить его(приложение№2) -Поменяйтесь тетрадями И проверьте работу. Правильность восстановления ОСК вы можете проверить по тетради- памятке(слайд№2) -Дайте оценку выполненной работе.
1 ' 4.Словарная работа Отработать орфографические умения, продолжить работу по обогащению словаря учащихся, развивать навык работы со справочной литературой. Работа с раздаточ- ным мате- риалом Работа со словарем Учитель: -Какие слова- исключения вам встретились в карточке. -Давайте вспомним правила написания слов-исключений. -Обратим внимание на 2 часть таблицы в раздаточном материале(Слайд№3) Сравните с записью на планшете в упр. № 420 с. 181. Перескажите эту информацию, дополнив знаниями из справочных материалов к учебнику.
5.Работа по морфемным моделям. Отработать навык осуществления словообразователь ного и орфографического анализа слов соответствующих морфемных моделей. Работа с учебнико м -Заполните таблицу примерами к указанным словообразовательным моделям(с.1778) Сверьте свои модели с предложенными вариантами(слайд№4)
1 ' 6. Подготовка к ГИА Продолжить работу по подготовке учащихся к ГИА- отработать умение образовывать отыменные прилагательные, развивать навык самоконтроля. Работа по цепочке Работа с тестами №417(2) Преобразовать словосочетания:бусы из стекла, шкатулка из бересты, посуда из глины и т.д. -Ребята, перед вами тест. Выполните по заданию, сверьте с ключом к тесту (слайд№5) 7.Самостоятель -ная работа Закрепить навык правописания орфограммы в рамках текста. Работа с учебнико м Упр.№417(1) -Списать текст, соблюдая орфографические нормы.
Учитель проверяет несколько тетрадей учащихся, оценивает . Остальные проверяют себя сами по слайду №6 8.Сообщение домашнего Разъяснить содержание Учитель: Посткоммуникативная ситуация 9.Подведение итогов урока Обобщить знания о правописании – н- и –нн- в отыменных прилагательных. Подвести итоги работы учащихся на уроке. -Итак, подведем итог. Когда же в прилагательных пишется н, нн? -Вы все поработали хорошо. Те у кого наибольшее количество красных кружков получают-«5», синих-«4» 10. Рефлексия. Нацелить учащихся на оценку урока с точки зрения «Умею( не умею) писать –н- и –нн- в суффикса прилагательных» -Какие задания вам показались наиболее интересными? -Если у вас получается применить правило написания н и нн в суффиксе прилагательного, опустите улыбающийся смайлик в коробочку. Если нет, то смайлик
1 ' без улыбки. Я прощаюсь с вами. Спасибо за урок! Приложение№1 Н и НН в прилагательных, образованных от существительных
- Н-

-НН-

1.В прилагательных с непроизводной основой:юный , пряный, румяный. 2. В суффиксах –ан/-ян-/-ин- : песчаный, серебряный, соловьиный. 3. В притяжательных прилагательных с основой на –н-+ суффикс –i- : бараний, фазаний 1. От существительных с основой на –н-.+ суффикс-н- :каменный, ценный, карманный. 2. В суффиксах-енн-/- онн-:клюквенный, дискуссионный. 3. От сеществительных на –мя: Время- временный, пламя- пламенный.
Запомни!
Необходимо различать по смыслу: ветреный день- ветряной двигатель, масленый блин- масляные краски, соленая рыба- соляной столб
1 '
Выполни!
Тума_ый, втре_ый, соболи_ый, дл_ый, ледя_ой, семе_ой, саза_ий, суко_ый, безветре_ый, дистацио_ый, тыкве_ый, змеи_ый, жестя_ой , ю-ый, масл-ые (краски), тополи_ый, стекля_ый. С двумя словами составь словосочетания, разбери их. Приложение № 3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? 1.Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, стекля(4)ые кувшины- все было выброшено на площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий мусор. 1) 1,4 2) 1,3 3)2,3 4) 1,2,3,4 2. Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью, отдале(2)ых лесов, за белой низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега деревя(4)ый забор. 1)1,4 2)2,3 3) 1,3 4)1,2,3,4 3.Мы видели, что в костя(1)ых люльках, найденных археологами, есть оловя(2)ые крючки для кожа(3)ых тесемок. 1)1,3 2)2 3)2,3 4)1,2 4. На картине, написанной масля(1)ыми красками, были изображены дикови(2)ые фрукты, а на льня(3)ой скатерти – цветы.
1)1,3 2)2 3)2,3 4) 1,2,3 5.Она пересекла площадь, миновала стари(1)ые торговые ряды, тополи(2)ую аллею, вышла на тихую зеле(3)ую улицу. 1) 1 2)2,3 3) 1, 3 4) 2 Приложение №2
ОСК в тетради-памятке

Н и НН в прилагательном
1.Есть –ованный -еванный да нет 2.Определи часть речи -НН- прилагательное Н О Е НН НН- на стыке морфем пишем НН А Я И