"Свет и цвет.Активизация творческого процесса учащихся на уроках композиции"(из опыта работы)

Автор: Лысова Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель истории искусства, живописи, рисунка и композиции
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа г.Хабаровска"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Свет и цвет.Активизация творческого процесса учащихся на уроках композиции"(из опыта работы)
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа г. Хабаровска"
«Свет и цвет.

Активизация творческого

процесса учащихся на уроках

композиции»

(из опыта работы)

Методическая разработка

Лысова Татьяна Сергеевна

Преподаватель истории искусства, рисунка,

живописи и композиции
0 0
г.Хабаровск 2016 г. 1 1
1. Изображение контрастного освещения в творчестве известных художников прошлых веков. Одним из средств композиции, служащим для наиболее полного выражения замысла автора, является свет, который помогает сделать акцент, выделить главное в картине. В истории изобразительного искусства контрасты освещения характерны и для больших стилей (барокко, романтизм) и для творчества отдельных художников различных направлений и школ. Это может быть теплый свет домашнего очага, а может – накал религиозного экстаза, борьба светлых и темных сил через контраст света и тени или сказочное сияние Рождественских ангелов. Можно вспомнить много произведений в истории живописи, где использованы эффекты освещения. Это – неистовые апостолы Феофана Грека, словно озаренные вспышками молний. Такой эффект дает им белые «движки» на лице. Это таинственное свечение и разящий свет в «Тайной вечере» и в «Битве архангела Михаила с сатаной» Тинторетто. Это – напряженное, наэлектризованное свечение в пейзажах, в мифологических и религиозных сюжетах кисти Эль Греко («Вид Толедо в грозу», «Лоокоон», «Вознесение Марии»). А как естественно и остроумно обыгрывает Божественный свет или Сияние разящего меча ангела в своих работах Караваджо («Призвание апостола Матвея»,«Обращение Савла»). Последователи учеников Караваджо тоже известны нам своими работами. Это «Снятие с креста», Рубенса; «Возвращение блудного сына» и «Асур, Аман и Эсфирь» Рембрандта (также его портреты и офорты «Три дерева», «Библейский цикл»). В творчестве великого французского художника 17 века Жоржа де Ла Тура свет помогает художнику в решении философских вопросов мироздания: тайны рождения и смерти, смысла бытия («Магдалина со свечой», «Рождество», «Святой Себастьян и святые жены», «Явление ангела Иосифу»). Интересные формы принимает предромантизм в Англии 18 века. Кроме интереса к фантастическим сюжетам из Мильтона и Шекспира возрождается интерес к средневековым легендам и народным фольклорным сюжетам. Появляются сказочные монстры с горящими глазами, пугающими до слез, до обморока. Как в работе Генри Фюзели «Ночной кошмар». В самом же романтизме отразилась страдание мятущейся души, которая летит в надежде на зыбкий призрачный свет звезды, луны, костра и глубина ее переживаний подобна глубине Океана. Словно море душа может быть безмятежной, но чаще ее штормит. Поэтому и поэты, и художники-романтики используют символы: луна или костер и море. Это мы видим и в работах русских художников 19 века: Куинджи («Лунная ночь на Днепре»); Крамского («Русалки» /по Гоголю/, «Лунная ночь»), Айвазовского( «Вид Одессы в лунную
ночь», «Морской вид при луне», «Вид Константинополя...», «Чесменский бой»). В начале 20 века жизнь ночного Парижа с красивыми переливами огней рекламы и фонарей отобразил в своих пейзажах русский художник Константин Коровин. И ее же холод, пустоту и одиночество с душевным надрывом передал Ван Гог в работе «Ночное кафе в Арле». Тоже ночную бурную жизнь кафе шантанов и кабаре, с искажающим освещением рампы снизу (словно «Мир наизнанку») отразили Анри Тулуз-Лотрек и Эдгар Дега. Свет здесь контрастно, резко вырывает пятна кричащего цвета. Нервы натянуты до предела, до отчаяния. Без этого контрастного освещения эти произведения потеряли бы смысл. 1 Рассказывая детям о работах мастеров прошлого, можно сказать, что этот прием контрастного освещения используется современными художниками- дизайнерами для рекламы (в журналах, на плакатах), чтобы сделать ее более выразительной и эмоциональной. Не страшно, если ученик не видел и не знает еще каких-то мастеров или работ. У него все впереди. Зато уже есть богатый зрительный опыт, есть память и главное – воображение, более эмоциональное и яркое, чем у взрослых.
2. Из моего опыта работы с детьми над композицией.
Все знают, что у детей хорошо получается декоративно-плоскостные работы. Но с 11- 12 лет они хотят уже изображать окружающий мир более реалистично. Им, в процессе обучения, рассказывают о том, что объем предмета можно «вылепить» через свет, тень, полутень, рефлексы, блики. Пока ребенок рисует натюрморт, объем более-менее передается. Как только переходим к композиции, то снова получаются милые сердцу декоративно- аппликационые работы, чаще всего не увязанные в колористическом решении, яркие или просто пестрые. Здесь неоценимую услугу окажет нам работа ученика по памяти и представлению над очень контрастным освещением. Когда ребенок поймет принцип освещения и распределения светотени на предмете, ему легче будет и натюрморты писать. Тогда даже при сложном, двойном или неясном освещении (чаще всего живописные натюрморты не освещаются софитами) он сможет домыслить, как ему вылепить форму цветом, подчеркнуть тени и рефлексы. Во-первых: надо вспомнить с ребятами, что разные цвета, цветовые сочетания, освещение вызывают у человека различные эмоции, разное настроения. Это наша генетическая память и жизненный опыт. Мы по-разному реагируем на теплые и холодные цвета. Нам кажется праздничным сочетание желтого с малиновым, но трагичным сочетание черного с красным. Зеленый цвет успокаивает. В иконах – это символ надежды, новой жизни. 1 Примеры смотрите в 1 Папке: «Работы художников». 3
