"Детское экспериментирование как исследовательский метод обучения в развитии творческого мышления детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"

Автор: Карпенко Нина Адамовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №46"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детское экспериментирование как исследовательский метод обучения в развитии творческого мышления детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"
Дата публикации: 20.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Детское экспериментирование как исследовательский метод

обучения в развитии творческого мышления детей дошкольного возраста в

соответствии ФГОС ДО

Карпенко Нина Адамовна

старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №46» Стремление познавать новое, наблюдая и экспериментируя, – важнейшая потребность дошкольника. А. И. Савенков пишет: «Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже от рождения – исследователь» [67: 45]. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Главное достоинство эксперимента, подчёркивает Н. Н. Поддъяков, заключается в том, что он даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперимент позволяет развивать все познавательные психические способности ребёнка: память, мышление, речь, воображение. Дошкольник учится операциям синтеза, анализа, сравнения, обобщения, классификации. Дети дошкольного возраста, по наблюдениям А. И. Ивановой, Г.Урунтаевой, Н.Н.Поддъякова с интересом экспериментируют. Это объясняется тем, что в этом возрасте преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Говоря о старшем дошкольном возрасте, А. И. Иванова отмечает, что дети 5 – 6 летнего возраста уже умеют задавать поисковые вопросы и активно стремятся искать на них ответы. В этот возрастной период дошкольники, как правило, сами являются инициаторами опытов и экспериментов, стремятся прогнозировать результат. Повышается уровень самостоятельности детей, но всё же он еще не велик. Значительно шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов: гербаризация, консервирование, объёмное засушивание. Дети способны вместе с педагогом анализировать результаты своих опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ о исследовании. Детям старшей группы доступны двух – трёхчленные цепочки причинно – следственных связей. Они стремятся задавать поисковые вопросы: «почему?», «отчего?», «как?». В старшей группе детского сада возрастает длительность исследований. Дети способны хорошо запоминать инструкции, понимать их смысл, соблюдать правила безопасности. В подготовительной к школе группе дети способны сами ставить эксперименты и делать выводы о их результатах. Детям седьмого года жизни
доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы если она не подтвердилась в ходе исследования. Дети способны делать выводы о скрытых, не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, а так же давать яркое, красочное описание увиденного. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано с игровой, трудовой, познавательно – исследовательской деятельностью. Детское экспериментирование не является обязательной деятельностью. Это – свободный, творческий труд, нельзя заниматься им по принуждению. Опыты, организованные с детьми дошкольного возраста, не имеют строгого регламента. Нельзя запрещать детям общаться во время исследования. Дети не могут работать, не разговаривая. Еще Ж. Пиаже отметил, что когда в процессе становления психики ребёнка, наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и формируется внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Кроме того, как и у любого творческого человека, у дошкольника сильна потребность поделиться своими открытиями с другими людьми. И лишение детей возможности общаться на занятии затрудняет усвоение материала и наносит ущерб личностному развитию в целом. Таким образом, в группе детского сада необходимо намеренно создавать условия, способствующие общению детей друг с другом. При проведении природоведческих экспериментов в детском саду необходимо учитывать индивидуальные различия детей. В ходе проведения исследовательской деятельности необходимо учитывать право ребёнка на ошибку. Целесообразно на практике создавать условия для того, чтобы ребёнок самостоятельно убедился в правильности вывода. 1. Детское экспериментирование в дошкольной педагогике является способом введения ребёнка в целостный педагогический процесс. В дошкольном обучении нет чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. 2. В детском саду от детей неверно требовать четко сформулированных выводов, так как словесно – логическое мышление в этот возрастной период только зарождается. По окончании исследования дети в непринуждённой форме делятся с педагогом радостью открытия или решают какую – либо задачу, требующую анализа всего изученного материала. Умение задавать вопросы – важное умение любого исследователя. В процессе исследования вопросам принадлежит ключевая роль. Естественно, что имеются ввиду поисковые вопросы: «почему?», «как?», «зачем?», «отчего?». Необходимо упражнять детей в постановке самых разных, необычных вопросов. Детей дошкольного возраста учат понимать понятия используя приёмы описания предмета, перечисления характерных признаков, сравнения и
различения объектов. Важным средством развития умений давать определение понятиям у детей являются загадки. С точки зрения исследовательской деятельности важно, чтобы дошкольники овладели такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность. 1. Учить детей формулировать суждения, делать выводы, классифицировать. Воспитатель детского сада непосредственно участвует в исследовательской деятельности детей. Причём его роль в этой деятельности ведущая. Без участия педагога экспериментирование в дошкольном возрасте превратится в пустое манипулирование предметами, а следовательно не будет иметь познавательной ценности. Самостоятельная исследовательская деятельность ребёнка – сложная работа. Она предъявляет к ребёнку высокие требования. Ребёнок должен уметь мыслить самостоятельно, предлагая разнообразные решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Для этого он должен обладать не только хорошо развитым мышлением, но и позитивной самооценкой, хорошо развитыми коммуникативно – речевыми и творческими способностями. Педагогу - организатору опытов, наблюдений и экспериментов с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд требований в общении с детьми: 1. В ходе исследования избегать оценки детских идей, критики, директивных приёмов, проявлять терпимость к ошибкам ребёнка в процессе поиска собственного решения. 