"Технологическая карта учебного занятия по вокалу"

Автор: Хохлова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО города Нижневартовска "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: "Технологическая карта учебного занятия по вокалу"
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта учебного занятия по вокалу

ТЕМА: «Певческое дыхание»

Педагог:
Хохлова Татьяна Владимировна.
Группа, возраст:
Егорова Виктория, первый год обучения, 9 лет.
Форма организации деятельности на занятии:
индивидуальная.
Цель занятия:
Формирование навыков певческого дыхания посредством отработки специальных упражнений.
Задачи:
1. Обучение правильному певческому дыханию 2. Развивать музыкальный слух, память, внимание. 3. Способствовать формированию культуры пения и чувства ответственности.
Термины, понятия
Певческое дыхание
Планируемые

результаты:

Предметные умения

УУД
Ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне и эмоционально на неё откликаться. Знать и правильно употреблять понятие по теме.
Личностные:
формирование интереса к вокальному, певческому искусству.
Регулятивные:
выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск на поставленный вопрос.
Познавательные:
осмысление важности и необходимости овладения правильным певческим дыханием.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, взаимодействовать с педагогом.
Организация пространства

Межпредметные

связи

Форма организации, методы и приёмы

работы

Ресурсы
История, сценическое искусство, эстетика, анатомия.
Форма организации:
индивидуальная.
Методы и приёмы:
Словесный: беседа, объяснение, вопросы к обучающейся, демонстрация комплекса упражнений для работы над певческим дыханием, разучивание песни; Наглядный: демонстрация плаката «Артикуляционный аппарат»; Практический: выполнение учебно- тренировочного материала, выполнение
Оборудование и материалы:
просторное светлое помещение, фортепиано, mp3 проигрыватель, зеркало, ноутбук.
Наглядный материал:
плакат «Артикуляционный аппарат».
исполнение песни; Стимулирующий: похвала, поощрение, подчёркивание достижений, занимательность информации.
Психолого-

педагогический

аспект
Комфортная атмосфера на занятии, утверждение радости и эмоциональной удовлетворённости от проделанной работы, ребёнок в ситуации успеха.
Личностно-

ориентированнное

общение:
Учёт индивидуальных особенностей, способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход.
I этап. Организационный (3 мин.)

Цель:

