"Компетентностный подход на уроках химии (период 2015-2016 уч\год)"

Автор: Левина Лидия Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Студеновская средняя школа Илекского района Оренбургской области
Населённый пункт: село Студеное
Наименование материала: отчет по теме самообразования
Тема: "Компетентностный подход на уроках химии (период 2015-2016 уч\год)"
Дата публикации: 20.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Отчет по теме самообразования

«Компетентностный подход на уроках химии» (период 2015-2016 уч\год)

Выполнил учитель химии МБОУ

Студеновская СОШ

Илекского района Оренбургской

области

Л.Н.Левина

Содержание
1. Введение……………………………………………………………… 1 - 2 2. Теоретическая часть: 2.1.Что такое компетентностный подход? ………………………... 2 - 4 2.2. Методические основы формирования компетенций…………. 4 - 5 2.3.Реализация компетентностного подхода на уроках химии……11 - 15 3. Практическая часть: Планирование учебной деятельности………………………….. 5-7 Лекция как один из методов обучения………………………... 8 - 9 Использование метода проектов на уроке……..………………..9- 10 Методические рекомендации к решению расчётных задач на уроках химии …………………………………………….10-12 4. Результаты………………………………………………………………..12 5. Литература………………………………………………………………..12-13 6. Приложение………………………………………………………………13-18
1.

ВВЕДЕНИЕ
В 2015-2016 учебном году продолжена работа над темой самообразования «Компетентностный подход на уроках химии». В соответствии с этим мною были определены цель и задачи моей работы на текущий год. Цель – определить основные направления развития компетенций обучающихся при изучении химии. Задачи: 1. изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения; 2. разработать и апробировать модели использования компетентностного подхода на уроках химии; 3. ориентировать учащихся к переходу от «образования на всю жизнь» к 1
«образованию в течение всей жизни». Основные направления самообразования обозначены, как:
1.

Педагогическое
1.1.Своевременное повышение квалификации как учителя-предметника
.
1.2. Активное участие в работе районного МО учителей химии 1.3. Самоанализ собственной профессиональной деятельности. 1.5. Повышение уровня эрудиции, правовой, экономической и общей культуры
2.

