"Воспитание экологической культуры, духовности детей и взрослых. Организация экологического всеобуча."

Автор: Радаева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 80 "Песенка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Воспитание экологической культуры, духовности детей и взрослых. Организация экологического всеобуча."
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воспитание экологической культуры, духовности детей и взрослых. Организация экологического всеобуча. Радаева Н.В. (воспитатель, МБУ детский сад № 80 «Песенка», г.о. Тольятти) В переводе с древнегреческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Одна из задач государственной политики в области охраны окружающей среды состоит в экологическом воспитании населения. Концепция непрерывного экологического воспитания и образования предусматривает определение задач и разработку содержания экологического образования граждан на всех уровнях, в том числе и дошкольном. Вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста решаются в процессе формирования у них начал экологической культуры, любви и уважения к природе, умения беречь и сохранять объекты окружающего мира. И.Д. Зверев в своей работе «Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии» рассматривает экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Г.А. Ягодин в статье «Воспитать гражданина планеты» писал о том, что экологическое образование «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не нарушая этом основ развития и жизни следующих поколений людей.
С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». Таким образом, под экологической культурой, мы понимаем совокупность экологического сознания, экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности. Компетентность, мы рассматриваем как результат образования, выражающийся в овладении детьми определенным набором способов деятельности, в опыте присвоения деятельности. Главной целью экологического образования в нашем дошкольном учреждении является формирование экологической культуры и ключевых компетентностей воспитанников. В соответствии с этим выделяем основные задачи экологического образования: • воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; • формирование знаний о природе; • развитие сопереживания к бедам природы, желания ее сохранять. Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологически культурной личности. В этом возрасте ребенок выделяет себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывается сопереживание к природе, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний не являются самоцелью - они необходимые условия для: • выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к миру; • формирования ключевых компетентностей детей (технологической, информационной, социально - коммуникативной).
Формирование экологической культуры и ключевых компетентностей дошкольников невозможно без активного просвещения и привлечения родителей к педагогическому процессу. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, позволит сделать его более эффективным. Важнейшим условием будет единство требований, дошкольного учреждения и родителей к ребенку. Общность воспитания в детском саду и дома - даст положительные результаты в процессе формирования личности дошкольника. Сегодня, когда экологические проблемы приобрели характер настолько масштабный, что стали одной из глобальных проблем человечества, ДОУ обозначает экологическое просвещение родителей одним из основных направлений своей деятельности. Для того, чтобы родители активно включались в процесс воспитания следует организовать экологический всеобуч, причем не только для родителей, но и для воспитателей. Повышение квалификации по основам экологии будет эффективнее, если воспитатели и родители поймут сами и смогут объяснить детям, какие экологические факторы определяют жизнедеятельность растений и животных, которые их окружают. Правильно построенная и практически подкрепленная система обучения формирует экологическое мышление взрослых, развивает их экологическое сознание, культуру видения и использования природы, поднимает уровень духовности, позволяет понять глобальные экологические проблемы Земли. У родителей уже сформировано мировоззрение, интерес сводится в основном на обучении ребенка, наша задача через совместные мероприятия с ребенком и родителями, на основе личностно значимой проблематики изменить пренебрежительное и потребительское отношение к природе. Большое внимание уделяем совместной деятельности детей и взрослых, это способствует сближению родителей, детей и педагогов. Невозможно воспитать у дошкольников начал экологической культуры без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном и образовательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской
личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, семья - первый институт социализации, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Поэтому основная составная часть работы нашего дошкольного учреждения - пропаганда экологических знаний среди родителей. Только активная двусторонняя связь может развить интерес детей к познанию окружающего мира. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями. Важно объяснить родителям задачи экологического образования и попытаться совместными усилиями решить их. Реализация цели достигается в атмосфере доброжелательности, заинтересованности идеей каждого родителя, поддержки творческих усилий семьи. Пропаганда экологических знаний среди родителей осуществляется через следующие формы: 1. Для изучения воспитательных возможностей детского сада и семьи в нашем ДОУ проводятся: • ребенком и родителями, на основе личностно значимой проблематики изменить пренебрежительное и потребительское отношение к природе. Большое внимание уделяем совместной деятельности детей и взрослых, это способствует сближению «плохой» экологии на здоровье детей, воспитание трудолюбия, духовности в процессе ухода за живой природой и другие; • анкетирование родителей по вопросам знаний об экологии, умений отличать растения и животных по характерным признакам и другие;
• сочинения на темы «Если бы я был волшебником...», «Что я могу сделать для улучшения экологии детского сада» и другие; • «Дни открытых дверей». Для просвещенческого взаимодействие с родителями проводятся: • индивидуальные беседы по вопросам экологического воспитания детей, взаимодействия семьи и группы с целью улучшения экологии ДОУ и другие; • консультации на самые разные темы экологического воспитания, просвещения и проблем экологии региона и страны в целом; • родительские встречи с показом и совместным участием детей, родителей и педагогов (например, вариантов дидактических, подвижных, музыкальных игр экологической направленности; с вариантами поделок из природного и бросового материала); • стенды, посвященные памятным датам экологического содержания с описанием (например «Всемирный день Воды», «Всемирный день Земли», «Всемирный день Птиц» и прочее); • буклеты природоохранного содержания; • выпуск плакатов природоохранного содержания (например «Сохраним животных Самарской области», «Сохраним редкие растения Самарской области» и другие); • выпуск рукописных газет на темы: мои домашние любимцы, мы исследователи, как вести себя на природе и другие; • выставки детских и совместных с родителями работ к памятным датам, выставка фотографий на экологическую тему (например: «Их беда наша вина», «Пейзаж», «Птичий базар», «Предотвратим экологическую катастрофу», «Улыбнитесь с нами», «Семья и природа», «Удачливый дачник», «Взгляд на мир насекомых», «Я люблю мир животных»). 3. Для экологического образования родителей проводятся: • «Экологический всеобуч» - школа экологической культуры; • лекции, семинары для родителей с участием воспитателей - экологов города, сотрудников В ООП, администрации города;
• совместные беседы, викторины о проблемах экологии и возможности их решения; • практические занятия с родителями разнообразной экологической направленности; • проведение Конференции. 4. Для вовлечения в совместную деятельность педагогов и родителей с детьми проводятся: • природоохранные акции (например «Елочка, сбереги иголочку», «Подари Земле цветок», «Накорми птиц», «Птицы - наши друзья», «Чистый детский сад», «Охраняйте первоцветы» и другие); • вечера, литературные чтения, викторины, посвященные памятным датам; • совместное с родителями посещение краеведческого музея; • экологические праздники и развлечения; • совместные прогулки и экскурсии на ферму, в лес, в парк и другие;
• вовлечение родителей в проектную деятельность. Следствием организации взаимодействия стало активное участие родителей в жизни детского сада. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе положительно сказывается на экологической культуре детей, родителей, педагогов. Литература: 1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений. М.: Линка - пресс, 2001. 3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996. 4. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998. 5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. 6. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001 . 7. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004. 8. Рыжова Н.А. программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа». М.: «Карапуз-дидактика», 2005. 9. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997.