"Техническая подготовка по прыжкам через нарты"

Автор: Сусой Алексей Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Тазовский детский оздоровительно-образовательный центр физической подготовки"
Населённый пункт: Тазовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Техническая подготовка по прыжкам через нарты"
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Тазовский детский оздоровительно –

образовательный центр физической подготовки"

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Тема: «Техническая подготовка по прыжкам через нарты»

Автор: Сусой А.А.

п. Тазовский 2016 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Северное многоборье как вид спорта. - роль и значение северного многоборья. - место проведения тренировочного процесса и соревнований. 2. Обучение технике вида северного многоборья прыжки через нарты. 3. Методика обучения прыжкам через нарты. 4. Правила проведения соревнований по северному многоборью вид прыжки через нарты. 5. Цель, задачи, методы и организация исследования. - цель и задачи исследования; - методы исследования; - организация исследования; 6. Результаты исследования и их обсуждение. 7. Выводы. Практические рекомендации. 8. Список использованной литературы.

1. Северное многоборье как вид спорта.

Северное многоборье
– технически сложный вид спорта, состоящий из 5 видов: метание тынзяна на хорей, метание топора на дальность, бег с палкой по пересеченной местности, тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами, прыжки через нарты. В многоборье включены виды спорта, выявляющие способности человека во всех основных двигательных качествах (выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость), а также отражающие основные виды производственной деятельности малочисленных народов севера. Рекорды устанавливаются и регистрируются как в отдельных видах (за исключением бега с палкой из-за непостоянства рельефа местности), так и в целом по многоборью. Женщины могут состязаться в трёх видах многоборья: тройной национальный прыжок, бег с палкой по пересеченной местности, прыжки через нарты.
- Роль и значение северного многоборья в системе физического

воспитания.
В настоящее время национальные виды спорта народов Севера широко применяются в современной системе физического воспитания. В непрерывной системе образования северное многоборье выполняет образовательную, воспитательную, оздоровительную и спортивную функции. В основу содержания программного материала по физическому воспитанию положены виды спорта, входящие в северное многоборье (метание тынзяна на хорей, метание топора на дальность, бег с палкой по пересеченной местности, тройной национальный прыжок, прыжки через нарты). На первом этапе детей знакомят через игровую деятельность с элементами национальных видов спорта, а также с традициями и обычаями своего народа. Во многих регионах Российской Федерации в организацию и содержание физического воспитания школьников включено северное многоборье, которое направлено на подготовку учащихся к традиционно промысловой деятельности народов Севера (охота, оленеводство, рыболовство). - Тренировочные занятия и соревнования по северному многоборью могут проводиться в спортивном зале, или на улице, для занятий необходим специализированный инвентарь. Вид северного многоборья прыжки через нарты инвентарь - макеты нарт. Макеты нарт изготавливаются из брусков 5 х 6 см. Размеры взрослых нарт: высота -50 см, ширина вверху -50 см, ширина у основания - 70 см, длина -150-200 см. Для спортсменов до 14 лет размеры нарт следующие: высота - 40 см, ширина вверху - 40 см, ширина у основания - 60 см, длина - 100 см. Нарты расставляются на ровной площадке в ряд на расстоянии 50 см одна от другой. Для соревнований расставляют 10 нарт.