Психолого-педагогическое

2.1.
Совершенствование знаний в области современной психологии и педагогики (в течение всего периода) 2.2. Изучение современных психологических методик 3.
Методическое
3.1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями 3.2. Изучение педагогического опыта коллег
3.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Что такое компетентностный подход.
Изменение приоритетов школьного образования, обусловленное переходом к личностно-развивающей парадигме, вызывает необходимость разработки моделей обучения, которые способствуют адаптации личности к реалиям окружающей действительности. Для каждого обучаемого необходимо качественное образование в соответствии с его склонностями и интересами, вооружение учащихся не только суммой знаний, но и формирование у них современного мышления, их познавательных способностей. Одним из путей решения данной задачи является реализация компетентностного подхода при организации всего школьного образования (в том числе и предметного обучения химии). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Между тем, данные социологических опросов показывают, что до 95% выпускников основным мотивом своего обучения в школе считают подготовку к сдаче единого государственного экзамена и возможность дальнейшего обучения в высших профессиональных школах. Многие учащиеся указывают на то, что получение высшего образования является одним из критериев их успешности в будущем, возможности реализоваться в выбранной профессии.
Компетенция
– готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, готовность действовать в ситуации неопределённости.
Компетенция
- это наперед заданное социальное требование к образовательной 2
подготовке ученика; цель обучения и набор компонентов содержания, усвоение которых должно обеспечить формирование указанной компетенции.
Компетенция
– интеллектуальное качество личности. Использование компетенций на практике принято называть
компетентностью.
Различают трёхуровневую иерархию
образовательных компетенций
:
ключевые
– относятся к общему содержанию образования;
общепредметные
– относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей, например естествознанию;
предметные
– частные компетенции по отношению к двум предыдущим уровням, имеющие конкретные описания и возможность формирования в рамках конкретных учебных предметов.
Ключевыми
называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. К ключевым относят ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, исследовательские, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования и др. Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:  Информационная компетенция – готовность к работе с информацией. Развитие информационной компетентности ученика осуществляется через поиск, сбор, анализ, обобщение, оценку информации.  Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной. Работа группе, обсуждение, дискутирование, презентация совместных проектов способствуют развитию коммуникативной компетентности.  Познавательная компетенция – это готовность к привлечению разных предметных знаний (химии, биологии, математики физики) для решения какой-либо проблемы.  Проблемная (организационная) компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих. Она включает в себя планирование, проведение исследования, оценку полученных результатов. Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. В государственном образовательном стандарте среднего общего образования уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:  познавательную деятельность  информационно-коммуникативную деятельность  рефлексивную деятельность Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Применительно к химии
предметная компетенция
включает следующие знания, умения и навыки: 1. понятие о химии как неотъемлемой составляющей естественно -научной картины мира, как центральной науке о природе, тесно взаимосвязанной с другими естественными науками; 3
2. представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определённой структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ; 3. химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке; 4. понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.; 5. практические навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни, а также умение управлять химическими процессами. Содержание предметных компетенций не является догмой. Они изменяются в соответствии с индивидуальными особенностями или общественными процессами.
2.2. Методические основы формирования компетенций.
При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес,
мотивация к знаниям.
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход,
педагог должен уметь:
1. видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; 2. проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; 3. чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; 4. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста; 5. закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике; 6. планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов; 7. ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; 8. в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»; 9. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение; 10. оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой; 11. оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств. 12. видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни. Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным,
педагог должен остерегаться:
4
1. привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; 2. передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам; 3. представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем; 4. бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.
2.3. Реализация компетентностного подхода на уроках химии.
Для формирования компетентностной личности необходимо переосмысление структуры и содержания всего образования и отдельных учебных дисциплин. Учебные предметы изначально заключают в себе возможности реализации компетентностного подхода на разных уровнях. Наибольшие трудности при этом вызывают искусство, физическая культура, математика, химия и ряд других ориентированных на усвоение конкретных знаний и специфических способов деятельности. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Но сдача единого государственного экзамена предполагает наличие определённого багажа знаний, ребёнок должен уметь действовать в новой для него ситуации на экзамене, где должен продемонстрировать свои знания и быть успешным, а пользоваться Интернетом и справочниками здесь нельзя. Вместе с тем, компетентностный подход применяется при создании КИМов для государственной итоговой аттестации. Необходимо выделить несколько основных направлений реализации компетентностного подхода на уроках химии:
Деятельностный характер обучения,
прежде всего, прослеживается в формулировках требований к уровню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами познавательной деятельности, свойственными химии, среди которых определять и распознавать (в том числе опытным путем) состав веществ и их принадлежность к соответствующему классу соединений, виды химической связи, типы химических реакций; характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева, связь между составом, строением и свойствами веществ, общие свойства неорганических и органических веществ; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов, природу и способы образования химической связи, сущность химических реакций и закономерности их протекания и т.п. Овладение определенными умениями входит также в число целей, на достижение которых направлено изучение химии. Деятельностный подход в обучении приведёт к усилению прикладного, практического характера химии. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах. Необходимо требовать от школьников не только знания формул, а и умения решать задачи с применением этих формул. Одно из необходимых условий формирования компетенций -
использование

проблемных нестандартных задач
, содержащих известные и ещё новые для учащихся данные, приводящие к созданию и развитию ситуаций, в решении которых реализуется компетенция как личностное свойство. Проблема в структуре задания является началом мысли ученика, основой его интереса к химии, ядром развивающего обучения, условием сознательного усвоения предмета. Проблемно-поисковая деятельность, в которую ученики 5
включаются в процессе решения задачи, - важный фактор приобретения предметно- образовательных и ключевых компетенций.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно. Иными словами:  если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;  если сегодня ребёнок всю работу, даже ту её часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;  если сегодня ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу. Это можно представить в виде схемы: Сегодня Завтра Учитель Ученик Вывод: только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием даст ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся. Требуется учитывать и необходимость подбора адекватных для формирования компетенций
методов, форм и приёмов обучения
- традиционных и новых продиктованных иной ситуацией - другими целями образования. В последнее время значительно возрос интерес к использованию метода проектов как открытой и динамичной формы обучения, которая предполагает осуществление выбора путей 6 вместе
сам
вместО
сам

