"Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"

Автор: Суркова Ольга Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 13"
Населённый пункт: город Петрозаводск Республика Карелия
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Здоровье человека — достаточно актуальная для всех времен и народов тема, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. И одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Слова «здоровый ребенок – здоровое будущее» для всех нас не просто лозунг, а проблема, которую мы пытаемся решать. Этим обусловлен выбор моей методической темы:
«
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы». Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать поученные знания в повседневной жизни. Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать элементы здоровьесбережения. Например, в начале урока записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. (Береги платье снову, а здоровье смолоду, Здоровье и труд рядом идут, Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки и т. д.) Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: вводить игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, словарный диктант со следующим набором слов: заняться баскетболом, зажечь олимпийский огонь, укреплять здоровье, любить гимнастику и другие. На уроках развития речи учащиеся пишут сочинение по здоровому образу жизни на темы
«Любимый вид спорта», «Что значит быть здоровым?», «Нам от болезней всех полезней». На уроках литературы также уделяется внимание педагогике здоровья. Так, например, при изучении темы «Мифы Древней Греции» на примере подвигов Геракла обращается внимание на формирование таких важных качеств характера, как выносливость, стойкость, сила, смекалка и ум, которые отражают нравственные ценности человека. Знакомство с жанрами фольклора дает возможность подбора пословиц и поговорок не только о Родине, дружбе, семье, но и о здоровом образе жизни.
Примеры заданий:

1. Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные

для здоровья.
Жарен(нн)ые грибы, поджарен(нн)ый картофель, жарен(нн)ый с рисом индюк, мочен(нн)ые яблоки, мочен(нн)ая в кадке капуста, копчен(нн)ая колбаса, копчен(нн)ый в углях окорок. Вспомните правило правописания Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
2. Представьте, что вы хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте ассортимент

товаров вашего магазина.

3. Пофантазируйте и сочините «вредные» советы на следующие темы:
«Как заболеть простудой», «Как быстро состариться», «Как стать близоруким».
4. Индивидуальная работа с текстом

Задание:
прочитайте тексты, спишите любые два из них, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Здоровье состояние любого живого организма при котором он в целом и все его органы способны полностью вып…лнять свои функции. Это отсутствие (недуга), болезни. Здоровье - это наивысшее из всех благ. Люди знали уже давно здоровье это самое дорогое что мы имеем. Философы древности оценивали наше здоровье как (не)заменимый элемент добр…детельности человека которую средн…вековые схоласты рассматривали как дорогу к Богу. Здоровье это состояние полного физического психологического и с…циального благополучия, а (не) просто отсутствие болезни и физических (не)достатков. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье так: Здоровье степень в которой человек может р…ализовать свои ж…лания и уд…влетворять свои п…требности... Определение в китайской медицине: Здоровье это способность организма быстро пр…спосабливаться к окружающей среде..,.
5. Задание:
прочитайте текст, озаглавьте его, спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Британские и…ледователи док…зали, что еда (на) бегу приводит к перееданию и ожирению. (Не)обходимо переж…вывать пищу тщательно, насл…ждаясь ее вкусом. (Не)сколько минут (не) нарушат расписание, но сохр…нят зд…ровье. Включить в расписание двадцать дополнительных секунд на каждый кусочек пищи это (не)обходимое время для здоровья.
6. Задание:
прочитайте текст, затем спишите его, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. В летнюю пору ч…сты укусы нас…комых пч…л, ос, шм…лей, к…маров. В местах укуса по…вляются кр…снота отечность. Человек жалуется на боли, ж…ение, зуд. Не…бходимо ост…рожно уд…лить жало нас…комого и нал…жить х…лодный к…мпресс или п…вязку с нашатырным спиртом. Хор…шо пом…гает при укусах нас…комых бальзам” Зол…тая зв… зда”. Применяя такие формы работы, используя приемы, влияющие на интерес к учебному материалу, вы создадите комфортные психологические условия для обучения и воспитания, что является основой здоровьесбережения. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. – Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».