Деятельность педагога

Деятельность обучающейся

Предполагаемый результат
Установление положительного контакта 1. Приветствие обучающейся. - здравствуй, Вика. Я рада видеть тебя на занятии. Краткая беседа с обучающейся об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание положительного настроя и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей интонации его голоса. Ребёнок отвечает на вопросы. - установление положительного контакта между педагогом и обучающейся; - заинтересованность ребёнка.
II этап. Мотивационный (3 мин.)
Мотивация на дальнейшую деятельность и подготовка к сознательному усвоению нового материала - Вика, на протяжении всего учебного года, мы будем учиться петь, работать над своим голосом. Ты можешь ответить, что является важным в образовании звуков? - Правильно, певческое дыхание.
Постановка проблемной задачи:
- А зачем нам нужно работать над певческим дыханием? Предполагаемый ответ: дыхание. Предполагаемый ответ: чтобы звуки были чистые, правильные и песня хорошо звучала. - принятие обучающейся цели занятия; - готовность к выполнению заданий.
- Правильно, сегодня на занятии мы поработаем над певческим дыханием.
III этап. Основной (29 мин.)
Усвоение новых знаний и способов действий: ознакомление с правильным певческим дыханием, разучивание дыхательных упражнений Цель наших занятий - научиться красиво и правильно петь, а для того, чтобы петь красиво, естественно и непринуждённо, существуют определённые правила. - Вика, какие правила пения ты знаешь? - Правильно Вика, молодец, наша цель сегодня – научиться распределять дыхание на всю музыкальную фразу. Мы узнаем, какую важную роль выполняет дыхание в пении. Когда мы хотим произнести какую- либо фразу, то делаем вдох, набирая воздух, и говорим до тех пор, пока воздух не кончится. Тогда мы снова делаем вдох и продолжаем говорить. Чтобы спеть музыкальную фразу, нам также необходимо набрать побольше воздуха и постараться как можно дольше задержать его. Особенность состоит в том, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если делать много вдохов, то мелодия будет прерывистая, как будто разорвана на кусочки. - Вика, давай начнём наше занятие с разминки: Предполагаемый ответ: во время пения, спина должна быть прямой; петь легко, при дыхании не поднимать плечи. Обучающаяся повторяет за педагогом упражнения и выполняет - правильные ответы обучающейся;
- упражнение «щёточка» - языком вокруг зубов; - «ящичек» - нижнюю челюсть выдвигаем и задвигаем; - «качели» - нижнюю челюсть раскачиваем; - «пятачок - улыбочка»; - «слоник»; - «канючим» - вибрация губ –А…АО…АОУ; - «скрипим» - А,О,У,Э,И; - погреем руки дыханием; - «крик чаек» - А!А!А!. Умница, хорошо выполнила упражнения. Зачем мы делаем эти упражнения? Правильно, а какая тема нашего занятия? Какие ещё нужно сделать упражнения перед пением? Зачем нам это нужно? Верно, а правильное певческое дыхание начинается с правильной осанки. Встанем прямо, не напрягаемся, голову держим прямо. Вдох певца должен быть небольшим, спокойным, не поднимая плеч. Запомни – вдох, как в разговоре, так и в пении делается в начале фразы и после её окончания. В середине фразы во время пения нужно стараться удержать дыхание. - Вика, давай сделаем такой вдох. Поставь руки на рёбра, сделай глубокий самостоятельно. Предполагаемый ответ: чтобы подготовить свой голосовой аппарат к пению. Предполагаемый ответ: певческое дыхание. Предполагаемый ответ: дыхательные упражнения. Предполагаемый ответ: чтобы научиться владеть своим дыханием во время пения. Обучающаяся выполняет задания. - выполнение задания в соответствии с целью; - умение слушать и взаимодействовать с педагогом; - сформировано представление о голосовом аппарате; - сформировано представление о певческом дыхании; - правильно берётся
вдох. - Какие ощущения ты испытываешь при певческом вдохе? Если чувствуешь расширение пояса и рёбер, значит, делаешь вдох правильно. После вдоха, перед началом пения следует сделать задержку дыхания. Попробуем, делаем спокойный и незаметный вдох, на мгновение затаим дыхание. Вика, запомнила, как правильно брать дыхание, а теперь давай всё это закрепим и сделаем несколько дыхательных упражнений: - вдох через нос – выдох через рот; - медленный глубокий вдох – краткий, резкий выдох; - выдох несколькими равными толчками; - задержка дыхания – на выдохе считать от 1до 10; - «Надоедливый комар». Умница, а теперь распоёмся, в процессе распевания следи за своим певческим дыханием и за моей рукой – я буду тебе дирижировать. Я, произношу коротко «раз» и одновременно поднимаю руку, а ты делаешь вдох и задерживаешь дыхание. Вдох берёшь бесшумно, носом, рот закрыт, дыхание держишь до тех пор, пока я не опущу руку и не скажу медленно «два-а-а». Плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. И запомни, если я поднимаю руку медленно – делаешь плавный вдох, если Предполагаемый ответ: ощущение, что нижние ребра немного расходятся. Обучающаяся выполняет упражнение. Обучающаяся выполняет упражнения. дыхание; - накопление вокальных умений и навыков;
быстро – короткий вдох. Встань ровно, вдох, задержка дыхания. Вокальные упражнения на гласные, слоги и т.д. Отлично, чувствуешь, как разогрелся твой голосовой аппарат? А сейчас поработаем над произведением В. Шаинского «Улыбка». - Вика, скажи, какой характер у этого произведения? - О чём это произведение? -На каком штрихе исполняется это произведение? - Что означает легато? - Вика, давай поработаем над первым куплетом, не забудь о певческом дыхании. В процессе работы над произведением педагог во взаимодействии с ребёнком анализирует исполнение, если были ошибки – исправляет, контролирует взятие правильного певческого дыхания; проводится работа над выразительностью исполнения и над звуком. Обучающаяся выполняет упражнения. Ответ обучающейся. Предполагаемый ответ: спокойный, ласковый, добрый и светлый. Предполагаемый ответ: об отношении к окружающим. Предполагаемый ответ: легато. Предполагаемый ответ: плавно, связно. Работа над 1-м куплетом произведения (добиваться звучания на опоре, дыхание по фразам, штрих легато; аналогичная работа со 2-м, 3- м куплетами). Взаимодействие с педагогом. - овладение вокальными навыками и умениями; - постановка правильного певческого дыхания.
IV этап. Заключительный (5 мин.)
Подведение итога занятия, рефлексия своей деятельности - Молодец, Вика, тебе понравилось занятие, было интересно? Как ты сама оцениваешь свои достижения на сегодняшнем занятии. Ответы обучающейся. - самооценка обучающейся деятельности на занятии, уровня успешности освоения нового материала;
Давай подведём итоги нашего занятия. Над чем мы сегодня работали? - Что значит певческое дыхание? - Зачем певцу владеть этим навыком? - Правильно, дома перед зеркалом потренируйся, поработай над своим певческим вдохом. На следующем занятии мы продолжим осваивать правильное певческое дыхание. Занятие закончено, благодарю за работу. До свидания. Предполагаемый ответ: над певческим дыханием. Предполагаемый ответ: это бесшумный вдох и умение держать его до конца фразы. Предполагаемый ответ: чтобы петь чисто, правильно, выразительно. - проявление у обучающейся желания продолжать заниматься вокал и совершенствоваться в избранной деятельности.
Литература
1. Абрамян Г.В. Солнечный круг: музыкальная азбука. – М.: изд-во «малыш», 1985. 2. Анекеева З.И., Анекееев Ф.Н. Как развить певческий голос. Кишинёв «ШТИНЦА», 1981. 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приёмы развития голоса. М., 2007. 4. Варламов А.Е. Полная школа пения. М. 5. Дмитриева Л. Основы вокальной методики. «Музыка» 1968. 6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. «Лань», 2000. 7. Сафронова О.Л. Хрестоматия для вокалистов. Распевки.