сам

сам

сам

сам

исследования поставленной проблемы и творческой деятельности учащихся. Тема проекта должна быть интересной для учащихся и актуальной в условиях развития общества. Современных школьников сложно заинтересовать проблемами теоретического характера, им гораздо интереснее факты, связанные с реальной жизнью, возможность использования современных компьютерных технологий. При этом важно, чтобы учащийся осознавал связь разрабатываемой проблемы с жизнью. Создание творческих компьютерных продуктов всегда вызывает положительный отклик у учащихся: они с радостью выполняют поставленные задачи. Например, можно оформить статистические данные в виде диаграммы (для этого потребуются навыки работы в Excel), или создать презентацию (возможности Power Point). Для формирования информационных компетенций необходимо использование на уроках
компьютерных технологий.
Проблемно-исследовательская деятельность осуществляется, в том числе с использованием возможности компьютерных технологий. Исходя из особенностей химии как науки, компьютер применяется в следующих случаях: 1. Моделирование химических процессов и явлений, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира) 2. Контроль и обработка данных химического эксперимента. Программа М icrosoft Excel позволяет достаточно быстро это сделать. 3. Программная поддержка курса:  справочные пособия по конкретным темам;  самоучитель решения расчетных и экспериментальных задач;  организация и проведение лабораторных работ;  контроль и оценка знаний;  тренажёры по единому государственному экзамену. Важное значение при компетентностном подходе имеет осуществление связей химии с другими учебными дисциплинами.
Осуществление межпредметных связей
способствует развитию ключевых образовательных компетенций, а особенно помогает формированию мировоззрения и углублению познавательного интереса. В школьном обучении важно активно использовать разнообразные межпредметные расчетные задачи. Некоторые из наиболее распространенных типов: на определение состава минеральных удобрений, сырья и материалов, применяемых в производстве, расчеты на составление растворов, используемых промышленности, медицине, сельском хозяйстве, быту; термохимические и энергетические расчеты; расчеты на основании газовых законов, расчеты по электрохимии, на распознание веществ и их состава на основе качественных реакций. Необходимо осуществлять перенос и применение предметных и общепредметных приемов практической работы для формирования обобщенных исследовательских умений; обращаться к жизненному опыту учащихся; ставить межпредметные вопросы и вести поиск правильных ответов на уроках других дисциплин. Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею. Сегодня мы наблюдаем переориентацию педагога из передатчика знаний в активного организатора образовательного процесса.
4.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4.1. Планирование учебной деятельности.
Эффективность обеспечения функциональной химической грамотности учащихся может быть достигнута, если образовательный процесс будет включать в себя 7
формирование у школьников различного рода компетенций и отвечать следующим условиям:  практико-ориентированный характер конструирования учебной информации;  деятельностные способы и формы её освоения;  обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся. Мною была разработаны рабочие программы по химии для учащихся 8 -11 класса на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов под редакцией Н. Кузнецовой. Программы рассчитана на 2 часа в неделю; всего по 68 часов в каждом классе. Второй час в 11 классе взят из вариативной части учебного плана Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать специальные предметные умения работать с химическими веществами, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Химический эксперимент позволяет увидеть взаимосвязь естественнонаучных дисциплин: химии, физики, математики и биологии. Нельзя не согласиться с определением современной химии, приводимым академиком А.Л. Бучаченко: «Современная химия – это фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях». Сегодняшняя российская школа из-за недостатка материальных ресурсов постоянно скатывается в сторону «бумажной» химии. Нередки ситуации, когда ученик умеет расставлять коэффициенты в уравнении сложной химической реакции, но не имеет представления о том, как выглядят участники этой реакции, и даже не знает, твердые они или жидкие. Для исправления этой ситуации необходимо увеличить число лабораторных занятий. Химию уже нельзя излагать на уровне середины прошлого века. И теоретические модели, и структуры, и терминология современной химии стремительно развиваются и усложняются. Современная химия, конечно же, должна находить отражение и на школьном уровне. Традиционно в тематическом планировании указываются методы и приёмы, используемые при изучении темы. Каждый из них способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Например:
Методы и приёмы обучения