2. Обучение технике вида северного многоборья прыжки через

нарты
. Техническая подготовка спортсмена – это процесс обучения техники движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем. Общая техническая подготовка спортсмена направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта. В виде прыжки через нарты это лёгкая атлетика (прыжок в длину, в высоту, бег, бег с препятствиями, подвижные, спортивные игры. Специальная техническая подготовка – это достижение технического мастерства в избранном виде спорта – прыжки через нарты. Различают 3 этапа обучения техники: начальное разучивание. углубленное, детализированное разучивание. закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений. На начальном этапе процесс обучения техники движений бывает наименее продолжительным. Спортсмены за 3-4 тренировочных занятия успешно овладевают основой техники какого-либо элемента прыжка, при условии, если разучиваемый элемент посильней с точки зрения их физических возможностей. При разучивании сложных элементов может не хватить и 10- 15 тренировочных занятий. У детей на начальном этапе обучения слабо развита способность анализировать ошибки в исполнении движений, т.е. на этом этапе, как правило, дети еще не прочувствовали само техническое упражнение, а только визуально уяснили, как нужно проводить данное действие. Наиболее трудоемким является второй этап обучения – углубленное детализированное разучивание. И чтобы достигнуть относительного совершенствования техники движений, требуется сравнительно большое количество повторений упражнения. Исправление ошибок и неточностей должно быть строго последовательным. На третьем этапе обучения (закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений) необходимо, чтобы приобретаемые двигательные навыки не превращались в динамические стереотипы, так как с возрастом, ростом спортивной квалификации будет изменяться техника движений – от размеров тела, развития силы, быстроты, выносливости. Главными задачами в процессе становления спортивного мастерства являются: достижения высокой стабильности и разнообразия двигательных навыков, повышение их эффективности в соревновательных условиях. Характерными особенностями данного вида спорта являются прыжки с одновременным отталкиванием двумя ногами с места через препятствия - нарты. При анализе техники в прыжках через нарты необходимо выделить основные составляющие фазы: отталкивание, полёт и приземление.
Отталкивание осуществляется с двух ног одновременно, со всей стопы с акцентом на их внешних сводах. Отталкивание выполняется в результате взаимодействия всех частей тела прыгуна, когда происходит резкое разгибание в коленных, голеностопных, тазобедренных суставах, а также рук. После отталкивания обе ноги подтягиваются к груди, руки после отталкивания несколько опускаются, выпрямляются и поддерживают равновесие. Спортсмен приобретает необходимую высоту полёта, которая составляет 55-60 см. Одновременно ноги начинают разгибаться за счёт опускания бедра и движения голени по инерции вперёд. Приземление происходит на переднюю часть стоп. При этом пятки стоп сводятся вместе, носки развёрнуты наружу. Руки, продолжая начатое движение, опускаются вперёд-назад. Согласно правилам проведения соревнований, участник, преодолевший 10 нарт, делает поворот на 180 градусов. Поворот осуществляется прыжком с одновременным отталкиванием двух ног. Участнику предоставляется время 5 секунд (отсчёт времени производится с момента приземления после преодоления последней нарты до момента отталкивания для преодоления последующих серий прыжков). Во многом формирование технического мастерства зависит от тех требований, которые предъявляются тренеру спортивными руководителями на местах. Тренер находится всегда в зависимости от результатов выступлений его воспитанников в соревнованиях. Он вынужден учить своего ученика побеждать, что можно добиться на начальном этапе и без технических действий. Правильное освоение техники – это надежда на результат в будущем, а всем нужны сиюминутные результаты. Фундамент технико-тактической подготовки закладывается в юном возрасте. Тренер, в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя больше внимания и времени. Итогом учебно-тренировочного процесса является участие спортсмена в соревнованиях. Соревнования выявляют уровень физической, технической, тактической подготовки и волевой готовности спортсмена. В учебно-тренировочном занятии проведение совершенствования технических элементов желательно проводить близко к соревновательной практике. После участия в соревнованиях следует обсудить на тренировке всех спортсменов, на их ошибки в тактике и технике проведения прыжков. Соревнования выявляют слабые и сильные стороны каждого спортсмена. И задача тренера состоит в том, чтобы на эмоциональном подъеме изучать и совершенствовать сильные стороны своего воспитанника. Тренер совершенствуется и «растет» вместе со своими учениками.
3. Методика обучения технике прыжков через нарты.
При обучении прыжкам через нарты необходима последовательность.
Создать у занимающихся представление и правильное понятие о технике прыжков через нарты. Я применяю анализ, просматриваю вместе с детьми видео материалы, фотоснимки выполнения опытными спортсменами прыжков через нарты, показываю и объясняю выполнение отдельных элементов и деталей техники прыжков. Следующий этап изучение техники прыжков через нарты, группировки и приземления. Преодоление психологического барьера при выполнении прыжков. Необходимо делать имитацию отталкивания на месте с активным выпрямлением ног в коленном и голеностопном суставе, отталкивание строго вверх и группировка (подтягивание коленей к груди), расслабление мышц выполнивших работу, приземление с амортизацией силы удара, приземление на переднюю часть стопы и повторное отталкивание, многократные прыжки с одновременным отталкиванием двух ног через десять - двадцать нарт (высота нарт небольшая). Изучение техники движения рук в сочетании с дыханием. Показ прыжка через нарты, акцентируя внимание на движении рук и выполнения дыхания (движения рук вперёд-вверх, согнутых в локтевом суставе, вдох, опускание рук согнутых в локтевом суставе, выдох. Изучение техники поворота после преодоления десяти нарт. Необходим показ техники выполнения поворота после преодоления десяти нарт, прыжок с одновременным отталкиванием двух ног на месте с поворотом на 180 градусов (руки движутся так же, как при преодолении нарт, расслабление мышц и восстановление дыхания в период поворота после преодоления десяти нарт, после поворота - расслабление мышц, наклон, глубокий вдох, выдох - подготовка к дальнейшим действиям прыгуна. Совершенствование техники прыжков через нарты с одновременным отталкиванием двух ног и техники поворота после преодоления десяти нарт. Многократные повторные прыжки сериями и на время, выполнение специальных упражнений поточно с отягощениями, участие в прикидках и соревнованиях.
4. Правила проведения соревнований по виду прыжки через

