"Люблю тебя, мой край родной"

Автор: Слугина Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино
Населённый пункт: с.Клявлино, Самарская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Люблю тебя, мой край родной"
Дата публикации: 23.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


CП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №2

им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ

«Люблю тебя, мой край

родной»

(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)

Подготовлен:

Слугиной Марией

Николаевной,

воспитателем СП

«Детский сад

«Аленушка» ГБОУ

СОШ №2

им.В.Маскина ж.-д.

ст.Клявлино


2015

Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному». Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников педагогического процесса: - образовательная деятельность, - опытно-экспериментальная деятельность, - игры, развлечения, - наблюдения и экскурсии, - работа с родителями, - природоохранные акции. 2

Анализ ситуации

Благоприятные факторы

Неблагоприятные факторы

Социальные
 Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников;  активность родителей в оказании помощи в работе с детьми  Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе  Разнородность социального статуса родителей.
1.3 Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно – методическое обеспечение
Наличие программ и технологий: - Основная образовательная программа дошкольного образования; - Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой; - Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». - Методическое обеспечение: учебно-методическая, подписные и периодические издания. - Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок. - Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий; - отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников.
Материально – техническая база
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати). 3
- экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений.
Проблема
Окологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы. 4
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно- познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Целеполагание.

Основная цель проекта:

Формирование системы осознанно-правильных экологических

представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста,

формирование основ экологической культуры у выпускников ДОО.

1.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
 Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.  Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;  Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; 5
 Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;  Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;  Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;  Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.  Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети

Педагоги

Родители
 У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.  Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.  У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.  Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.  Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства  Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.  Пополнится развивающая среда в группе.  Обогащение уровня экологических знаний родителей.  Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.  Создание единого воспитательно- образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.  Возможность участвовать в 6
 Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей совместных экологических проектах
3. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (сентябрь 2014 г.) 2 этап – деятельностный (сентябрь 2014 – май 2015 г.г.) 3 этап – оценочный (май 2015 г.г.) ЭТАПЫ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно- методического материала по направлению работы Сентябрь 2014 г. Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья» Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом Подбор программно- методического материала по направлению работы Подбор диагностического материала Обогащение эколого - игровой среды  Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - макет «Дары леса» - сборник экологических сказок - макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования - видеотека «Любимые питомцы» - уголок «Времена года» - дидактическая игра «Волшебный зонт» - книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» По плану 7
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки По плану Пополнение уголка природы По плану Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома По плану Проведение консультаций По плану Оформление наглядно- агитационного материала по организации экологического воспитания дома В течение года ДЕЯТЕЛЬНЫЙ Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы «Одуванчик» Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» по методике М.В. Емельяновой Сентябрь 2014г. Реализация поставленных задач Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников группы «Одуванчик» Сентябрь 2014 г. Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы По плану Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала Сентябрь 2014 г. Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки В течение года Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли» По плану Индивидуальная работа с детьми на прогулке По плану 8
Работа с педагогами Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников», Открытые занятия и мероприятия По плану Выступление на педагогическом совете По плану Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием Октябрь 2014 г. Работа с родителями Участие в акции «Спасти и сохранить» В течение года Создание экологической тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе Облагораживание и озеленение территории детского сада Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах») Посещение родителями занятий ОЦЕНОЧНЫЙ Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе Май 2015 г. Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» по методике М.В. Емельяновой Май 2015 г. Оценка эффективности работы педагога Подведение итогов работы Май 2015 г. Презентация проекта (на педагогическом совете) Май 2015 г. Определение перспектив работы Анкетирование Май 2015 9
Оценка эффективности работы с родителями Обобщение опыта семейного воспитания Апрель - май 2015 г. Фотовыставка «Красота родной природы» Май 2015 г.
4. Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:
☺ Педагоги ☺ Родители ☺ Дети ☺ Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений.
Методическое:
 теоретическая и методическая литература,  периодическая печать,  материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
10
 Интернет-сайты;  Выпуск фотоотчетов;  Публикации в газетах и журналах.
5.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой
Цель диагностики:

выявить уровень экологической воспитанности детей подготовительной

группы

Критерии сформированности

экологической воспитанности у детей:
 Познавательный интерес к природе и ее изучению;  Знания об окружающей природе;  Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;  Проявление бережного отношения к природе;  Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
 Частота проявлений бережного отношения;  В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов С (средний) - 2.6 – 3,8 баллов Н (низкий) - ниже 2,6 баллов 11

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
ВЫВОДЫ:
Проведенная с выпускниками группы в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам: - дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; - у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней, - у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь: - педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников; - родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое 12
образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно. Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя. Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них развита хорошо. По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности. Дети показали средний уровень – 65% Дети с высоким уровнем – 18 % развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем – 17 % развития выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого. 13
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы. Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей: 1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом. 2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы. 3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. 4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края. 14

ЛИТЕРАТУРА
1. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005. 2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010. 3. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003. 4. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000. 5. Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001. 6. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003. 7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 8. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002 9. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006 2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011 2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир. Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006 15
3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009 4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011. 16