"Система формирования экологической культуры младшего школьника как важнейшей составляющей здорового образа жизни"

Автор: Купаева Алла Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система формирования экологической культуры младшего школьника как важнейшей составляющей здорового образа жизни"
Дата публикации: 20.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Департамент образования администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Муниципальное бюджетное учреждение «Гимназия №4»
«Система формирования экологической

культуры младшего школьника как важнейшей

составляющей здорового образа жизни»
Купаева Алла Вячеславовна, учитель начальных классов 2016 г. Кстово

«Система формирования экологической культуры младшего

школьника как важнейшей составляющей здорового образа жизни»
Наша система формирования экологической культуры младшего школьника представляет собой 3 блока: 1 блок – Учусь слышать себя 2 блок – Учусь слышать природу 3 блок - Учусь помогать природе, значит, учусь помогать себе.
1 блок «Учусь слышать себя»
Этот блок представляет собой комплекс дыхательной гимнастики, релаксационных упражнений, точечного массажа, гимнастики для глаз, подвижных игр на воздухе. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, шею, голову, поясничный отдел, плечевой и тазовый пояс, брюшной пресс, способствуют выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияют на функцию механизмов, управляющих дыханием. Но дети не просто выполняют определенные движения, сразу после них они прислушиваются к себе, к своему сердцебиению, дыханию, фиксируют пульсирующие точки, общее свое состояние. После дыхательной гимнастики в классе и на воздухе отмечают разницу: дышится легче на воздухе, в классе нет ощущения очищения дыхательной системы, хотя упражнения проводится при открытой форточке. Дети сами приходят к выводу, что чистый воздух гораздо полезнее организму, пытаются ответить на свой же вопрос, а почему воздух в городе не всегда чистый? Как влияет на организм человека грязный воздух? Как можно сделать его чище. У детей возникает желание придумать что-то полезное, что находит выражение, прежде всего, в рисунках, а позднее и в проектах.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Релаксационные упражнения необходимы для профилактики детских неврозов, снятия нервного напряжения. Эмоциональное напряжение всегда сопровождается мышечным напряжением, и, наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Дети учатся самостоятельно контролировать свое состояние напряженности и расслабленности, учатся контролировать свои отрицательные эмоции, что очень важно для жизни в социуме. Мальчишки радуются и гордятся, когда могут самостоятельно, с помощью определенных приемов погасить свой гнев и желание ударить, а девочки – не сорваться на крик, выражая недовольство чем-либо. Одновременно дети узнают, а как еще можно успокоиться. И приходят к выводу, что кроме физических упражнений, музыки, танца, разговора с близким человеком, успокаивают прогулки в парк, в лес. Природа не только успокаивает, но и дарит эстетическое наслаждение. Гуляя по улицам, парку, лесу, дети обращают внимание на мусор, который оставляет человек и начинают задумываться, как это влияет на природу, к чему это может привести, и что каждый может сделать для того, чтобы лес оставался источником здоровья, радости. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ Точечный массаж известен с древности. Он снимает напряжение мышц, улучшает самочувствие, повышает работоспособность, усиливает микроциркуляцию крови и защитные силы организма, благотворно влияет на органы, связанные с точками на руках, ногах, лице. Детям очень нравится точечный массаж. Он очень полезен, и особенно в период возникновения инфекционных заболеваний. Дети постепенно учатся контролировать и улучшать свое состояние без лекарств. В то же время ребята интересуются тем, как лечились раньше, когда не было медицинских препаратов, таблеток, уколов. Проводя некоторые исследования, приходят к выводу, что природа помогала исцелению: лекарственные растения, свежий воздух, чистая вода, правильное питание. И возникает следующий вопрос: а почему мы сейчас практически не пользуемся помощью природы? Почему мало лекарственных растений? Почему грязная вода? Дети ищут ответ и приходят к выводу: природа настолько загрязнена, что принесет больше вреда, чем пользы. А кто
виноват в этом? Опять человек! Может ли человек что-либо изменить? И опять желание помочь природе выражается в детских рисунках и проектах. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Подвижные игры уже сами по себе выступают как средства экологического воспитания , поскольку могут воздействовать не только на улучшение физического состояния, но и на те качества личности младшего школьника, которые органически входят в экологическую культуру. Например, такие игры, как «Лягушки», «Поймай комара», «Рыбак», «Гуси- лебеди» и др. позволяют не только весело подвигаться на свежем воздухе, но и узнать, как выглядят животные, насекомые, звери, где обитают, чем питаются, нужны ли они, какую пользу приносят и что было бы, если бы их не было. Дети приходят к тому, что каждое существо на земле взаимосвязано с другими. После таких игр дети пытаются найти больше сведений о том или ином объекте природы.
2 блок

«Учусь слышать природу»
Этот блок включает в себя комплекс занятий «Я и мир вокруг меня». Они проходят в виде экскурсий, прогулок, наблюдений, игровых занятий, посещения зоопарков. Дети знакомятся с растениями, животными, птицами нашего края, учатся их узнавать, познавать секреты природы. Парк рядом с Гимназией позволяет изучать огромное количество различных видов растений. Дети очень любят наблюдать за сезонными изменениями в парке. У каждого ребенка есть любимое растение, за которым он ведет наблюдения. Ребята очень переживают, если обнаруживают сломанные веточки, радуются, когда на их кормушки прилетают птицы. И очень хочется надеяться, что после такого соединения с природой наши дети не станут срывать листья с деревьев, не оборвут цветы, не оставят мусор на месте отдыха, так как уже задумываются о том, а что будет, если каждый житель города, Земли сорвет по листочку, по веточке, по цветочку и оставит после себя пару фантиков, бутылочек, пакетиков. Во что превратится лес, город, планета?

3 блок - «Учусь помогать природе, значит, учусь помогать себе»
Этот блок основывается на первых двух. Это блок
активных

действий
. Через собственные ощущения, собственные размышления ученики приходят к тому, что они что-то могут сделать, как-то помочь природе, состояние которой влияет на наше собственное здоровье. Каждый год мы с детьми и родителями делаем кормушки и развешиваем их в парке у школы. Но самое ценное в том, что дети кормушки каждый день наполняются кормом. Дети получают огромное удовольствие, наблюдая за птицами. Ученики каждый год участвовуют в акциях «День Земли», принимали участие в создании парка «Алые паруса» около школы, посадке деревьев в детском городке. Несколько раз в году мы собираем макулатуру, подсчитываем, сколько деревьев нам удалось сохранить, уберечь от вырубки. Таким образом, формирование и развитие экологической культуры у наших учеников есть не что иное , как процесс накопления личного опыта в отношении к самому себе , социальному и природному окружению. Ребенок через осознание самого себя, своего самочувствия, своего здоровья приходит к тому, что человек и природа неразделимы и влияют друг на друга. Человек будет здоров тогда, когда будет здорова природа. Все три блока проходят через всю начальную школу, приобщая детей к экокультуре, к ясному осознанию того, что все в мире взаимосвязано, что как писал Н. Заболоцкий: Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.