нарты.
В соревнованиях участвуют мужчины, а также мальчики всех возрастных групп. Прыжки через нарты участник состязания выполняет в национальной зимней или летней одежде, или в спортивной форме. Каждый прыгун имеет право на выполнение трех попыток, очередность их выполнения определяется жеребьевкой на заседании судейской коллегии. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Участник состязания выходит на выполнение прыжков по вызову судьи и начинает их выполнять только по команде «Можно». При этом: а) прыжки выполняются с места одновременным отталкиванием двумя ногами;
б) участник соревнований, преодолевший все 10 нарт, прыжком делает поворот на 180°, обязательно с одновременным отталкиванием двумя ногами, и продолжает прыжки в обратном направлении. Так он выполняет прыжки до тех пор, пока самостоятельно не прекратит их (устал) или пока не совершит ошибку; в) для выполнения поворота спортсмену дается 5 секунд (отсчет времени секундомером производится судьей с момента приземления спортсмена после преодоления им последней нарты до момента отталкивания ногами для выполнения новой серии прыжков). Прыжки через нарты выполняются спортсменом до первой ошибки, влекущей за собой приостановление дальнейших прыжков. Ошибкой считается, если участник соревнований: а) сдвинул нарту с места любой частью тела (касание нарты ступнями без ее сдвига ошибкой не считается); б) коснулся нарты рукой или частью тела выше пояса; в) сделал остановку между прыжками, т.е. сбился с ритма прыжков; г) переступил или сдвинул стопы при приземлении или на повороте; д) нарушил правило пяти секунд; е) выполнил прыжок через нарту с разведением ног в разные стороны; ж) сделал перенос ног (ноги) через правую или левую стороны; з) при приземлении сдвинул стопы так, что их носки оказались не на одной линии; и) самостоятельно прекратил прыжки. Количество преодоленных спортсменом нарт фиксируется в протоколе. Участнику соревнований засчитывается только такое количество нарт, которое он преодолел до совершения им одной из перечисленных выше ошибок. Победителем становится тот, кто перепрыгнул через большее количество нарт.
5. Цель, задачи, методы и организация исследования.
Цель педагогического исследования: разработать цикл учебно- тренировочных занятий, способствующих быстро и эффективно повысить уровень технической подготовки для успешного применения в соревновательной деятельности. Объект исследования: техническая подготовка спортсменов. Предмет исследования: методика обучения технике. Задачи исследования: Определить количественные показатели технических действий прыгунов в соревнованиях. 1. Составить систему прогнозирования результативности технических действий применяемых спортсменами. 2. Разработать комплексы учебно-тренировочных занятий для эффективной подготовки техники. 3. Предложить рекомендации по обучению технике. 4. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования.
1. Педагогические наблюдения процесса обучения. В соревновательных тренировках велось наблюдение, все технические элементы фиксировались, записывались. 2. Педагогическое тестирование. Данные тестирования брались из соревнований различного уровня (тесты показателей технических действий прыгунов до эксперимента, после эксперимента см. приложение 1,2,3,4). 3. Педагогический эксперимент, проводящийся в учебно- тренировочном процессе. 4. Методы математической статистики использовались для вычисления данных технических показателей и сравнения их.
Организация исследования.
На 1 этапе подбиралась тема исследования. Тема исследования: Анализ технической подготовки спортсменов. В исследовании принимало участие 1 группа начальной подготовки первого года обучения. Группа смешанная, тренируются вместе юноши и девушки, 16 человек. Возраст спортсменов от 13-16 лет. Группу разделили на две подгруппы. Обе подгруппы занимаются в одном и том же спортивном зале, длительность тренировки 1,5 часа, условия для занятий одинаковые. Первая подгруппа контрольная, занимается по дополнительной образовательной предпрофессиональной программе по виду спорта северное многоборье. Вторая группа – экспериментальная, занимается по специальной методике, которая составлена на основе синтеза данных научно-методической литературы и передового практического опыта работы. Отличия тренировки экспериментальной группы: 1. При построении тренировочного занятия использовались рекомендации, разработки ведущих тренеров по северному многоборью. Показ видеоматериалов, анализ и оценка дзюдоистами. 2. Использовались недельные циклы при обучении технике. 3. Тренировка с отягощениями. 4. Углубленный анализ каждой тренировочной попытки. На втором этапе проводилось педагогическое тестирование контрольной и экспериментальной групп (см. приложение 1,2), сроки – 15-20 октября 2011г. оценивалось техническое мастерство спортсмена по следующему показателю: результативность. Занятия проводились по недельным циклам. В первом недельном цикле особое внимание уделялось правильной организации первой части подготовительной фазы технического действия (разучивание отталкивания).