Формируемые компетенции
Проблемная беседа, диспут, дискуссия. Коммуникативные,информационные, общекультурные. Демонстрация способов деятельности учителем. Образовательные. Организация работы учащихся - консультантов. Коммуникативные, социально-трудовые. Метод проектов Проблемные, информационные, образовательные, коммуникативные. Лабораторный опыт Проблемные, исследовательские Создание ситуации успеха Компетенции личностного самосовершенствования. Методы самоконтроля Компетенции личностного самосовершенствования, образовательные.
4.2. Лекция как один из методов обучения.
В высшей профессиональной школе лекция является основным методом подачи теоретического материала. Поэтому целесообразно использовать для подачи нового материала следующие виды лекций. 8

Лекция-диалог
проводится на основе прямого диалога Учитель - Ученик. Здесь нет пассивного восприятия, т.к. ученик включен в действие.
Вводная лекция
дает первое целостное представление об объекте изучения, знакомит с задачами по теме, достижениями науки и т.д. Так при изучении Периодического закона на первом уроке обязательно рассказываю или предлагаю обучающимся приготовить выступления о Д.И. Менделееве, его детстве в Тобольске, открытиях в других областях наук и только после этого перехожу к истории открытия, сущности закона. На
лекции-дискуссии
использую не только элементы фронтальной беседы, но и организую свободный обмен мнениями.
Лекция-консультация
(ей отводится до 50% времени урока) дает возможность после краткого изложения задать вопросы учителю. В старших классах на мини-лекциях роль лектора часто предлагаю выполнить заранее подготовившемуся ученику.
Проблемная лекция
предполагает достижение трех целей: усвоение теоретических знаний, развитие критического мышления, формирование познавательных интересов. Так в 11 классе провожу проблемные лекции по темам: 1. Является ли вода универсальным растворителем? 2. Можно ли водород считать топливом будущего? При этом обращаю серьезное внимание на научность, доступность изложения, эмоциональную подачу материала и органичность с другими формами учебных занятий: семинарами, лабораторными работами, деловыми играми. Урок-лекция обычно состоит из следующих этапов: 1. Актуализация темы. В течение 20-25 минут излагается материал крупного блока, формируется вывод. Обучающиеся только выполняют роль слушателей. 2. Активная работа обучающихся. Работа по заданию учителя: модулям, направляющему тексту, составление тезисов, плана, конспекта, таблиц, вопросов для самоконтроля, решение проблемных задач. 3. Обратная связь. Обсуждение выполненных заданий, составление схем-опор. 4. Подведение итогов, комментированное домашнее задание. Подготовка рассказа по теме лекции, сопоставление выводов лекции с материалами учебника и дополнительной литературой, решение задач и упражнений. Проведение лекций и семинаров по вузовской методике позволяет представить материал крупным блоком и освободить урочное время на отработку учебных умений, зачеты, практикумы, исследовательскую деятельность. Данная методика удовлетворяет потребность выпускников в высокой теоретической подготовке по химии в сочетании с развитием умений и навыков самостоятельно осмысливать научные идеи и концепции, устанавливать межпредметные связи, принимать оценочные решения, помогает безболезненной адаптации выпускников при переходе на профессиона льную ступень обучения, проигрывает ситуативные роли социальной жизни.
4.3.

Использование метода проектов на уроке.
Проектное обучение позволяет реализовать творческие возможности личности, развивает логическое мышление и формирует основы корпоративной деятельности. 9
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, исследовательской, творческой деятельности. На этапе внедрения проектной технологии учитель выполняет организационную и направляющую функцию, задачи проекта должны быть посильными, а форма знакомой. А что более привычно для наших школьников, чем урок? Все годы обучения они являются участниками нашей проектной деятельности (поскольку подготовка любого урока и его проведение, по сути, представляют собой проектную деятельность). Форма представления такого проекта также хорошо знакома учащимся. Поэтому на начальном этапе введения в практику обучения проектной технологии для учащихся класса организуется проект с общим названием «Проводим урок сами». В ходе разработки этого проекта ученики самостоятельно изучают необходимый материал по теме, создают на его основе компьютерную презентацию, а затем проводят урок (или его фрагмент), опираясь на неё. Проект «Проводим урок сами» интегрированный и многоцелевой. По типу его можно отнести как к информационным, так и к практико-ориентированным (результат деятельности участников обозначен с самого начала). Кроме того, в нём присутствуют и элементы ролевой игры (ученик как учитель).
4.4.

