"Организация и проведение мероприятий внеурочной деятельности в учреждении дополнительного образования".

Автор: Карпова Наталья Леонидовна
Должность: педагог-организатор 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи" МО г.Братска
Населённый пункт: г.Братск Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация и проведение мероприятий внеурочной деятельности в учреждении дополнительного образования".
Дата публикации: 19.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор – составитель: педагог – организатор Карпова Н.Л.
I.

ВВЕДЕНИЕ
Не принижая значимости освоения образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, можно с уверенностью заявить о важности и нужности внеурочной деятельности. Организация такой деятельности – традиционное направление функционирования МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» МО г.Братска и обусловлена стремлением наполнить свободное время учащихся. Массовые городские и традиционные мероприятия учреждения проводятся автором - педагогом - организатором ДТДиМ. Появление данной методической разработки вызвано желанием автора привести в систему свой опыт работы по данному вопросу. В разработке определен алгоритм организации и проведения мероприятий внеурочной деятельности, составлен план работы и подготовлены методические рекомендации и советы. Рекомендовано педагогам, педагогам – организаторам учреждений дополнительного образования и СОШ.
II.

КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Как – то Сергею Образцову, нашему великому кукловоду и режиссеру, журналисты задали вопрос: «Как вы готовите спектакль для детей?» - он ответил: «Сначала отвечаю на вопрос, для кого готовлю спектакль, потом отвечаю на вопрос, зачем я ставлю этот спектакль, и только потом я отвечаю на вопрос, как надо делать спектакль». Следуя этому принципу, перед началом любого мероприятия необходимо: 2.1. Определить цель мероприятия , что нужно получить в результате, для чего оно нужно организатору, ведь каждое мероприятие - это средство воспитания. Цели могут ставиться как организатору – педагогу (что именно нужно организатору через реализацию дела: – профессиональный рост, некое исследование, отработка каких-либо качеств или просто выполнение функциональных обязанностей), так и для учащихся – участников
деятельности. Цели должны быть адаптированы к возрасту, интересны, значимы для детей. Перед каждым делом, конкурсом, программой в той или иной мере нужно объяснить необходимость данного дела, пробудить мотивы, дать детям стимулы к деятельности. Цели для детей – это энергетика любого дела, чем она сильнее, тем больше существует шансов на успех.
2.2.
Определить тематику, содержание мероприятия. Мероприятие должно быть интересным и содержательным. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние . Важным фактором выступает название мероприятия - привлекательное название может многократно повысить интерес к предстоящему мероприятию и вызвать желание в нем участвовать.
2.3.
Мероприятие может быть:  диагностирующим – когда через конкурсную игровую программу, мы пытаемся узнать, что - либо о способностях, возможностях или проблемах детей,  образовательным - когда удается чему-либо научить,  тренинговым – когда удается чему-либо научить,  адаптирующим – когда через деятельность удается легче приспособиться к окружающей среде,  и просто игровым, развлекательным.
2.4.
Определить форму. Детям наиболее интересны игровые и занимательные формы , причем, независимо от возраста, которые проявляются через: физические, демонстрационные, психологические игры и тренинги, интеллектуально – творческие и социальные игры, игры – конкурсы. Именно игровые технологии предопределяют зрелищный, динамичный характер внеурочных мероприятий, их ориентацию на эмоциональное восприятие. По способу проведения это:  Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников. Это могут быть игры – забавы за столом, подвижные игры и танцы, дискотека и т.д. Мотивация участников напрямую связана, как с возрастными, так и личностными качествами. Предложенная игра должна задевать какие-либо струны души ребенка.  Конкурсная игровая программа, по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн – ринг», «Турнир знатоков» и т.п.). При подготовке могут быть задействованы как педагог, так и учащиеся.  Праздник. Трудоемкий по организации тип внеурочной деятельности. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок,
публичных выступлений. Он может быть связан с социально значимым событием или событием в жизни т/о. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников, это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника.  Игра – спектакль .В сюжет спектакля включаются игры, аттракционы. В ходе игры – спектакля дети наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля. Формы проведения - чрезвычайно многообразны. Вот лишь часть:  «Гонка». Несколько команд в течение всей игры набирают очки. Выигрывает команда, набравшая больше всех очков.  «Дуэль». В начале игры у двух команд одинаковое число участников. При проигрыше команды из ее числа удаляется один участник. Игра идет до тех пор, пока у кого-либо не закончатся игроки.  «Турнир». Тип «Брейн-ринга» - когда одна команда вызывает на «бой» всю аудиторию. Побеждает победитель последнего тура.  «Поезд». Тип игры состоящей из блоков, отдельных друг от друга, связанных лишь общей темой.  «Творец» - Главная цель игры - создание чего-либо нового, открытие загадочной картины и проч.
2.5.
Соответствие выбранного мероприятия по возрастным особенностям учащихся и их направленности. При подготовке мероприятия должны учитываться возрастные особенности учащихся и направленность творческих объединений, в которых они обучаются. Мотивация участников напрямую связана и личностными качествами. Мероприятие должно задевать какие-либо струны души ребенка . Младшие открывают мир – поэтому им больше всего нравятся познавательные или таинственные задачи. Им интересны путешествия и открытия, как реальные, так и сказочные. Средние открывают себя, им наиболее интересны задания конкурсные, которые позволяют проверить себя и свои возможности. Старшие – открывают других, им наиболее интересны задания, в которых проявляется межличностное общение, особенно с противоположным полом. Для работы со старшеклассниками наиболее удачны, так называемые, интерактивные формы. Это: дебаты, дискуссионные «качели», диспуты и т.д. Суть «интерактива» такова: ставится проблема, создается ситуация ее раскрытия с помощью ответов, рассуждений участников, делается вывод. Позиция педагога - организатора – направляющая.
2.6.
Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, викторины, интеллектуальной игры и т.п.). Четкие правила цементируют мероприятие. Особенно это важно в творческих конкурсах, при подготовке которых заранее выписываются
критерии оценки и количество баллов в каждом критерии. Например: критерий новизны, критерий массовости, критерий художественной ценности и т.д. Условия проведения мероприятия прописываются в Положении, которое является сводом правил, законов, касающихся чего- либо (время, место проведения, задания, вопросы, о награждении).
2.7.
Важно учесть:  участников (актеров, ведущих, судей и т.д.)  призовой фонд  даже бюджет данного мероприятия
III.

ПОДГОТОВКА
3.1. Дать информацию о проводимом мероприятии: довести Положения до участников мероприятия, разработать, размножить и распространить объявления, рекламу, пригласительные. 3.2. Подготовить место проведения: оформить, согласно тематике, подготовить атрибуты, декорации, места для зрителей, жюри и для подведения итогов, для переодевания участников. 3.3. Подготовить музыкальное, световое сопровождение, техническое обеспечение (микрофоны, мультимедийные проекторы и т.д.). 3.4. Приготовить реквизиты (материал для конкурсов, карточки с вопросами, жетоны и т.д.). Важную роль в подготовке и проведении мероприятия играет принцип наглядности . А это значит - ка ждое мероприятие должно быть художественно оформлено, нести смысловую нагрузку и работать на цель мероприятия. Но необходимо избегать всякого рода излишеств в оформлении, это только отвлекает внимание участников. Используемый дидактический материал может быть как раздаточным, так и в качестве дополнительной иллюстрации к мероприятию (в виде выставки, стенда, видеоролика и т.д.). 3.5. Подготовить оценочные листы. 3.6. Пригласить жюри. В состав должны входить люди компетентные, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, критерии оценки. 3.7.Подготовить призы, наградную продукцию, программу мероприятия. 3.8. По необходимости провести репетиции. 3.9. Написание сценария.
IV. ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Сценарий
– это подробная литературная разработка содержания массового мероприятия, в которой в строгой последовательности раскрывается тема.
Как писать сценарий и как делать праздники, известно, наверное, всем, кажется ничего сложного в этом нет. Если у вас работает фантазия и развито образное мышление, можно, конечно, «насобирать» выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их, чередуя стихотворения, песни, прозу - и сценарий готов. Но будет ли он полноценным, содержательным? И будут ли отзывы от коллег, что ваш сценарий проведенного мероприятия оригинален, эксклюзивен!? Что необходимо для этого? В первую очередь, изучение методики создания сценария, поиск и использование современных форм организации массовых мероприятий. К созданию сценария предъявляются определенные требования. Для полноценности сценария необходимо сочетание различных факторов: от эрудиции, образованности педагога до его личностных качеств: темперамента, ответственности и т.п. Важен поиск интересного сюжета, хода мероприятия, так называемой своей «изюминки». В зависимости от содержания и возраста участников мероприятия, могут включаться в сценарий персонажи, литературные герои, которые вносят специфический эффект в ход мероприятия. В сценарии очень важен элемент художественности, методика иллюстрирования. Это достигается через эмоционально-художественные выразительные средства - подбор иллюстративного материала, отбор художественно-изобразительных средств. Это могут быть стихотворения, инструментальная музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукции, фрагменты из фильмов, аудио- и видеозаписи, концертные номера. Использование мультимедийной технологии значительно обогатит сценарий. От выбранной темы определяется цель. Для ее достижения ставятся задачи. Определяется аудитория, форма проведения мероприятия. Погружаясь в материал, который необходим для создания сценария, необходим отбор и изучение литературы. Круг её первоначально, как правило, очень обширен, в процессе отсекается всё лишнее, необходимо отбирать из материала самое главное, быть лаконичной, не «загромождать» сценарий лишней информацией. При отборе учитывать её современность, художественную и познавательную ценность. Отобранная литература просматривается, изучается, систематизируется. Поддержкой могут выступить интернет – ресурсы, библиотека. После того, как придумано содержание, части сценария располагаются по правилам развития сюжета:  «Увертюра» – что-либо перед началом основных действий – музыка, действия ведущих и т.д.  «Завязка» – часть, где высказываются цели побуждения, происходит обоснование мероприятия.  «Основная часть» – прохождение основной части.
 «Кульминация» – самое яркое, эмоциональное напряженное место.  «Финал» – последняя точка, оценка результата.
V.

ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
V.1. Для каждого мероприятия должен быть свой регламент, это зависит от формы проведения мероприятия и от возраста участников. Следовать принципу: «игра должна закончится чуть раньше, чем она надоест». Придерживаться норматива: для дошкольников и младших школьников мероприятие должно идти 40-45 минут, для других возрастов 50-55 минут. V.2. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу их развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Если что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной. V.3. Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися. V.4. Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать. V.5. Мероприятие должно идти на мажоре, по возрастающей.
VI.

ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Успех мероприятия во многом зависит от самого ведущего. Если театр начинается с вешалки, то любое мероприятие начинается с ведущего. Ведь профессиональный ведущий - стержень любого мероприятия, создающий атмосферу торжества, праздника. VI.1. Существует несколько видов ведения мероприятий:  ведение «с листа» по строго утвержденной программе, сценарию, или протоколу;  ведение мероприятия в роли персонажа согласно сценарию;  ведение мероприятия с соведущими;  ведение мероприятия, применяя интерактивные формы: полемику, диалог, блиц -опросы. VI.2. Приемы ведущего предполагают:  владение аудиторией, которое устанавливается через эмоциональный контакт с залом и созданием благоприятной атмосферы мероприятия;  прием исполнительского мастерства: сценическое обаяние, естественность, артистизм, знания основ этикета;
 владение микрофоном, элементами техники сценической речи, вниманием, воображением, памятью, умением оценивать нестандартные ситуации  прием и мпровизационного ведения применяется при объявлении номеров, с учётом особенностей темы и формы ведения мероприятия с логическим построением связок для номеров. 6.3. При составлении программы концерта существуют определенные правила:  концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером;  если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начинаю с «классики» и постепенно переходить к современным жанрам;  нельзя ставить подряд однотипные номера;  необходимо учитывать возраст участников концерта, начинать всегда с младших детей, а заканчивать выступлениями старших.
VII. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ
Активность участников, включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в данном мероприятии. Поставленные задачи выполнены или нет? Что удалось и что следует улучшить?