Второй недельный цикл был посвящен организации, технического элемента фазы полёта (правильная работа рук, ног). Задача третьего недельного цикла сводилась к выполнению амортизации приземлению спортсмена. Метод исправления ошибок. Четвертый недельный цикл был посвящен совершенствованию технике прыжка в целом. В пятом недельном цикле отрабатывались серии прыжков через нарты. Широко применялась круговая тренировка по методу непрерывной работы и с переключениями. Применялся игровой метод в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности. Игровой метод воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр (футбол, баскетбол и др.). Развитие прыгучести должно идти в специальном направлении в соответствии со структурой и характером усилий в каждом виде прыжка. Упражнения для развития прыгучести, выполнялись экспериментальной группой. Упражнения прыгуна можно разделить на общие и специальные. Те и другие выполняются с отягощениями и без них. Используя отягощения, следует учитывать уровень двигательной подготовленности спортсмена, для новичков они не должны превышать 3–4% собственного веса, а для спортсменов разрядников – 4–5%. Не рекомендуется использовать отягощения при прыжках через планку. Упражнения с ними дают в таком количестве, чтобы при прыжках не искажалась основная структура движения (они должны составлять не более 20–25% общего времени занятия). Количество упражнений во время тренировок увеличивается, а во время непосредственной подготовки к соревнованиям уменьшается.
Прыжковые упражнения без отягощения.
Почти все общие и специальные прыжковые упражнения без отягощения могут (при достаточном уровне физической подготовленности спортсменов) применяться во всех возрастных группах.
1. Прыжки через барьеры, набивные мячи на одной и двух ногах – 3–4 серии по 10–15 прыжков. Высота барьеров зависит от подготовленности группы. 2. Прыжки с ноги на ногу (на мягком грунте, дорожке из матов, песке) – 3–4 серии по 10–15 прыжков. 3. Прыжки вверх по ступенькам лестницы по очереди на каждой ноге. Начинать с 20–30 прыжков, постепенно увеличивая их количество. 4. Спрыгивание с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх – 2–3 серии по 8–10 раз. 5. Различные прыжки со скакалкой – до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20–30 раз в подходе. 6. Выпрыгивания одной ногой с места, доставая высоко расположенные предметы рукой, головой, плечом. 7. Прыжки на двух ногах (на мягком грунте) с продвижением вперед и подтягиванием коленей к груди – 3–4 серии по 7–15 прыжков. 8. Выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков. 9. Выпрыгивания из полуприседа на одной и другой ноге – 2–3 серии по 20–30 прыжков на каждой ноге.
Прыжковые упражнения с отягощением.
1. Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с отягощением на плечах – 3–4 серии по 8–10 прыжков. Вес груза (мешок с песком, гриф от штанги или специальный пояс) – не более 30–35 кг. 2. Медленное приседание с отягощением и последующее быстрое выпрыгивание вверх – 2–3 серии по 5–7 прыжков. 3. Подскоки на двух ногах с отягощением на плечах. Особое внимание обращать на работу стопы – 2–3 серии по 15–20 прыжков. 4. Подскоки с отягощением на плечах со сменой ног в положении выпада – 3–4 серии по 5–7 раз. 5. Подскоки через скакалку с отягощением на поясе. 6. Прыжки на двух ногах (гимнастическая скамейка между ногами) с гантелями в руках, спрыгивая со скамейки и напрыгивая на нее, – 2–3 серии по 8–10 прыжков.
Специальные прыжковые упражнения без отягощения.
1. И.п. – толчковая нога впереди, маховая сзади, руки в положении замаха перед отталкиванием в прыжке в высоту. Выполняя маховое движение и отталкивание, «ударить» маховой ногой по мячу, подвешенному на высоте 130–160 см – 10–15 раз. 2. Выпрыгивая с шага вверх с одной ноги, достать головой, грудью или маховой ногой высоко расположенные предметы – 12–15 раз. 3. С разбега выпрыгивание вверх с последующим приземлением на толчковую ногу. Приземляться желательно на стопку матов высотой от 40 до 80 см. Выполнить 8–10 раз.
4. Выпрыгивание «на взлет» с одного, трех и пяти шагов разбега. Приземление на толчковую ногу. 5. Выпрыгивание вверх с одного и трех шагов разбега «на взлет» с мягкого грунта (дорожка из матов, песок). 6. Прыжки через планку с прямого разбега «на взлет» с приземлением на толчковую ногу.
Специальные прыжковые упражнения с отягощением.
1. И.п. – маховая нога на возвышении, штанга (груз) на плечах. Подскоки на толчковой ноге – по 10–15 прыжков на каждой ноге. 2. С одного шага разбега метание набивных мячей, цепляя их носком маховой ноги – по 10–15 раз каждой ногой. 3. Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты весом 1–3 кг). Основное внимание обращается на работу рук. Выполнить 12–15 попыток.
Прыжки через препятствия.
Чтобы достигнуть хороших показателей в прыжке, спортсмену необходимо развить наибольшую начальную скорость полета тела и направить ее под выгодным (оптимальным) углом. Наблюдения тренировочных занятий показали, что спортсмены плохо выталкиваются вверх, из за чего траектория полета оказывается низкой. Часто это происходит не столько из- за недостатка физических сил, сколько из-за неумения выталкиваться точно вверх. При обучении этому движению использовался ориентир – препятствие определенной высоты. В качестве препятствия использовались легкие переносные ящики длиной 120 см, высотой и шириной 60ґ44, 44ґ30 и 30ґ18 см. Устанавливалось два, три разных ящика один на другой, варьировалась высота препятствия в зависимости от подготовленности спортсмена. На 4 этапе проводилось педагогическое тестирование, после эксперимента (15.04.2015г.), (см. приложение 3,4).
Результаты исследования и их обсуждение.
Проанализировав результаты педагогического тестирования, выяснилось, что показатели в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента почти не отличаются (см. приложение 1,2). В Первенствах Тазовского района по северному многоборью (за период с 2011-2015 гг.), принимали участие обе подгруппы спортсменов. Результаты прыгунов записывались. После участия в соревнованиях более высокого уровня в Первенствах и Чемпионатах ЯНАО за этот же период повысился результат в экспериментальной группе. После участия в Первенстве России в экспериментальной группе спортсмены заняли первое, второе, два третьих места, чего не было раньше.
Выводы:

