"Интеграция системы дополнительного образования с колледжами, ВУЗами и предприятиями реального сектора экономики".

Автор: Серегина Ирина Викторовна
Должность: директор
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1989
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция системы дополнительного образования с колледжами, ВУЗами и предприятиями реального сектора экономики".
Дата публикации: 19.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Серегина Ирина Викторовна

Директор ГБОУ Школы № 1989 г. Москвы
SereginaIV@edu. mos. ru
Интеграция системы дополнительного образования с колледжами,

ВУЗами и предприятиями реального сектора экономики

Аннотация.
В статье описан опыт интеграции системы дополнительного образования ГБОУ Школы № 1989 с колледжами, высшими учебными заведениями и предприятиями реального сектора экономики города Москвы. Результаты сетевого взаимодействия образовательных учреждений позволяют заключить, что в современной системе образования уже со школьной скамьи необходима подготовка специалистов широкого профиля с общенаучным кругозором, формируя интеграцию системы дополнительного образования общеобразовательной школы с образовательным пространством профессиональных учебных учреждений и предприятиями реального сектора экономики.
Ключевые слова: интеграция, система дополнительного

образования, высшие учебные заведения, сетевое взаимодействие,

колледжи, договор о сотрудничестве, современная система образования.
Модернизация системы образования на сегодняшний день направлена на поиски новых форм взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание всесторонне развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», необходима сетевая форма реализации образовательных программ, основанная на взаимодействии общеобразовательных школ с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, а также с предприятиями реального сектора экономики. Интеграция подразумевает совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, направленную на обмен опытом, освоение
учебных программ, совместное выполнение проектов, поиски новых открытий, что соответствует современным требованиям ФГОС. Такая форма взаимодействия совмещена с привлечением родителей обучающихся, представителей общественности, реализацией важнейших образовательных программ города Москвы. С моей точки зрения, все формы образования не просто тесно связаны между собой, но и предполагают взаимную интеграцию. Активно развивающаяся система дополнительного образования в современной школе выполняет важную воспитательную функцию, раскрывающую творческий потенциал школьника. В настоящее время в нашем образовательном комплексе в системе дополнительного образования задействованы все обучающиеся, что, несомненно, является профилактикой детской преступности и проявления девиантных форм поведения. Проводя анализ работы системы дополнительного образования в ГБОУ Школе № 1989, было принято решение расширить рамки сотрудничества с колледжами, ВУЗами и предприятиями реальной сферы экономики города Москвы. Одной из форм реализации такого сетевого взаимодействия является сотрудничество на договорной основе. На начальном этапе взаимодействия были заключены договоры с Колледжем профессиональных технологий, Минским государственным областным лицеем, Лицеем № 1 им. Пушкина г. Бреста Республики Беларусь, Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Спортивной школой олимпийского резерва «Нагорная»» Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы Центром дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий», Московским педагогическим государственным университетом, Российским университетом дружбы народов, Московским государственным машиностроительным
университетом, а также с ОАО «Московским машиностроительным предприятием имени В.В. Чернышева. Среди основных планируемых результатов сетевого сотрудничества для обучающихся можно выделить: увеличение конкурентоспособности и мобильности на рынке труда, возможность непрерывного образования на протяжении всего периода активной трудовой деятельности. Немаловажным для школы должен стать стабильный контингент обучающихся и профессиональный ответ на вызовы экономики Москвы. Для преподавателей интеграция означает увеличение уровня профессиональной компетенции, постоянный доступ к современным технологиям и участие в образовательных проектах Департамента образования г.