Потому что это цвет новых ростков, цвет летнего луга, будущего урожая. Потому детям помладше обычно дают такие, например, задания: - Изобразить образ Бабы-Яги и доброй Феи как образ зла и добра через цветовое решение. Во-вторых: плоскими, имеющими только свой локальный цвет, предметы выглядят в дождливый или пасмурный день, в тумане, когда идет снег, или при рассеянном освещении начинающегося рассвета. Здесь рекомендую сделать два задания: 1) упражнения на маленьких форматах (АЗ, А4) 2 2) композицию на определенное состояние формата А2. 3 Сначала на форматах АЗ или одном листе формата А2, разделенном линией на две части, делаем два эскиза на различное состояние природы по воображению: «дождь - закат», «туман - солнце», «ночь - рассвет» и т.д. Можно нарисовать одно дерево и по-разному осветить, можно несложную композицию, лучше с рекой или озером, где будет отражаться небо. Для композиции («выставочного» формата А2) на общее эмоционально- колористическое состояние романтического характера, когда все освещено ласковым утренним солнцем, лучше брать сюжеты с рассветом или закатом на море и написать мазками, как у импрессионистов, чтобы воздух вибрировал. Если хочется передать слегка грустное, меланхолическое состояние, то лучше изобразить пасмурный или дождливый день. В-третьих: чтобы дети не путались с освещением и не освещали предметы на своей картине вразнобой, одновременно с различных точек зрения, надо сделать этот источник света наиболее контрастным ко всему остальному в композиции. Поверьте, даже восьмилетние дети лихо справляются с этой задачей. Ведь здесь все просто – с какой стороны источник света – с той стороны предмет и освещается. Тоже рекомендуется сделать два задания: 1) упражнения на формате АЗ. 2) творческую работу формата А2. Для упражнения на формате АЗ можно использовать технику восковых или жировых мелков с акварелью (или воскографию, но она более трудоемка). Примерные темы сюжетов: «Салют и крыши города», «Салют с корабля и русалочка», «Лучи батискафа, освещающие рыб», «Эльф с фонариком» и т.д.3 2 Примеры смотрите во 2 Папке: «Упражнения на формате А3». 3 Примеры смотрите в 3 Папке: «Работы на настроение через состояние природы». 4
В творческой работе (формата А2) можно использовать следующие очень благодатные темы для контрастного освещения: «Рождество», «Новый год», «В походе у костра», «Избушка на курьих ножках», «Огни ночного города» и т.п. 4 Причем более старшие или более способные (с яркой фантазией) дети могут усложнить себе задачу: один источник света может быть холодным (луна, Вифлеемская звезда, ангелы), а другой – теплым (младенец, костер, светофор, окна домов). Надо заметить, что при одних и тех же технических приемах, оттенки настроения в различных сюжетных линиях (и к этому надо подводить детей) могут быть разными. В «Рождестве», например, настроение может быть веселым, таинственным, умиленным. И главная задача их, как художников, передать эти эмоции, настроение, используя эффекты освещения. А не эффекты ради эффектов, иначе работа будет «пустой» и не найдет глубокого отклика в душе другого человека. В-четвертых: Если вы хотите, чтобы Ваш ученик прочувствовал построение глубокого пространства, понял и осознал, что такое световоздушная перспектива, то чтобы ее воспроизвести, лучше для сюжета взять ночь и снег. Здесь легче и контрастней проследить, как изменяется цвет снега по мере удаления в глубину картины. Так легче избежать ошибок, которые встречаются в детских работах. Например, изображается на заднем плане ночное небо, дома с горящими окнами и одновременно – очень светлый снег, одного тона по всей глубине горизонтальной плоскости, дневного освещения (причем такие работы на детских выставках я вижу довольно часто). Надо, когда работаете над композицией вовремя вспомнить, что глубину пространства и общую цветовую «завязку» хорошо передают также блестящие и отражающие поверхности. Например: блестящие листья деревьев после дождя - отражают небо. Река, море, лужа, снеговой наст – отражают небо, предметы и источники света. Купола церквей сверху – отражают небо (голубые рефлексы в тенях), а снизу – предметы, стоящие на земле. Стекла домов, машин – тоже отражают небо, предметы фонари. Поверхность земли в тени – отражает небо (ярко синее небо – ярко синие тени). Это хорошо видно, когда лежит снеговой наст. Надо объяснить детям, что все это происходит потому, что в тенях в пейзаже, как и на предметах в натюрмортах, ярче и сильней видны рефлексы. А самый большой отражающий рефлекс дает небо, которое может быть голубым, желтым, розовым, серым и т.д. Бывает так, что один и тот же сюжет хотят изобразить два ученика. Тогда пускай один 4 Примеры смотрите в 4 Папке: «Рождественские сюжеты». 5
делает вечернее (или утреннее), а второй - ночное освещение. Потом можно сравнить, кто из них лучше передал состояние. Можно давать также задания на различное освещение одного и того же вида, объекта на небольшом формате (АЗ, А4). 5 Рисовал же Ренуар «Руанский собор» (утром, в полдень, вечером...). Подведем итоги, сделаем выводы : Ученикам помладше легче выполнять работы контрастного освещения с одним источником света (голубая луна или желтый фонарь). 6 Лет с 12-13 уже можно решать композиции с рассеянным освещением, когда солнечные или лунные блики скользят по воде, деревьям или снегу, окутывают все предметы и создают общий колорит картины. Ученики постарше могут делать работы посложнее, на два источника света: холодный и теплый (луна и костер). 7 Хотя все это относительно. Иногда у маленьких детей воображение лучше развито и они не боятся цвета, не «засушивают» его.
3.