Таким образом, можно заключить следующее: данная методика обеспечивает высокие темпы роста технического мастерства прыгунов, результаты позволяют прогнозировать технические действия для прыгунов, вносить коррективы в процесс обучения техники и совершенствования в ней, планировать подготовку прыгуна к ответственным соревнованиям. После занятий по предложенной методике спортсмены продолжают показывать высокие результаты на Кубках России, Первенствах России и Международных турнирах. Таким образом, из результатов тестирования можно сделать вывод, что данная методика эффективна для освоения технической подготовки, и подходит к условиям Крайнего Севера. Задача тренера на занятиях по северному многоборью, не вытягивать всех до среднего уровня, а больше работать индивидуально, с сильными спортсменами. Больше всего происходит отсев, когда становится неинтересно тренироваться сильным спортсменам. В группе должен быть 1-2 лидера.
Практические рекомендации:
1. Упражнения общефизического характера желательно давать в конце тренировки, в связи с тем, что после упражнений на силу занимающиеся трудно усваивают технику; 2. Последовательность в обучении может быть различной, это зависит от опыта и профессионального мастерства тренера; 3. В связи с тем, что в программе технической подготовки много сложных элементов, необходимо широко использовать подготовительные и подводящие упражнения. 4. Возможно выполнение различных элементов в сочетаниях и комбинациях.
Список использованной литературы:
1. Абсалямов Г.Ш. – Национальные виды спорта в РСФСР. – М., 1967. 2. Аванесов В.У. Экспериментальное обоснование системы использования средств восстановления работоспособности в учебно-тренировочном процессе: Автореф. дис. кан. пед. наук. М., ВНИИФК, 1973. 3. Агаджанян Н.А., Кайков А.Ю. Резервы нашего организма. – М., 1990. 4. Акилов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни –
цель обучения в системе физкультурного образования // Физическая культура в школе. – 1993. - № 9-10. – с. 10. 5. Базанов А.Г., Певгова Л.В. – Игры детей народов Крайнего Севера. – Л., 1949. 6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. – М., 2000. 8. Гуревич И.А. – Круговая тренировка при развитии физических качеств. 3-е изд. перераб. и доп. – Минск: Высшая школа, 1985. 9. Единая Всероссийская Классификация по национальным видам спорта северного многоборья. – М., 2002. 10. Зуев В.Н. – Управление системой соревнований в северном многоборье. - Омск 1996. – 171 с.125 11. Станкин М.И. Учитель физической культуры: Личность, общение. – М.: А.П.О., 1993. – 160 с. 12. Трещалин Б.И. Формируя навыки самостоятельности //Физкультура в школе. -1993.-№ 3.– с. 20 13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. – М., 2000. 14. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т. – М., 1963
5. Методы, применяемые в обучении прыжкам через нарты.
В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядным. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений. К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо- ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия. К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств. Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом и по частям. Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта. При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения. При применении целостно-конструктивного и расчлененно- конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется
общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов — непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха. При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном — варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать или неоднократно изменяться. Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности. Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта. В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м один круг проходится с результатом 45 с., следующий — свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий — с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является про бегание на лыжах 20 км с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.
Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х400; 10 х 1000 м — в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3x60 м с максимальной скоростью, отдых — 3—5 мин, 30 м — с ходу с максимальной скоростью, медленный бег — 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины либо стандартной длины при возрастающей скорости. Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты. Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий. В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не

