"Люблю тебя, мой край родной"

Автор: Багомедова Асият Залимхановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Избербаш, Республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Люблю тебя, мой край родной"
Дата публикации: 20.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

г.Избербаш, Республика Дагестан

Урок по музыке:

Автор: Багомедова Асият Залимхановна

Учитель МКОУ СОШ №12 г. Избербаш

Избербаш, 2016 г.


Ход урока

Организационный момент

- Вход в класс под песню «Наш край» Д. Кобалевский .

- Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте!

- Ребята, я очень рада новой встрече с вами.

- Давайте поприветствуем друг-друга песней «Наследники» музыка Багомедовой А.З.,слова

Е. Гомонова.

- Хороша Россия в полдень как нежна

Но еще красивее в сумерках она.

Хороша Россия, утром на заре

Но еще чудеснее в лунном сентябре.

Учитель: Ребята, о чем говорилось в песне и в стихотворении.

Учащиеся ( о России, о красоте Родины, о природе России )

Учитель: Правильно, ребята, молодцы.

- Сегодня у нас очень интересная тема и необычный урок. Ребята, на доске отсутствует

тема урока.

И так задание первое. Открыли все файл под № 1.

Какая команда быстрее всех составит с помощью слов название темы, получат право

отвечать первыми. И так, составьте фразу где 1- слово – глагол, 2 и 3 – местоимение, 4

слово – существительное и 5 – прилагательное.

1.Тема урока: Люблю тебя, мой край родной.

- Молодцы. Справились с заданием.

Тип урока: Урок-путешествия

2.Цель урока: 1.Создать единый музыкальный образ Родины ( России и Дагестана ) на

различных примерах русской и дагестанской музыкальной культуры: классической музыки и

народной музыки.

2. Развивать навыки звуковысотного пения при разучивании и исполнении народных песен.

3.Создать единый музыкальный образ Родины на различных примерах русской и

дагестанской музыкальной культуры: классической.


4.Развить навыки звуковысотного пения родной музыки.

Задачи: 1) Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувства

патриотизма.

2) Развивать наблюдательность и эстетическую отзывчивость на красоту родного

края.

3) Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер

произведения.

Ребята! Скажите знакомы ли вам эти символы? ( герб и флаг России и Дагестана )

3.- А какой символ ни потрогать, ни увидеть ( гимн )

- А что такое гимн? ( Гимн – торжественная хвалебная песня )

4-5.- Ребята! Давайте стоя исполним гимн России. Именно Гимн объединяет все народы

Дагестана.

Учитель: Спасибо ребята. Ребята эта наша карта урока. В течении урока мы постараемся

украсить карту своими яркими моментами.

6.Стихотворении Р Гамзатова «Мой Дагестан»

Когда я, объездивший множество стран

Усталый, с дороги домой воротился

Склоняясь надо мною, спросил Дагестан

Не край ли далекий тебе полюбился?

На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил

«Не мало краев повидал я , но ты

По-прежнему самый любимый на свете.

7.Учитель: Ребята, а что вы чувствуете когда слышите слово Россия и Дагестан. Что

общего между этими словами.

Ученик: Россия- эта наша большая Родина, а Дагестан- малая Родина

8.Ученик: Россия и особенно Дагестан эта частица нашей души. Дагестан- это мой

любимый край и как много можно рассказать, спеть, нарисовать о моём крае.

9.Учитель: На карте России наш любимый край Дагестан имеет небольшую территорию,

но при этом Дагестан вобрал в себя потрясающие величие горных вершин, щедрую красоту

морских побережий, необъятную ширь степей и роскошную зелень лесов, еще не тронутых

человеком. Природа не пожалела фантазии, создавая этот чудесный край. Люди живущие


здесь испокон веков сложили сотни песен и легенд на разных языках. Сколько в них народной

мудрости, света и добра. И как красивы сами люди и их музыка.

10.- Ночь текла горячая, как кофе

По лесам текла, как по усам

Мой, народ так танцевал красиво

Поднимая руки к небесам

То он звал, то шорохов пугался

То вдруг обжигался как огонь

Ласково то грозно он смеялся

В танце дагестанский барабан.

11.Учитель: Ребята! В народе говорят, где песня льется- там весело живется, и сейчас в

исполнении дуэта барабанщиков прозвучит попурри Дагестанских мелодий.

- Спасибо, молодцы мальчики.

А файл № 2 поможет вам узнать еще музыкальные инструменты Дагестана.

12.- В этом файле находятся вперемешку музыкальные инструменты разных стран. Вам

надо выбрать хоть один Дагестанский инструмент и дать ей характеристику.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы историю зарождения музыки вашего края.