Москвы. В целях реализации условий договора в нашем образовательном учреждении систематически проводятся организационные собрания выпускников и их родителей, с целью ознакомления с правилами приема в ВУЗы, анкетирование старшеклассников на предмет профориентации, организуются экскурсии в колледжи и ВУЗы, посещаются дни открытых дверей. Примером сетевого сотрудничества ГБОУ Школы № 1989 является взаимодействие с колледжем профессиональных технологий и заводом им. В.В. Чернышева. Согласно соглашению о сотрудничестве, выпускники школы поступают по целевому направлению в Московский авиационный институт (МАИ), а по окончании обучения будут трудоустроены в ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», имея возможность прохождения курсов переподготовки и повышения квалификации, самообразования. Благодаря длительному и плодотворному сотрудничеству с МПГУ им. Ленина, стала возможной организация научно-образовательной площадки на базе нашей школы, где проходят курсы повышения квалификации для учителей
русского языка и литературы, различные конкурсы и мастер-классы. Традиционными стали занятия обучающихся в рамках дополнительного образования с профессором в области теории и истории русской литературы, современных методик и технологий обучения гуманитарным дисциплинам в ВУЗе и школе – Минераловой Ириной Георгиевной. Проводятся тематические лекции для старшеклассников искусствоведами и специалистами по творчеству различных писателей. Учителя гуманитарного цикла ежегодно делятся профессиональным опытом, выступая с открытыми уроками и мастер-классами на Всероссийской научно-методической конференции молодых ученых-филологов «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых». В текущем учебном году преподаватели русского и английского языков выступили с совместным проектом в г. Гранада (Испания) на Конгрессе МАПРЯЛ, являющимся крупнейшим научным событием в жизни мировой русистики. Совместно с преподавателями и студентами кафедры переводоведения Литературного института им. А.М. Горького воспитанники кружка «Основы перевода» по английскому языку ежегодно принимают участие в международных и всероссийских городских мероприятиях. Ребята являются призерами и победителями заключительного этапа межрегиональной олимпиады школьников «Евразийская лингвистическая олимпиада», а эти победы значительно упрощают поступление в 11 ведущих ВУЗов России. Обучающаяся 11-ого класса является финалисткой городского конкурса ораторов, организованного Государственным институтом русского языка им. Пушкина. Повышение мотивации школьников к научно-технической деятельности возможно только при условии реального выполнения исследовательских работ и проектов на базе оснащенных кафедр профессиональных учебных заведений.
В текущем учебном году на базе химического факультета МАМИ обучающиеся 11-го класса совместно с молодыми учеными университета выполняли проект под названием «Новая жизнь ХИТ». По инициативе ребят был заключен договор о сотрудничестве ГБОУ Школы № 1989 и единственным в стране заводом по переработке химических источников тока – компанией «Мегаполисресурс» в г. Челябинске. Результаты исследования были представлены на городском конкурсе мультимедийных и проектных работ по ресурсосбережению в рамках экологического фестиваля «Бережем планету вместе», где получил высокую оценку экспертов и жюри конкурса. Ребята выступали в ПАО «Мосэнергосбыт», как авторы одного из лучших проектов конкурса, и были награждены грамотой «Лучший проект по утилизации химических источников тока». Такие высокие результаты позволят ребятам поступать в ведущие технические вузы Москвы вне конкурсной основы. Таким образом, создаются условия, благоприятные для понимания молодыми людьми особенностей деятельности в области науки и на предприятиях реального сектора экономики города и страны. В рамках участия в образовательной программе «Университетские субботы» и «Профессиональная среда» у старшеклассников есть возможность познакомиться с различными научными направлениями и определиться с выбором дальнейшей профессии. Например, ребята принимали активное участие в мастер-классе «Как защитить свои права 16+» в Московском городском Университете управления Правительства Москвы, семинаре «Нестандартные задачи по химии – от простого к сложному» в Московском Государственном университете им. Ломоносова, образовательном проекте «Технологии «цветных революций»» в Московском государственном лингвистическом университете и т.д. Команда кружка «Утомленные школой» стали финалистами городского фестиваля игр КВН «Вернисаж профессий», прошедшего в МФЮА в рамках