2. Проявлять искренний интерес к любой познавательной активности ребёнка, стремится за нескладными выражениями идей увидеть активную работу мысли. 3. Воспитывать веру ребёнка в свои силы, чаще высказывать оценку предвосхищающую успех. 4. Воспитывать у детей настойчивость в выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца. Для воспитателя дошкольного учреждения представляет сложность организации исследовательской лаборатории. Оснащение её необходимым оборудованием требует определённых материальных затрат. В нашем случае проблема приобретения оборудования была решена благодаря спонсорской помощи родителей. Все педагогические мероприятия были объединены единой тематикой и построены в форме игры – путешествия «Удивительное путешествие в мир знакомых вещей». Началу непосредственно образовательной деятельности предшествовала беседа с дошкольниками о том, как интересен и загадочен мир вещей вокруг нас, как много он хранит тайн, загадок, которые возможно разгадать в процессе
наблюдений, опытов и экспериментов. Затем детям предлагалось отправится в путешествие по станциям «Ванная комната», «Кухонная лаборатория», «Наша раздевалка», «Комната», «Двор», «Зимний сад». Станция «Ванная комната» включала два педагогических мероприятий: «Зачем люди моются?» и «Да здравствует мыло душистое!». Дети познакомились со свойствами воды (текучесть, способность смывать грязь) и мыла (свойство пенится, собирая на пузыри частички грязи). Станция «Кухонная лаборатория» включала одиннадцать педагогических мероприятий. Их темы: «Какой бывает вода?», «Вода – это сила?», «Почему зажигается спичка?», «Почему вода не горит?», «Почему вода гасит огонь?», «Что такое картошка?», «Почему у жаренной картошки есть корка, а у варёной нет?», «Жила – была булка», «Куклы из теста», «О пользе молока», «Куда пропала вода?». В совместной деятельности, дети соответственно знакомились со свойствами воды (тремя физическими состояниями воды – жидким, твёрдым и газообразным, свойством не пропускать воздух, расширяться при замерзании). А так же с особым химическим составом головки спички, служащим причиной её возгорания, рассматривали под микроскопом строение картофеля, изучали технологию выпечки хлеба, свойства теста. Интересным по содержанию было занятие, на котором дети изучали химический состав молока и свойства различных материалов впитывать жидкость. Станция «Наша раздевалка» состояла из трёх педагогических мероприятий: «Что нас греет?», «Волшебная варежка», «Почему скрепит дверь». Дети узнали, что не одежда согревает человека в холодное время года, а сам человек, подобно печке нагревает одежду. Познакомились со свойством воздуха сохранять тепло. Получили представления о силе трения. Вместе с тем, дошкольники установили ряд закономерностей в природе, причинно–следственных связей по - аналогии. К примеру, узнав, что две тонких варежки согревают руку человека лучше, чем одна варежка тройной толщины, потому что между ними находится воздух, прекрасно сохраняющий тепло, дошкольники поняли, почему в холодную погоду птицы сидят, нахохлившись (между распушёнными перьями скапливается большее количество воздуха, сохраняющего тепло). Узнав, что вода при замерзании расширяется, дети поняли, почему в мороз скрипят деревья. Установив, что при трении предметы способны издавать звуки и деформироваться, привели ряд аналогичных случаев из жизни (трение обуви о лед или асфальт, трение наждака о доску, сверла о дерево). Станция «Комната» включала три педагогических мероприятий: «Лучик света», «Солнечный зайчик», «Волшебная палочка». В совместной деятельности дети узнавали свойства предметов пропускать или не пропускать свет, отражать свет, притягиваться магнитом. Станция «Двор» состояла из педагогических мероприятий: «Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?», «Поплывёт или утонет?»,
«Летит по небу шар», «Почему по льду можно кататься на коньках, а по полу нет?», «Почему снег на морозе хрустит?», «Почему лист зелёный?», «Как приручить голубей?». На станции «Двор» дети рассматривали листья деревьев под микроскопом и устанавливали причину их окраски в жёлтый или зелёный цвет, узнавали, какие предметы тонут, а какие обладают плавучестью и от чего это зависит, знакомились со свойствами газа и воздуха, изучали структуру снежинки и устанавливали причину хруста снега в морозную погоду, наблюдали за поведением птиц. Станция «Зимний сад» включала педагогические мероприятия: «Слышат ли рыбки?», «Какую пищу любит ёж?», «Из чего волнистый попугайчик вьёт гнездо», «О вкусной и здоровой пище». В совместной деятельности дети изучали повадки животных, вырабатывали у них условные рефлексы. Педагогические мероприятия были систематизированы в программу умственного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности - «Удивительное путешествие в мир знакомых вещей». В дошкольном возрасте ребёнок стремится экспериментировать, наблюдать, проводить опыты и таким образом находить скрытые связи и отношения. Появление предпосылок таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость делает возможным использование в образовательном процессе педагогического метода как, метод экспериментирования. ЛИТЕРАТУРА 1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1983. – 257 с. 2. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М.: Университет, 2000. - 201 с. 3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий центр, 2004. – 154 с.. 4. Казакова Е. Д. Диагностика познавательных способностей в дошкольном возрасте. – М.: Логос, 2006. – 197 с. 5. Коршунова С. И. Исследовательская деятельность в детском саду.- СПб. Нева, 2005. – 189 с. 6. Костенко О. С. Опыты и эксперименты в детском саду. – М.: Логос, 7. Левицкая Ю. Р. Опыты и эксперименты в детском саду. – М.: Педагогика, 1999. – 189 с. 8. Пиаже Ж. Ж. Избранные психологические труды. – М.: Университет, 2005. – 489 с. 9. Поддъяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. – М.: Педагогика, 1989. – 317 с. 10. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – М.: Университет, 2006. – 193 с.