Ученик: До революции в нашем крае не было ни одного музыкально учебного заведения, не

звучала музыка и в школах, вплоть до 30-х годов. Поэтому не было композиторской музыки.

Все бытовавшие тогда песни, танцевальные мелодии – это результат народного

творчества, творчества неизвестных талантливых певцов. Многие их сочинения до нас не

дошли, не сохранились, потому что собирание, записью народной музыки никто не

занимался.

Учитель: В народных песнях воспевали подвиги народных героев Хаджи-Мурата, Имама

Шамиля, Хочбара.

Послушайте одно из этих произведений ( песня про Шамиля )

Ребята! А вот файл №3 поможет нам угадать имя человека с чьим именем связано

развитие профессиональной музыки нашего края. Вам надо за 1 минуту собрать…

Учитель: Правильно. История профессиональной музыки нашего края начинается с 20-30

годов, когда в родной край после окончания Ленинградской консерватории вернулся

композитор и педагог Готфрид Алиевич Гасанов. Кто из вас вспомнит и расскажет о

творчестве композитора.


13.Ученик: Г.А. Гасанова - считают отцом дагестанской классической музыки. Огромен вклад

Гасанова в становлении музыкальной культуры аварцев, лакцев и других народов Дагестана.

Благодаря его экспедиции по собранию народной музыки был собран интересный материал

( 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий ). Ему присвоены почетные звания

заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР. Он подготовил таких выдающихся

музыкантов, как Сергей Агабабов, Мурад К., Ширвани Чалаев.

14.Учитель: А знаете ребята, что народная музыка лежит в основе творчества всех

композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновения. – Сейчас

мы послушаем фрагмент сложного музыкального произведения для взрослых. Я проверю, как

хорошо вы умеете слушать музыку непростого содержания. ( и так увертюра их оперы

«Хочбар» автор Г.А. Гасанов )

Анализ произведения а) Какой оркестр исполнил произведение? б) Что такое увертюра и

опера? в) Какие динамические оттенки вы смогли услышать?

Учитель: Эта опера была написана в 1937 г.

15.Ученик: Хочбар со своим отрядом совершил набеги до самого Хунзаха, забирал

награбленное у богатеев и раздавал беднякам. Хунзахский хан понимал, что войною

шдатлинцев не одолеть и решил хитростью обезглавить их сопротивление. Зная, что в

горах от приглашения не отказываются, он позвал Хочбара к себе на «свадьбу». Но при

приходе окружение хана связывают Хочбара и решают сжечь на костре, а Хочбар перед

смертью вырывается и забирает собой в костер двух маленьких детей хана.

Учитель: Молодец! Лучше меня рассказала историю. Ребята! В этом году весь Дагестан

отмечает 115 летие композитора. Своеобразие дагестанской музыки заключено в том, что

все народности повлияли на её мелодический характер.

- Что присуще дагестанской музыке?

Ученик: Дагестанской музыке присуще единство она органично вобрала в себя лучшее, что

было создано народами Дагестана. Дагестанцы предпочитают и любят петь.

Учитель: Сегодня мы будем разучивать песню «Волшебный поезд» музыка С. Рзаевой.

Я прошу вас спеть эту песню как на концерте.

Примите певческую позицию ( исполнение )

16-17.Анализ: - Какой характер у этой песни?

В каком ладе она написана?

- Какие чувства передается в песне?

- О чем говорится в песне?

- Ребята не только композиторы и поэты воспевали в своих стихах и песнях родной

Дагестан, но и художники. Давайте посмотрим работы великих художников ( работы и

видеоролики )


Учитель: Каждый народ старается сохранить свои давние традиции и обычаи. Жемчужина

Росси – так называют наш Дагестан. Дагестан – страна гор, страна языков.

Ученик: Я узнал, что у меня есть огромная семья

И тропинка, и леса в поле каждый колосок.

Речка, небо голубое это – всё мое родное

Это – Родина, моя, всех люблю на свете я!

Ученик: На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Песня: «Приезжайте в Дагестан» музыка А. Аскерханова.

Итог: История нашего края рассказывает нам, как жили в прошлом наши предки и как

создавали культуру. Знать историю родного края – это значит мысленно пройти вместе с

ним его долгий путь, чтобы лучше понять сегодняшний день. Цените, любите и берегите

свою Родину, свой край, свой уголок.

Ребята! поднимите ваши бумажки с ладонями. Каждый палец – эта какая-то позиция, по

которой необходимо высказать мнение.

Большой – на уроке я работал потому что…

Указательный – своей работой на уроке…

Средний – за урок я узнал…

Безымянный – в жизни мне это…

Мизинец – моё настроение на уроке…