только для начального обучения движениям или избирательного

воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного

совершенствования двигательной деятельности в усложненных

условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие

качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота

ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого

педагога он служит также весьма действенным методом воспитания

коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других

нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха,

переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с

целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и

восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня

подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных

подвижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально

организованную соревновательную деятельность, которая в данном

случае выступает в качестве оптимального способа повышения

эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода

связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим


и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в

деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует

адаптационные процессы, обеспечивает интегральное

совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко

варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы

максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей

мере способствуют решению поставленных задач.
Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными. В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие: — соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях; — соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников; — проведение серии схваток или боев с относительно небольшими паузами отдыха против нескольких соперников; — соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы. Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: — планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах; — уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах; — упрощением соревновательной программы в сложно- координационных видах; — использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях; — уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе; — применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество — он стартует несколько впереди других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах и т. п. Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

ИГРОВОЙ
метод характеризуется организацией двигательной деятельности в виде игры, т.е. созданием условной ситуации, в которой взаимодействие между участниками определяется некоторыми правилами. Для игрового метода характерны следующие методические особенности: 1. Сюжетная организация деятельности, которая создается специально, исходя из потребностей спортивной тренировки. Например, в игре «Борьба за мяч» в подготовительном периоде тренировки гребцов тренер определяет амплуа каждого игрока, тем самым, индивидуализируя величину нагрузки соответственно подготовленности спортсменов. 2. Разнообразие двигательной деятельности в процессе игры «игровой метод» спортивной тренировки включает различные действия (бег, метания, переноску груза, ведение мяча, преодоление препятствий и т.п.), выполняемые с высокой интенсивностью. Многообразие игровой деятельности оказывает комплексное воздействие на организм спортсмена и способствует повышению общей физической подготовки. В то же время игровой метод можно использовать с целью направленного воздействия на развитие силы, быстроты, выносливости и т.д. (игра «Пятнашки» в воде развивает быстроту движений, реакцию игроков в водное поло). 3. Разнообразие способов решения двигательной задачи. Для достижения цели (выигрыша) в игре существуют различные пути, допускаемые правилами. Высокая динамичность игры, условия внезапно меняющейся обстановки требуют от спортсмена мгновенной реакции для выбора оптимального пути решения двигательной задачи. 4. Творчество и самостоятельность, которые предопределены самим существом игры, когда каждый участник выполняет свою роль в изменчивой обстановке, имея лишь одно ограничение – его действия не должны противоречить интересам команды. Успех в игре во многом определяется умением творчески найти неожиданное для противника решение. Самостоятельность в игре определяется быстротечностью игровых ситуаций, исключающей возможность выработки коллективных решений. 5. Эмоциональность. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе игровой деятельности, отвлекают внимание спортсмена от ощущения усталости. Это, с одной стороны, может быть использовано для увеличения объема нагрузки, с другой – создает благоприятный эмоциональный фон в процессе тренировочных воздействий и снимает монотонность в работе.
6. Воспитание моральных и волевых качеств. В условиях игровой

