"Роль и место учителя в повышении качества образования"

Автор: Абубикирова Насепле Хасановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Джанайская ООШ"
Населённый пункт: с. Джанай, Астраханская область, Красноярский район
Наименование материала: статья
Тема: "Роль и место учителя в повышении качества образования"
Дата публикации: 20.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Роль и место учителя в повышении качества образования.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы КАК ЖИТЬ? ЗАЧЕМ ЖИТЬ? Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому лицейскому учителю А.П. Куницыну волнующие строки: Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена… Учитель должен быть примером во всем. Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен понимать их мысли и чувства, ценить их внутренний мир. Основной смысл доверительного общения учеников с учителем – не в получении той или иной информации. Главное – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что волнует, что переживается как наиболее интимное и значимое, особенно тогда ,когда собственные попытки разбираться в себе, своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях с окружающими заходят в тупик, и появляется ощущение безысходности. Это та ситуация, смысл которой тонко и точно подметил поэт Е.Евтушенко: Как важно, чтобы в миг той немоты За сильного тебя хоть кто-то принял, От широты своей душевной придал Те бе значенье большее, чем ты.
Главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности коллектива. На уроке учащиеся должны себя чувствовать комфортно. Чтобы втянуть учащихся в учебный процесс, с первых минут урока учитель – «режиссер» предусматривает виды учебной деятельности, где он выступает и как актер. Разумеется, главное для педагога – личность, характер, способности , знания, и, конечно же, любовь к детям – нет этой любви, значит, ничего нет, никакой метод не поможет. Жизнь это любовь. Любовь к жизни, к людям, к миру, ко всему, что меня окружает, и привела меня в школу работать учителем. Позади 35лет педагогического труда. Все эти годы рядом со мной дети. Дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, радостями и переживаниями. Что я им могу дать? Прежде всего-любовь. Именно любовью учитель завоевывает его доверие, а значит, право его учить, воспитывать. Чему я хочу научить своих учеников? Вооружить необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками, посредством математики сформировать у учеников логическое мышление, трудолюбие, усердие, умение доводить начатое дело до конца. Вопрос качества образования в настоящее время приобрёл особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования. Школьники лично заинтересованы в высоком профессионализме и нравственных качествах своих учителей, желают видеть нас своими наставниками, понимающими их лучше, чем кто-нибудь другой. Ученикам и их родителям небезразличны ни процесс обучения, ни его результаты, тем более, что сейчас почти 100% выпускников школ продолжают учёбу в высших или средних специальных учебных заведениях. Поэтому, знания, полученные в школе должны быть качественными и прочными. Чтобы вооружить ими ученика, учителю надо быть профессионалом в науке,
основы которой он преподаёт. А для этого диплома об образовании недостаточно. Чтобы расти, учитель должен следить за методической литературой, обмениваться опытом с коллегами. Но образование – процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным ни был педагог. Вызвать и поддержать в ребёнке желание учиться – это задача трудная и интересная, тем более, что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать её по-разному, находя новые средства и методы. В младших и средних классах на уроках математики я постоянно подчёркиваю практическую значимость предмета. Это вызывает интерес у детей, и они, изучив новое понятие, сами приводят примеры, где оно встречается в окружающей обстановке, в жизни. Конечно, производную и интеграл непосредственно «руками не потрогаешь», но у старшеклассников уже, в основном, выработаны элементы абстрактного мышления и в 10-11 классах дети в состоянии усвоить основные понятия математического анализа. Но, к сожалению, бывают в классах (и порой их немало) «нематематические» дети. И это не секрет. Ведь отсутствуют же у некоторых людей музыкальный слух или художественные способности. А государственные стандарты для всех едины, и всем для получения аттестата надо пройти порог ЕГЭ. Поэтому, чтобы добиться качественного результата на контрольной работе или зачёте, учителю ежедневно приходится дифференцировать работу с учащимися. Проблему помогают решить дополнительные консультации с отдельными группами школьников, которые учителя проводят, не считаясь с личным временем. Я, готовя учащихся к ГИА и ЕГЭ, в течении учебного года проводила с ними тренировочные и диагностические работы по линии СтатГрад.