Методические рекомендации к решению расчётных задач на уроках

химии.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. Эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов. Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера. Чтобы заинтересовать школьников, я использую задачи, содержание которых расширяет их кругозор и углубляет знания об истории химии, о применении веществ. Главным назначением уроков - практикумов является: - повышение уровня мотивации у учащихся к изучению химии; 10
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний; - развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности; - развитие навыков самостоятельной работы; - приобретение необходимых навыков работы с литературой. Знания, умения и навыки, формируемые на уроках - практикумах: Учащиеся должны знать: - химические свойства разных классов неорганических и органических соединений; - признаки, условия и сущность химических реакций; - химическую номенклатуру. Учащиеся должны уметь производить расчеты: - по формулам и уравнениям реакций; - определение компонентов смеси; - определение формул соединений; - растворимости веществ; - вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных; - энтальпии веществ; - переход от одного способа выражения концентрации к другому. Несомненно, урок - практикум можно расценивать как динамичный «тренинг». В зависимости от уровня сложности материала уроки - практикумы можно проводить по-разному, используя различные формы и методы работы: Индивидуальная самостоятельная работа. Каждый учащийся получает карточку с заданиями. Задания расположены в порядке возрастания их сложности. Учитель контролирует правильность выполнения каждого задания и разрешает или не разрешает ученику переходить к следующему заданию. При такой форме работы оценивается объём правильно выполненных заданий и тем самым реализуется принцип полного усвоения знаний. В любой момент урока учащийся может воспользоваться учебником или другой справочной литературой. Это даёт ребёнку: комфортность психофизического состояния; умение найти информацию, которая поможет справиться с заданием учителя (задания даются непохожие, отличные от примеров учебника и примеров лекций); видение учащегося своих пробелов или успехов в знаниях; возможность хорошо подготовиться к контрольной и практической работам. Подобная самостоятельная работа может быть организована как в парах, так и в группах. При такой форме организации труда учащихся учитель должен контролировать активность работы каждого ребёнка в паре или группе. Для этого при проверке заданий учитель задаёт вопросы учащимся, чтобы оценить степень осмысления материала. Работа каждого ученика оценивается по пятибалльной системе. Фронтальная работа, разбор заданий на доске. 11
Такая форма работы используется при значительной сложности изучаемого материала. У доски работают желающие ученики, зарабатывая при этом дополнительные баллы. Учитель и учащиеся разрабатывают пути решения задачи при фронтальной беседе. На этом этапе урока может быть использован приём «мозгового штурма»: все идеи ребят записываются на доске, коллективно обсуждаются, отбираются лучшие. Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения. Защита авторских задач. Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций). Работу по составлению авторских задач ребята выполняют дома. На уроке задачи разбираются либо у доски, либо учащиеся обмениваются придуманными задачами между собой. И учитель, и ученики оценивают авторские задачи, обращая внимание на оригинальность содержания, ясность формулировки условий, возможности решения. Дифференцированная контрольная работа. Контрольная работа не является обязательной для всех учащихся. Её выполняют ученики, которые хотели бы улучшить свою оценку. Дифференцированную контрольную работу можно рассматривать как работу над ошибками.
5.

Результаты.
1. Вводится в практику изученный материал по реализации компетентностного подхода на уроках химии, включающий в себя общие характеристики инновационного подхода к преподаванию предмета. 2. Подготовлены отдельные задания для модели поурочных разработок с позиций системно-деятельностного подхода(приложение) 3. Стабильное качество знаний (100%) имеет место на уровне среднего общего образования.
6.

Литература.
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании - Высшее образование в России - 2004 №11. 2. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№23 2007. 3. Герус С.А., Пустовит С.О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы - Химия в школе - №10 - 2007. 4. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2011. 5. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007. 12
6. Кендиван О.Д. Практико-ориентированные учебные задачи по химии - Образование в современной школе - №4 - 2009. 7. Селевко Г.К. Педагогические технологии. - М.: Просвещение. – 2002 8. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2010. 9. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента - Химия в школе - №10 - 2007. 10. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика – Москва «Глобус», 2007. 11. Учебник: «Химия. 10» авторов Н.Е.Кузнецовой, Гара (М.: Дрофа, 20014). 12. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Кузнецовой «Химия 10» / Сост. Бочарова – Волгоград: Учитель - АСТ, 2013. 13. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2009. 14. Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
7.