ситуации, когда сталкиваются противоположные интересы и возникают

игровые «конфликты», подчинение личных интересов интересам

команды является сильным воспитывающим средством.
Упражнения для развития прыгучести.
Современные высокие спортивные результаты в прыжках в длину и

в высоту способны показывать только спортсмены, отлично

подготовленные, обладающие высоким уровнем прыгучести. Развитие

прыгучести должно идти в специальном направлении в соответствии со


структурой и характером усилий в каждом виде прыжка.
Упражнения прыгуна можно разделить на общие и специальные. Те и другие выполняются с отягощениями и без них. Используя отягощения, следует учитывать уровень двигательной подготовленности спортсмена. Например, для новичков они не должны превышать 3–4% собственного веса, а для спортсменов разрядников – 4–5%. Не рекомендуется использовать отягощения при прыжках через планку. Упражнения с ними дают в таком количестве, чтобы при прыжках не искажалась основная структура движения (они должны составлять не более 20–25% общего времени занятия). Здесь приведены лишь некоторые упражнения для развития прыгучести – в зависимости от поставленной задачи их можно усложнить или облегчить. Количество этих упражнений во время тренировок увеличивается, а во время непосредственной подготовки к соревнованиям уменьшается.
Прыжковые упражнения без отягощения
Почти все общие и специальные прыжковые упражнения без отягощения могут (при достаточном уровне физической подготовленности учеников) применяться во всех возрастных группах. 1. Прыжки через барьеры, набивные мячи на одной и двух ногах – 3–4 серии по 10–15 прыжков. Высота барьеров зависит от подготовленности группы. 2. Прыжки с ноги на ногу (на мягком грунте, дорожке из матов, песке) – 3–4 серии по 10–15 прыжков. 3. Прыжки вверх по ступенькам лестницы по очереди на каждой ноге. Начинать с 20–30 прыжков, постепенно увеличивая их количество. 4. Спрыгивание с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх – 2–3 серии по 8–10 раз. 5. Различные прыжки со скакалкой – до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20–30 раз в подходе. 6. Выпрыгивания одной ногой с места, доставая высоко расположенные предметы рукой, головой, плечом. 7. Прыжки на двух ногах (на мягком грунте) с продвижением вперед и подтягиванием коленей к груди – 3–4 серии по 7–15 прыжков. 8. Выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков. 9. Выпрыгивания из полуприседа на одной и другой ноге – 2–3 серии по 20–30 прыжков на каждой ноге.
Прыжковые упражнения с отягощением
Упражнения с отягощениями рекомендуется использовать с 13–14 лет, а остальные – с 15–16 лет. Однако если физическое развитие и двигательная подготовленность детей находятся на высоком уровне, упражнения с отягощением можно давать на 1–2 года раньше.
1. Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с отягощением на плечах – 3–4 серии по 8–10 прыжков. Вес груза (мешок с песком, гриф от штанги или специальный пояс) – не более 30–35 кг. 2. Медленное приседание с отягощением и последующее быстрое выпрыгивание вверх – 2–3 серии по 5–7 прыжков. 3. Подскоки на двух ногах с отягощением на плечах. Особое внимание обращать на работу стопы – 2–3 серии по 15–20 прыжков. 4. Подскоки с отягощением на плечах со сменой ног в положении выпада – 3–4 серии по 5–7 раз. 5. Подскоки через скакалку с отягощением на поясе. 6. Прыжки на двух ногах (гимнастическая скамейка между ногами) с гантелями в руках, спрыгивая со скамейки и запрыгивая на нее, – 2–3 серии по 8–10 прыжков.
Специальные прыжковые упражнения без отягощения
1. И.п. – толчковая нога впереди, маховая сзади, руки в положении замаха перед отталкиванием в прыжке в высоту. Выполняя маховое движение и отталкивание, «ударить» маховой ногой по мячу, подвешенному на высоте 130–160 см – 10–15 раз. 2. Выпрыгивая с шага вверх с одной ноги, достать головой, грудью или маховой ногой высоко расположенные предметы – 12–15 раз. 3. С разбега выпрыгивание вверх с последующим приземлением на толчковую ногу. Приземляться желательно на стопку матов высотой от 40 до 80 см. Выполнить 8–10 раз. 4. Выпрыгивание «на взлет» с одного, трех и пяти шагов разбега. Приземление на толчковую ногу. 5. Выпрыгивание вверх с одного и трех шагов разбега «на взлет» с мягкого грунта (дорожка из матов, песок). 6. Прыжки через планку с прямого разбега «на взлет» с приземлением на толчковую ногу.
Специальные прыжковые упражнения с отягощением
1. И.п. – маховая нога на возвышении, штанга (груз) на плечах. Подскоки на толчковой ноге – по 10–15 прыжков на каждой ноге. 2. С одного шага разбега метание набивных мячей, цепляя их носком маховой ноги – по 10–15 раз каждой ногой. 3. Серийные прыжки «на взлет» с одного и трех шагов разбега (на предплечьях обеих рук манжеты весом 1–3 кг). Основное внимание обращается на работу рук. Выполнить 12–15 попыток.
Прыжки через препятствия
Чтобы достигнуть хороших показателей в прыжке, ученику необходимо развить наибольшую начальную скорость полета тела и направить ее под выгодным (оптимальным) углом к горизонту. Наблюдения показали, что ученики плохо выталкиваются вверх, из-за чего траектория полета оказывается низкой. Часто это происходит не столько из-за недостатка физических сил, сколько из-за неумения выталкиваться точно вверх. При обучении этому движению целесообразно использовать
ориентир – препятствие определенной высоты, устанавливаемое между бруском для толчка и местом приземления (примерно посередине). В момент прыжка в длину с разбега надо пролететь над препятствием. Это в значительной степени мобилизует ученика, заставляя отталкиваться не только в длину, но и в высоту. В качестве препятствия можно использовать легкие переносные ящики длиной 120 см, высотой и шириной 60ґ44, 44ґ30 и 30ґ18 см. Установив два - три разных ящика один на другой, можно варьировать высоту препятствия в зависимости от его подготовленности. Но эту высоту надо предварительно рассчитать. Сделать это можно так: Определим скорость разбега V в момент толчка. Средняя скорость бега с ходу на 10, 20 и 30 м и будет равна величине V в момент толчка. Затем произведем математический расчет и получим величину оптимальной высоты препятствия (табл. 1). Таблица 1
Зависимости высоты препятствия H от скорости бега при