По итогам этих работ проводила индивидуальную работу с каждым учеником. Существует психологический факт, что человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и до 90% того, что делает. Поэтому в основе всего познания должна лежать активная деятельность. Нет деятельности – нет мышления. И задача учителя – умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность. Если пятиклассник с рулеткой в руках проползает по квартире, чтобы начертить план своего жилища в заданном масштабе, то уж будьте уверены: это географическо-математическое понятие «масштаб» осядет в его сознании основательно и прочно. Если восьмиклассник смастерит своими руками немудрёный инструмент и с его помощью измерит высоту дерева под окном, не взбираясь на него, то подросток ещё больше зауважает себя и науку геометрию. Важную роль играет также вовлечение учащихся во внеклассную работу. Ученик, подготовивший тематическое сообщение для младших классов, принимающий зачёт или проводящий предметную викторину, не просто помогает учителю. Он должен прочитать дополнительную литературу, заглянуть в учебники прошлых лет, чтобы не попасть впросак. А это всё укрепляет его собственные знания. На получение знаний учащимися влияет также обстановка на уроке, обстановка комфортности, уважительности друг к другу. Ученик на уроке не должен бояться учителя, не должен бояться допустить ошибку. Есть расхожая истина, что умные люди учатся на чужих ошибках. Увы, в математике приходится учиться, в основном, на собственных. Поэтому ученик, допустивший ошибку, должен быть ограждён от насмешек класса, и уж тем более со стороны учителя. Человек у доски должен быть уверен, что если он и споткнётся, то с помощью одноклассников и учителя он выкарабкается из любой ситуации. И чем больше усилий приложит для исправления ошибки сам допустивший её, тем полезнее. Ошибка – вещь необходимая. Нужно лишь правильно к ней относиться, умело и грамотно её использовать.
Нельзя не признать: идёт ускорение процесса жизни, и одновременно с этим идёт ускорение процесса восприятия. Современный ребёнок, как ни прискорбно, вырос не на книгах, а на телевидении и Интернете. Напрягаться он не привык, всё входит в него через подкорку. Тем более важно выработать у ребят навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. Ведь знание, приобретённое не столько памятью, сколько усилием собственной мысли, становится прочным достоянием человека. Внимание к проблеме качества знаний объясняется тем, что оно играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к обучению в вузах и колледжах. Прочные знания, полученные в школе, необходимы любому культурному человеку, независимо от того, в какой сфере он будет работать в дальнейшем. А ведущая роль и главное место в процессе повышения качества образования остаётся за педагогом- профессионалом, педагогом-личностью, который, выпустив в жизнь одних питомцев, ищет новые пути решения извечных проблем с новыми учениками. Качество образования школьников и образовательные достижения ученика определяются последовательной стратегией школы и высоким профессиональным мастерством учителя. Международные исследования также убеждают нас в том, что прирост качества образовательных результатов учащихся зависит прежде всего от качества работы учителей. Современное российское общество, как и много лет назад, считает, что школа начинается с учителя, и в первую очередь обращает внимание на эту ключевую фигуру. Вместе с тем мы слышим сегодня две точки зрения на роль учителя в школе. С одной стороны, есть утверждение, что учителя можно с успехом заменить техническими средствами обучения, к тому же современные дети достаточно легко и самостоятельно осваивают новые технологии. С другой стороны, совершенно очевидно, что роль учителя возрастает, но одновременно и меняется – расширяется область его ответственности. Вероятно, эти точки зрения не противоречат друг другу, так как сегодня успешный учитель меньше вмешивается в учебный процесс (внешне), но на самом деле качество этого вмешательства другое.
Современному учителю нужно уметь в команде с коллегами планировать образовательную деятельность, давать профессиональные консультации родителям, уметь работать в поликультурной среде, в виртуальной среде, уметь выстраивать индивидуальные маршруты развития учащихся. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, каким должен быть учитель. Он является ключевой фигурой исполнения Стандарта. Ученые создают измеряемые стандарты компетентностей, которыми должен владеть учитель. В результате исследований «Факторы успеха России в PIRLS -2006» опубликована книга, в которой представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста. Учителей школ, ученики которых показали высокие результаты в PIRLS отличает высокий уровень преподавательского мастерства, эффективное применение разнообразных стратегий. Авторы выделяют «индикаторы высокого качества преподавания (педагогических умений)» 1. Компетентность в планировании и подготовке уроков: высокий темп работы; концентрация и переключение внимания учеников; многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютерные программы. 2. Компетентность в управлении классом: максимальная включенность всех учеников; разнообразие форм работы и заданий; сотрудничество между учителем и детьми. 3. Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность:
самостоятельная работа в группах и парах; эмоциональная вовлеченность учеников; поддержка коммуникации между учениками. 4.Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся: дифференциация заданий по сложности и объему; индивидуальная работа и обратная связь; использование творческих заданий. 5.Использование разнообразных методов оценивания: использование различных инструментов оценивания; использования оценивания для организации учебного процесса; партнерское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание. Действительно, эти компетентности учителя остаются актуальными для повышения качества образования школьников, невзирая на то, что изменяющийся мир, развивающаяся экономика выдвигают новые требования к сфере образования и вызывают обострение проблемы его качества. Управление качеством образования – это не только административная проблема, прежде всего это уровень, на котором происходит взаимодействие учителя и ученика. Именно здесь определяется, будет образование качественным или нет. Нехватка компетентных учителей препятствует достижению высокого качества образования. Главным требованием, предъявляемым государством и временем к педагогическим коллективам школы, является специфическое состояние личности выпускника, которое в настоящий момент принято называть "моделью выпускника".