Приложение

Задание №1
Внимательно прочтите информацию на этикетках средств для мытья окон, предложенных ниже. Что можно найти в этой информации?
Задание №
2.Сравните состав данных средств, найдите сходство и различие.
Задание №3.
Сравните меры предосторожности при использовании средства 1 и средства 2. Объясните, чем они отличаются, воспользовавшись информацией учебника о физических свойствах аммиака.
Задание № 4.
Сделайте вывод, исходя из состава предложенных средств, какое является наиболее безопасным. Ответ аргументируйте. Пример модельного ответа см. в приложении. Примеры этикеток:
«Миссис Лада для стекол» (средство 1)

Состав:
вода, изопропиловый спирт, ПАВ, трилон Б, отдушка, краситель.
Способ применения
: открыть предохранитель и распылить средство с расстояния 15-25 см по поверхности стекла. Насухо протереть поверхность тряпкой или бумажной салфеткой.
Изготовитель
: ООО «Леди – Е» г. Екатеринбург
Меры предосторожности
: Беречь от детей. В случае попадания в глаза промыть их теплой водой. Хранить в сухом прохладном месте при температуре от -5 до 25С. В случае попадания на лакированные и полированные поверхности вытереть их салфеткой. Срок годности: 36 месяцев. 13

«Мистер Мускул» для стекол с нашатырным спиртом (средство 2)

Состав:
аммиак водный, вода, бура, кислота уксусная, натрия гидроксид, натрия хлорид, краситель, отдушка.
Способ применения:
Распылите средство на загрязненную поверхность, 2-3 раза сдавив бутылку. Насухо протрите.
Изготовитель:
ООО «СК Джонсон» Украина.
Меры предосторожности
: Беречь от детей, не вдыхать пары средства, при попадании в глаза промыть большим количеством воды. При необходимости обратиться к врачу. В случае попадания на лакированные и полированные поверхности вытереть их салфеткой.
Срок годности
: 2 года.
Тема урока «Кислоты».
Данное задание направлено на формирование информационной компетентности. Задание может быть использовано не только при изучении темы «Кислоты» в 8 классе, либо при изучении отдельных представителей класса кислот. Данное задание является универсальным потому, что химические ожоги при действии кислот на кожу одинаковы, как и первая медицинская помощь. Задание используется на этапе изучения нового материала.
Задание 1.
Внимательно прочитайте предложенный текст, ответьте на вопросы к нему.
Химический ожог
Химические ожоги – обычный результат беспечности при работе с реактивами в лаборатории, на уроках химии, в быту. Механизм действия кислот и щелочей заключается в основном в их воздействии на клеточные белки. Под влиянием кислот на коже возникают сухие, строго ограниченные струпья желто – коричневого цвета и даже черного цвета; щелочи вызывают образование сероватых мокнущих струпьев, резко не ограниченных. Знание внешней картины химических ожогов необходимо потому, что первая помощь при ожогах обусловленных кислотами, отличается от первой помощи при ожогах, вызванных щелочами. Первая помощь. Сначала у пострадавшего участок ожога освобождают от одежды. При этом оказывающий помощь должен следить за тем, чтобы самому не обжечься кислотой или щелочью. Затем места, пораженные кислотой, обливают сильной струей воды, 3% раствором питьевой соды или же мыльной водой. После обмывания ожоговые поверхности засыпают порошком питьевой соды или перевязывают чистой марлей или бинтом. Средства первой помощи при ожоге кислотой Мыльная вода Двууглекислая сода Стерильная марля вата бинт Средства лимон уксус Стерильная вата бинт 14
первой помощи при ожоге щелочью марля Поверхности тела, пораженные щелочами. Обмывают уксусной водой или же лимонным соком. Затем засыпают порошком лимонной кислоты и перевязывают чистым бинтом. Вопрос№1. Как отличить ожог кислоты от ожога щелочью. Вопрос №2. Почему при ожогах кислотой и щелочью средства первой помощи различны? Вопрос №3. Почему при химических ожогах нельзя смазывать пораженный участок кожи зеленкой или йодом? Вопрос№4. Можно ли получить химический ожог лимонной кислотой или раствором соды? Это задание обычно используется при традиционном изучении данной темы. Для развития информационной, коммуникативной компетенции мы предлагаем следующее задание.
Задание 2.
Из перечня медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки школьного кабинета химии выберете те, которые вы будите использовать для оказания первой медицинской помощи при ожоге кислотой или щелочью.
Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки

школьного кабинета химии
1. Бинт стерильный 2. Бинт или куски марли стерильные (в банке с притертой пробкой) 3. Вата гигроскопическая 4. Ножницы медицинские 5. Пинцет 6. Булавки 7. Мазь от ожогов 8. Перманганат калия 9. Йодная настойка 10. 3% раствор гидрокарбоната натрия 11. 2% раствор борной кислоты 12. 3% раствор уксусной кислоты 13. Нашатырный спирт 14. Валериановые капли 15. Вазелин борный 16. Перманганат калия (соль)
Задание 3.
15
Найдите сходство и отличие в средствах оказания первой помощи при ожоге кислотой или щелочью, объясните различие в средствах, вспомнив общие химические свойства кислот и щелочей. Модельный ответ к
заданиям урока по теме «Аммиак»
Задание 1.  Название средства  Состав средства  Меры предосторожности  Способ применения  Изготовитель  Срок годности За каждую позицию 1балл За правильную 1 балл За неправильную -1 балл Максимальный балл 6 баллов Задание 2. Сходство по составу средств: вода, краситель, отдушка. Отличие: аммиак водный, натрия гидроксид, натрия хлорид, кислота уксусная, изопропиловый спирт, трилон Б, ПАВ. За каждую позицию 1балл За правильную 1 балл За неправильную -1 балл Максимальный балл 2 балла Задание 3. Меры предосторожности Общее: Беречь от детей, при попадании в глаза промыть большим количеством воды. В случае попадания на лакированные и полированные поверхности вытереть их салфеткой. Отличие: Не вдыхать пары средства 2. При необходимости обратиться к врачу. Меры предосторожности различны, так как средство 2 содержит аммиак, который даже при незначительном количестве приводит к раздражению слизистой оболочки носа, горла, поражению глаз. За каждую позицию 1балл За правильную 1 балл За неправильную -1 балл Максимальный балл 3 балла Задание 4. Наиболее безопасным является средство 1, так как не содержит аммиак. 16
(1 балл за правильный ответ) Максимальный балл 14
Модельный ответ к заданиям урока по теме «Азотная кислота»

Задание 1.
1. Отличить ожог кислоты от ожога щелочью, можно по внешней картине ожога. Под влиянием кислот на коже возникают сухие, строго ограниченные струпья желто – коричневого цвета и даже черного цвета; щелочи вызывают образование сероватых мокнущих струпьев, резко не ограниченных. ( 1 балл). 2. Средства первой медицинской помощи различны из– за различия в химических свойствах кислот и щелочей. (1 балл). 3. Смазывание поврежденного участка кожи йодом или зеленкой способствует усилению действия кислот и щелочей на органические компоненты кожи. (1 балл). 4. Химический ожог лимонной кислотой и раствором соды получить нельзя, из-за того, что лимонная кислота является слабой кислотой и не может действовать разрушающе на органические компоненты кожи, а питьевая сода – кислая соль, водный раствор которой на воздухе начинает разлагаться при комнатной температуре. (1 балл) Итого 4 балла
Задание 2.
Средства первой медицинской помощи при ожоге кислотой Средства первой медицинской помощи при ожоге щелочью 1.Бинт стерильный 2. Бинт или куски марли стерильные (в банке с притертой пробкой) 3. 3% раствор гидрокарбоната натрия 4. Вата гигроскопическая 1.Бинт стерильный 2. Бинт или куски марли стерильные (в банке с притертой пробкой) 3. 3% раствор уксусной кислоты 4. Вата гигроскопическая Общее: Бинт стерильный, бинт или куски марли стерильные (в банке с притертой пробкой), вата гигроскопическая. Отличие: 3% раствор гидрокарбоната натрия, 3% раствор уксусной кислоты. За каждую позицию 1балл За правильную 1 балл За неправильную -1 балл Максимальный балл 3 балла
Задание 3.
17
Средства первой медицинской помощи различны, т.к. различны химические свойства кислот и оснований. Кислоты реагируют с солями, в данном случае с гидрокарбонатом натрия. А щелочи реагируют со всеми кислотами, в данном случае с раствором уксусной кислоты. ( 1 балл за правильный ответ). Максимальный балл 8 18