профориентационного марафона «Карьерный навигатор: масштаб – город» и победителями в номинации «Лучший актер». Гордостью школы являются воспитанники спортивной секции «ВМХ», вот уже который год занимающие пьедестал почета Чемпионатов Москвы и России, финального этапа Кубка Европы по велоспорту. Ежегодно становятся призерами и победителями конкурсов городского и всероссийского уровней ребята, занимающиеся в спортивной секции «Синкёкусинкай». В этом году спортсмены из 8-х и 10-го классов стали победителями межрайонного этапа соревнований «Президентские состязания» и Всероссийского зимнего фестиваля школьников «Президентские зимние спортивные игры» среди обучающихся образовательных организаций Департамента образования города Москвы. Российский университет дружбы народов в своих стенах пятый год принимает воспитанников нашей школы, там ежегодно ребята принимают участие в семинарах, мастер-классах, лекциях в рамках образовательного проекта «Университетские субботы». Результатом совместной работы обучающихся с учеными кафедры «Экологии человека» в этом году стало исследование психофизиологических особенностей человека на приборе «Психофизиолог» и под действием работы нового прибора «Майнд-машина». С проектом «Новой школе – новые открытия» ребята стали призерами Городского конкурса научно-технического творчества «Школа будущего». Благодаря сотрудничеству с Минским государственным областным лицеем, Брестским лицеем № 1 им. Пушкина и Минским областным институтом развития образования, у обучающихся и учителей ГБОУ школы № 1989 появилась возможность представлять свои работы на международном уровне, обмениваться опытом и идеями, развивать кругозор и находить общий язык с представителями других стран. Ежегодно учителя и обучающиеся становятся победителями и призерами международных конкурсов и
конференций на базе этих образовательных учреждений, что позволяет нашим выпускникам вне конкурсной основы поступать в высшие учебные заведения Республики Беларусь. Команда ребят нашей школы под руководством учителя истории и обществознания стали участниками образовательных проектов «Открытие» и «Стратегия проектирования»
,
«Формула успеха. Управление временем» на базе учебно-реабилитационного центра «Алмаз» Российского государственного социального университета и Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий» под руководством М.Д. Шпаро. В рамках проектов ребята учатся составлять маршруты, быть более организованными и самостоятельными, добиваться поставленных целей. Они проходят курс туристской подготовки, учатся ориентироваться на местности, работать в команде, участвуют в различных тренингах, мастер-классах, тематических играх. Эти проекты позволяют сплотить команду и помогают каждому ребенку раскрыться, стать увереннее, поверить в себя, открыто взаимодействовать со студентами ВУЗов, курирующими их команды. На сегодняшний день в волонтерском центре « Лаборатория путешествий» занимаются 9 обучающихся нашей школы. Ребята учатся быть полезными соей стране, своему городу и приобретают бесценный опыт позитивной коммуникации от специалистов проекта. На VIII Открытии соревнований по зимнему туризму на Кубок Мэра Москвы среди обучающихся специальных (коррекционных) учреждений воспитанники нашей школы поддерживали команды ребят с ограниченными возможностями в качестве болельщиков, и заслуженно получили Кубок как лучшая команда болельщиков. Взаимодействие средних и высших образовательных учреждений и предприятий реальной сферы экономики должно выстраиваться на
межуровневом взаимодействии, тем самым обеспечивая непрерывистость и преемственность образования. Личностно-ориентированный подход, направленный на развитие здорового, гармоничного и адаптированного к получению профессионального образования молодого человека, на мой взгляд, - главный принцип организации системы «Школа – колледж – ВУЗ – Предприятие реального сектора экономики». А цель этой совместной работы - готовность абитуриента к поступлению в высшие учебные заведения и далее к трудоустройству, формирование профессиональной и социальной компетентности, освоение современных технологий обучения. Таким образом, подготовку специалистов широкого профиля с общенаучным кругозором необходимо проводить уже в школе, формируя интеграцию системы дополнительного образования общеобразовательной школы с образовательным пространством профессиональных учебных учреждений и предприятиями реального сектора экономики страны.
Список литературы
1) Взаимодействие школы и ВУЗа в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – Вып. 1- 4. 2) Микрюков В.Ю. Организация взаимодействия высших и средних учебных заведений в современных условиях// Школа. 2000. - № 5. 3) Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 27.02.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы»». 4) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».