У каждой эпохи свой идеал этой модели: советское время требовало унификации личностных качеств, что диктовало главенство репродуктивного метода обучения; долгое время после распада Советского Союза четких требований к модели выпускника выработано не было. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определила эти требования и, соответственно, обозначила тот круг вопросов, которые предъявляет время и к современному учителю. В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" учитель идет "за учеником", меняется так, как этого требуют ученики новых поколений. Именно это обуславливает требование постоянного повышения квалификации учителя, его включенности в инновационные образовательные процессы и педагогические коммуникации. Современная школа - школа меняющаяся не под влиянием внешних факторов, а изнутри, в соответствии с потребностями ученического коллектива, оправданными повышением качества образования. Каждый учитель общеобразовательной школы, приходя на работу, задает себе вопрос: "Для кого я работаю?". Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса для каждого педагога при его загруженности выливается во внутренний конфликт: работать для того, чтобы получить средний общий результат по качеству образования, то есть максимально подтягивать слабых учеников, или работать на развитие творческих, сильных учеников. Естественно, в идеале учитель должен успеть и то, и другое. Но теперь национальной инициативой определено, что школа должна работать на талантливых учеников. Да, школа оказывается скорее начальным звеном поддержания успешного ребенка, она должна выявить и направить в учреждения, которые могут удовлетворить потребности ребенка в углубленном изучении предмета, но тем не менее эта задача перед школой четко определена. И, как следствие, новое требование к качеству работы учителя: ему надо уметь распознать зерна таланта, направить деятельность ребенка в нужное русло, быть осведомленным в области развития образования, сориентировать родителей на те заведения, которые смогут
помочь ребенку раскрыться и реализоваться в будущем. Третий важнейший постулат "Нашей новой школы" - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Какие требования к учителю предъявляет это положение? Во-первых, требование создания психологически комфортной обстановки обучения. Спокойный, уверенный в себе ребенок не только лучше усваивает материал и большей степени готов к продуктивному контакту с педагогами, но и более успешен в своей будущей жизни. Вспоминается расхожее выражение "все болезни от нервов».Учитывая, что большую часть времени с 6 до 17 лет человек проводит в стенах школы, можно задать вопрос, а не мы ли, педагоги, виноваты в этих болезнях и как нам сделать так, чтобы наши дети были спокойны и ограждены от учебных хотя бы стрессов? И наверное, первый стресс, которого можно избежать при качественной работе педагогов и консолидации урочной, внеурочной и воспитательной деятельности учащихся - грамотное распределение нагрузки учащихся, избегание и перегрузок, и периодов недогруженности, после которых ученикам приходится перестраиваться, испытывая дискомфорт. Итак, можно подвести итоги. Концепция деятельности современного педагога в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа" выглядит так: учитель постоянно учится для того, чтобы соответствовать уровню притязаний учеников; учитель стремится выявить талант ребенка и способствовать его развитию; учитель стремится уже через стабилизацию нагрузки, через создание комфортной обстановки обучения сохранить и укрепить здоровье ученика. С требованиями к учителю меняется и методическая составляющая его работы. Если раньше учитель пользовался большую часть времени репродуктивными методами, то теперь первостепенное значение приобрели методы
эвристические, нацеливающие учащихся на самостоятельный поиск и обработку информации. Для того чтобы стать конкурентоспособным во взрослой жизни, ребенок должен уже со школьной скамьи научиться самостоятельно принимать решения и меняться в соответствии с запросами времени. Поэтому и учитель теперь не урокодаватель, а путеводитель в бесконечном мире информации. Какой индивидуальный образовательный маршрут разработать для ученика? Какие задания ему подобрать? Какие приемы работы выбрать для того, чтобы он раскрыл свой потенциал? Такие вопросы ставит перед собой современный учитель. Он не предлагает готовых решений, он определяет путь их поиска и очерчивает общий круг возможных решений, но последнее слово, выбор конкретного пути и конкретного решения остается за ребенком. Как я могу увлечь своим предметом моего ученика? Через занимательные задачи, задачи-шутки, задачи-загадки, задачи со сказочным сюжетом, шуточные истории. В нашей школе в рамках Недели математики и физики проходит математическое мероприятия для 5-6 классов «Турнир смекалистых». В этом интересном турнире принимают участие все ребята. Команды не только показывают свои знания, но и умение логически думать, работать в команде. Это здорово, что наши ребята умеют решать нестандартные задачи, интересуются математикой, смекалисты и задорны! Хочу поделиться материалом турнира. Это можно использовать для работы на уроках, на классных часах и во внеурочное время. Турнир состоит из разминки и 3-х туров.