отталкивании V и длины прыжка S
V (м/сек) S (см) H (см) 5,0 350–370 60 380–420 78 430–470 99 480–500 122 5,5 380–400 60 430–460 78 480–500 99 6,0 350–380 44 410–430 60 470–490 78 6,5 390–400 44 440–470 60 500–520 78 7,0 350–360 30 410–430 44 480–500 60 7,5 370–380 30 440–460 44 8,0 390–410 30 470–490 44 8,5 420–440 30 500–520 44 Из таблицы видно, что при V = 6 м/сек., например, надо устанавливать различную высоту ящиков Н, с тем чтобы ученик мог прыгнуть на требуемую длину S. Так, если Н = 44 см, ожидаемый результат S = 350–380 см; если Н = 60 см, S = 410–430 см; если Н = 78 см, S = 470–490 см.
При использовании игрового метода в тренировке применяют спортивные игры по упрощенным правилам, подвижные игры, эстафеты. Игровой метод может применяться на любом этапе круглогодичной тренировки. Но чаще всего используют в подготовительном периоде. Если в подготовительном периоде игровой метод применяется с целью повышения функциональных возможностей организма и развития двигательных способностей, то в переходном периоде – для «переключения» на другой вид деятельности, как средство активного отдыха и для поддержания необходимого уровня функциональной и физической подготовленности. Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционные северные ремесла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство. Вместе с ними зарождались и национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональные мастерство, необходимое в быту северян. На протяжении последних 20 лет в северных районах России стали популярными национальные виды спорта северного многоборья, в которых принимают участие и обучающиеся в школах. Тема: Освоение техники национальных видов спорта (северное многоборье) для учащихся 9-10 классов. Цель: Пропаганда северного многоборья, развития мотивации учащихся к участию в национальных видах спорта, воспитание физической крепости, развитие ловкости, развитие силы, координации движений, быстроты реакции. Задачи:1. Овладение навыками подготовки прыгуна, специально- подготовленные упражнения бегуна. 2. Обучение прыжкам через нарты. 3. Овладение техникой метания топора на дальность. 4. Дальнейшее обучение тройным прыжкам. 5.Регулярные метания тынзяна в цель. Ход мероприятия: Северное многоборье - технически сложный вид спорта, возникший на основе особенностей, труда и обитания коренных жителей севера. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционные северные ремесла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство, Вместе с ними зарождались и национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство, необходимое в быту северян. На протяжении последних 20 лет в северных районах России стали популярными национальные виды спорта северного многоборья, в которых принимают участие и обучающиеся в школах. Сегодня ребята мы с вами поучаствуем в этом. Прыжки через нарты. Задачи: 1. Обучить безостановочному преодолению двух-трех нарт.
2. Освоить технику приземления между нартами. 3. Обучить отдельно поворот-прыжок. Обучить технике взятия 1,2,3 и т.д. нарт. 4. Обучить техники перехода через нарту. 5. Обучить технике прыжков через нарты в цикле. Использование подводящих упражнений: 1. Повторять прыжки в длину с разбега и высоту с разбега. 2. Прыжки через гимнастические палки, скамейки, мячи, с одновременным отталкиванием с двух ног. 3. Прыжки на одной ноге через препятствия (с добавлением многоскоков). 4. Повторять имитационные прыжки через мячи, гимнастические скамейки с последующим бегом по кругу на дистанцию до 100 м с отдыхом между прыжками до 3-5 минут. Пример: (бег по залу 3 круга и отдых 3 мин.) - 10 мячей (нарт) – бег по залу (3 круга) (количество зависит от учащихся) – отдых 3 мин. - 20 мячей (нарт) (с поворотом в обратном направлении)- бег по залу (3 круга) - отдых 3 мин. -30 мячей нарт - (10х10х10) – бег по залу (3 круга), отдых- 3 мин. -40 мячей (нарт) – (10х10х10х10) – бег по залу, отдых- 3 мин. - 50 мячей (нарт)- (10х10х10х10х10) – бег по залу, отдых- 3 мин. и т. д. 5. Бег до 1 км. С грузом (меняя темп бега на разных отрезках дистанции). 6. Соревновательные лыжные прогулки. 7. Спортивные игры. Метание топора на дальность. Применять на тренировочных занятиях по национальным видам. Указать сходство этого вида с метанием гранаты по общешкольной программе, но и указать различие и опасность данного снаряда. Задачи: 1. Обучить держанию рукоятки с указанием ошибок при выпуске топора. 2. Обучить броску топора с места. 3. Обучить броску топора с разбега. Что необходимо знать при обучении: - выполнять броски с поднятой руки вверх. Держать топор лезвием вперед. Из исходного положения ноги врозь, стоять лицом по направлению метания. При метании добиваться отведения туловища назад и переноса веса тела на сзади отставленную ногу. При броске вес тела переносится на ногу, оставленную вперед. - при обучении метания топора с разбега обращать внимание и на небыстрый разбег и на ускорение в последних шагах до линии броска. - при отведении топора не обходимо внимание на то, чтобы кисть держалась вправо. Использование подводящих упражнений: 1. прыжки на одной, на двух ногах с продвижением вперед. Дистанция – 50,100,150 и 200 метров.
2. Сгибание и разгибание рук, лежа на гимнастической скамейке или на полу у стенки. 3. Стойки на лопатках, на голове, на руках. 4. Перетягивание палки, сидя на полу по парам одной и двумя руками, опираясь о ступни партнера. 5. Метание набивных мячей в цель и на расстояние. 6. Упражнение со штангой, с набивными мячами. 7. Упражнения на перекладине, на гимнастической стенке. 8. Парные силовые упражнения. 9. Беговые упражнения с грузом и без груза на дистанции 30 и 60 метров. Метание тынзяна на хорей. Вместо тынзяна можно использовать смоляные веревки, шпагат или различные фалы. Задачи: 1. Научить производить витки тынзяна для раскрытия петли. 2. Производить правильный бросок первого мотка тынзяна с костяшкой. 3. Научить свободно, выпускать второй моток тынзяна за броском первого. 4. Научить правильно, держать кисть руки при броске. Подводящие упражнения: использовать упражнения для метания топора на дальность. Использовать упражнения для национальной борьбы: захваты и приемы бросков. Бег на дистанцию 1 км и на 3 км с палкой. Задачи: 1. Научить правильно, стартовать и финишировать. 2. Научить бегу на дистанции. 3. Научить разминке перед стартом. Тройной национальный прыжок. 1.Обучить первому прыжку с места, толчком с двух ног. 2. Обучить двум прыжкам без остановки с места. 3. Обучить трем прыжкам без остановки с места. 4.Обучить разбегу для первого прыжка, толчком с двух ног. 5.Обучить двум прыжкам слитно с разбега. 6. Обучить трем прыжкам слитно с разбега. 7. Обучить правильному приземлению на каждом прыжке и технике выполнения отдельного прыжка. Тип занятий: соревновательный. Метод проведения: индивидуальный, соревновательный. Место проведения: спортивный зал. Инвентарь: гимнастические палки, нарты, мячи, рулетка, маут, хорей на треноге. Время: 14.00 № Содержание Дозировка 1 Подготовительная часть 8 мин.
1.Построение, сообщение Задач. 1 мин. Разминка 5 мин. ( уч-ся выполняет самостоятельно). 2. Перед каждым видом объявляется Последовательность участников друг За другом. 2-3 мин Основная часть. Северное многоборье 2,5 ч Прыжки через нарты нужно Перепрыгнуть как можно Больше нарт 30-40 мин. 2. Тройной прыжок одновременным Отталкиванием двух ног. Цель-дальность прыжка 20-25 мин. 3 Бег с палкой по пересеченной местности Цель - пробежать дистанцию за Короткий промежуток времени 15 мин. Метание тынзяна на хорей. Цель - как можно больше накинуть тынзяна на Хорей. 30 мин. Метание топора на дальность 30 мин. Заключительная часть 2-3 мин. Подведение итогов соревнований Определение победителей .