Урок в 5 классе по русскому языку на тему "Имя существительное"

Автор: Иргит Виктория Кан-Ооловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Кок-Хаак
Населённый пункт: Республика Тыва Каа-Хемский район с.Кок-Хаак
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок в 5 классе по русскому языку на тему "Имя существительное"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«
Имя

существительное

как

часть

речи»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Кок-Хаак Каа-Хемского района Урок русского языка в 5 классе Учитель: Иргит Виктория Кан-ооловна, I квалификационная категория

2016

год объявлен:

в России

:

в Республике Тыва

:

Год российского

кино

Год тувинского

гостеприимства

У меня отличное настроение! У меня плохое настроение…
Определение

настроения учащихся


Настроение у всех– вот такое

!


Определите тему урока
Все, что существует, оно обозначает, На вопросы
кто? и что?
верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть
«
Имя

существительное»

Тема урока:


ПОВТОРЕНИЕ ___балл.

1 остановка

«

Опознавательная

»

___балл.

2 остановка

«

Теоретическая

»

___балл.

3 остановка

«

Морфологическая

»

___балл.

ФИЗМИНУТКА

4 остановка

«

Синтаксическая

»

___балл.

5 остановка

«

Проверочная

»

___балл.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Домашнее задание

Маршрутный лист


Цели урока:
Учебно-познавательные: - закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы; - углубить понятие о роли существительных в речи; - формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; - определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Задачи урока:

1. Образовательные:
- развивать умение формулировать определение понятий; - развить умение находить имена существительные в тексте; - научить определять значения имен существительных; - формировать умение рассказывать об имени существительном в форме научного описания; - обогащать словарный запас учащихся; - совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
- развитие внимания; - развитие критического мышления; осуществление системно-деятельностного подхода; - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания; - развитие творческих, речевых способностей учащихся; - формирование логических умений; - развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; - развитие умения формулировать проблему; - развитие умения групповой и парной работы.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родной культуре; - воспитание ценностного отношения к слову; - развитие коммуникативных УУД: - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; - взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

ПАМЯТКА

«КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»
• Команда – это значит вместе, • Команда – все за одного. • Здесь все по совести и чести, • Здесь не обидят никого. • Команда вас объединяет • И не пугайтесь вы преград, • Здесь каждый свое дело знает, • Работает на результат. • А если возникают споры, • Они решаются тотчас, • И никакие разговоры • Не отвлекут от дела вас!
1.

УВАЖАЙ СВОЕГО ТОВАРИЩА!

2.

УМЕЙ КАЖДОГО ВЫСЛУШАТЬ!

3.

НЕ СОГЛАСЕН – ПРЕДЛАГАЙ!


1 остановка

«Опознавательная»
В черной степи Всего войска костры зажглись. Множество овец ушло, Один горбатый бык остался.

1 остановка

«Опознавательная»
В черной степи Всего войска костры зажглись. Кара ховуда - Хамык шеригнин одаа кыпты. Множество овец ушло, Один горбатый бык остался. Коп хоюм уне берди,- Чангыс кудугур бугам туруп кагды.

2 остановка «Теоретическая»

Блиц – опрос (в группе)
1). Что такое существительное? 2). Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных? 3). К какому роду относятся такие существительные:
ябеда, сирота, плакса?
4). Сколько типов склонений у существительных? 5). Каким членом предложения может быть существительное? Мультимедийная презентация

3 остановка «Морфологическая»
Исключите из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите Олень, дочь, мужчина. Собака, книга, девочка. Москва, город, Россия. Песня, море, листопад. Ключи, уроки, класс.

Признаки
Олень, дочь, мужчина. (род) Собака, книга, девочка. (одуш.) Москва, город, Россия. (собств.) Песня, море, листопад. (склонение) Ключи, уроки, класс. (число) Мультимедийная презентация Мультимедийная презентация

Физминутка (пауза релаксации)
Зима Утро Урок Море Ночь

Имя существительное
Падежи Именительный Родительный Дательный Винительный Предложный (есть) кто? что? (нет) кого? чего? (даю) кому? чему? (вижу) кого? что? (любуюсь) кем? чем? (думаю) (о) ком? (о) чём? Творительный Изменение слова по падежам называется склонением

Имя существительное
Падежи Именительный Родительный Дательный Винительный Предложный (есть) кто? что? (нет) кого? чего? (даю) кому? чему? (вижу) кого? что? (любуюсь) кем? чем? (думаю) (о) ком? (о) чём? стол столы стола столов столу столам стол столы Творительный столом столами (о)столе столах Изменение слова по падежам называется склонением

4 остановка «Синтаксическая»
Слово – РОССИЯ Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России.

1.
Найдите неверное утверждение. А).Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б).Имена существительные изменяются по родам. В).Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2.
Укажите имя существительное. А).Смелость; Б).Смело; В).Смелый;
3.
Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении «Березы украшают леса»: А).Подлежащим; Б).Дополнением; В).Обстоятельством.
4.
Определите род существительных: честность, правда, книги.
5.
Как называются существительные, называющие неживой предмет?
5 остановка «Проверочная»


Взаимопроверка
«5» – 5 правильных ответов «4» – 45 правильных ответа «3» – 3 правильных ответа

Итоги урока:
- Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Домашнее задание:
1. В учебнике - упражнение №101; 2. В рабочей тетради – задание №65.

Имя существительное
Что? дерев о лев арбуз движение Винни-Пух воспоминание Кто? Часть речи. Отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет
Мужского (м.р.) Женского (ж.р.) Среднего (с.р.) мой моя моё Мой дом, урок, приятель, рисунок, флажок, ученый, попугай, мелок
(м.р.)
Моя тётя, пьеса, афиша, гостиная, песня, сорока, собака, ночь, стрела, слива
(ж.р.)
Моё небо, слово, поле, время, имя, окно, ружьё, стремление, чутьё
(с.р.)

Имя существительное


Имя существительное
множественное (мн. ч.) единственное (ед.ч) Число рисунок рисунки ягода ягоды чертёж чертежи

Имя существительное
Падежи Именительный Родительный Дательный Винительный Предложный (есть) кто? что? (нет) кого? чего? (даю) кому? чему? (вижу) кого? что? (любуюсь) кем? чем? (думаю) (о) ком? (о) чём? стол столы стола столов столу столам стол столы Творительный столом столами (о)столе столах Изменение слова по падежам называется склонением

Имя существительное
Морфологические признаки существительных: род, число, падеж, склонение Парт а Ж.р
.
ед. ч И. п. 1-е скл.

Имя существительное
Отвечает на вопросы кто? что? Род: мужской, женский, средний. Число: единственное и множественное. В русском языке шесть падежей. Изменение слова по падежам — склонение. Морфологические признаки: род, число, падеж, склонение . Обозначает предмет.

ТЕСТ

1. Найдите неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б) Имена существительные изменяются по родам. В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное.
А) смелость Б) смело В) смелый
3. Определите, каким членом предложения является

выделенное слово в предложении:
«Берёзы украшают леса»: А) подлежащим; Б) дополнением; В) обстоятельством.
4. Определите род существительных: честность, правда,

книги.

5. Как называются существительные, называющие

неживой предмет?


Спасибо за внимание!