Тени в композиции.
Художники очень изобретательно используют не только свет, но и тени в своих произведениях. Так у Владимира Фаворского в его иллюстрациях к «Маленьким трагедиям» Пушкина тени очень выразительно продолжают жесты героев. У Мартироса Сарьяна тень подчеркивает изнуряющий зной на узких восточных улочках. А также создает различное настроение: романтическое в работе «Ночь в Египте» и драматическое в работе «Ночь в Испании» (это ночь перед кровавой корридой). У Эдгара Дега тени, их нервный ритм, вторит нетерпеливому ожиданию лошадей начала скачек. У нас в школе эти приемы с тенями успешно применяет в работе над композицией Бирюкова Нина Георгиевна. Вы увидите в её детских работах и динамику хоккейной борьбы, и ритм движения лошадиных ног, и ослепительное сияние снега, и веселый ритм теней маленьких лыжников. 8 Итак, свет и его источник хорошо видны в темноте. А при ярком свете мы об его источнике можем судить по тени. Ведь чем ярче освещение, тем гуще тень. С помощью света художник лепит форму и объём предметов, их расположение в реальной глубине пространства. А с помощью ярких теней можно построить декоративное или графическое изображение, которое «держит» плоскость листа, не прорывая его в глубину. Желаю творческих успехов педагогам и их ученикам! Пусть наш опыт пригодится в их работе над композицией! 5 Примеры смотрите в 5 Папке: «Композиция с разными вариантами одного сюжета». 6 Примеры смотрите в 6 Папке: «Композиция с одним источником света». 7 Примеры смотрите в 7 Папке: «Композиция с разными источниками света». 8 Примеры смотрите в 8 Папке: «Тени в композиции». 6

ПРИЛОЖЕНИЕ

Папка 1. «Картины художников»
Рис. 1 Рис. 2 Рис.3 Рис.4 1. Ван Гог «Ночное кафе в Арле» 2. Айвазовский «Чесменский бой» 3. Жорж де Латур «Рождество» 4. Тинторетто «Тайная вечеря» 7

Папка 2. «Упражнения на формате А-3»
8

Папка 3. «Работы на настроение через состояние природы»
9

Папка 4. «Рождественские сюжеты»
10

Папка 5. «Композиция с одним источником света»
11

Папка 6. «Композиция с различными источниками света»
12

Папка 7. «Композиция с разными вариантами одного сюжета»
13

Папка 8. «Тени в композиции»

1. Работы художников
Фаворский «Дон Жуан» Эдгар Дега «Перед скачками»
2.Детские работы
14
15