Разминка
№1. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаковы) №2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? №3. На дереве сидели 6 птиц. К ним прилетели ещё 3 птицы. Кот подкрался и схватил
одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (0, все разлетелись). №4. Как называется число, которое прибавляют? (слагаемое) №5.Что такое дюйм? (основой единицы послужила длина фаланги пальца, примерная длина дюйма 2 см 5 мм). Каждый правильный ответ 1 балл.
1-й тур « В мире чисел»
№1. Торговец купил некий товар за 7 евро, продал его за 8 евро, потом вновь купил его за 9 евро и опять продал за 10 евро. Какую прибыль он получил? (2евро) №2. Как из трёх спичек, не ломая их, сделать четыре? Ответ нарисуй. (1V) №3. Найдите два таких числа, произведение которых равно 27 и частное 27. (27 и 1) №4. Во сколько раз путь по лестнице на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж дома? (в 5 раз) №5. Древние греки использовали для вычисления простую дробь. Назовите её (22/7 или 3 1/7) №6. Делится ли число 111*121*131*141 — 151 на 10? Ответ объясните. (да, т.к. это число оканчивается нулём) № 7. Месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число. (во всех) № 8. Решите ребус а) 7*53* — *9**2 = 14909 ( 74531 — 59622=14909) б) 50*8* + **6*7 = 130098 ( 50481 — 79617 = 130098)
За каждый правильный ответ с 1- 7 вопрос 1 балл, а за 8-й вопрос — по 5 баллов за пример.
2-й тур « Подумай-ка!»
№ 1. Назовите учёного, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он предложил изображать отрицательные числа на числовой оси слева от нуля (Декарт) № 2. Сколько сейчас времени, если до конца суток осталось половина того, что уже прошло до начала суток? (16 часов) № 3. 40 ребят вошли в автобус.3/4 всех ребят купили билеты, а остальные закричали, что у них есть проездной. На самом деле проездной был только у 7 ребят. Сколько ребят поехали « зайцами»? (3) № 4. Портной имеет кусок сукна в 14 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. Через сколько дней портной отрежет последний кусок? (через 6 дней) № 5. У старшего брата 2 яблока, а у младшего 12 яблок. Сколько яблок должен взять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала и было равенство? (5 яблок) № 6. Лина сказала предложение, которое являлось верным. Никита его в точности повторил, но оно уже было неверным. Какое предложение сказала Лина? (например
«Меня зовут Лина» и т.д.) Каждый правильный ответ 1 балл.
3-й тур.«Конкурс капитанов»
№ 1. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам). № 2. 10 пирожков жарились на одной сковороде 10 минут. Сколько времени будет жариться каждый пирожок? (10 мин) № 3. Сколько пальцев на 10 руках? (50) № 4. Есть у уравнения и у растения. (корень) № 5. Горело семь свечей. Три из них потушили. Сколько свечей останется? (три) № 6. Как называется число, показывающее количество единичных квадратов в геометрической фигуре? (площадь) № 7. Используя знаки « + » и « — », запиши короче: а) 25 градусов выше нуля; б) 300 м ниже уровня моря; в) долг за квартиру 250 евро. Какие из этих чисел можно записать без знака? За каждый правильный ответ 1 балл, а 7-й вопрос — 3 балла. Играйте, считайте, думайте!!! «Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело – какими они кажутся; эта наука дает надежнейшее правило, кто им следует – тому не опасен обман чувств» (Леонард Эйлер).
Говорят, что к человеку с годами приходит мудрость. И я за годы работы на педагогическом поприще выработала для себя принципы, которых я стараюсь придерживаться. Я учу, ибо я учитель. Отношусь к уроку, не как к простой работе. Ведь учитель должен быть творцом, творчески подходить к своему делу. Учитель должен быть актером, должен уметь перевоплощаться. Быть актером, но не обманывать. Я старюсь работать на результат. Ведь оттого, кого мы воспитаем, и какой багаж знаний дадим детям, зависит будущее нашего общества. Я учусь, ибо для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Стараюсь шагать в ногу со временем, постоянно занимаюсь самообразованием. Постоянное самообразование – это определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Недаром существует парадокс Августина – совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве.