"Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций"

Автор: Валиева Лилия Фанильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Нижневартовский нефтяной техникум (филиал) ФГБОУ ВО "Югорский государственный университет"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций"
Дата публикации: 20.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций» На сегодняшний день, современные образовательные программы среднего профессионального образования, уделяют огромное внимание самостоятельной работе обучающихся. Новые образовательные стандарты третьего поколения обязывают педагогических работников, обучить поиску необходимой информации самостоятельно. Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к его профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать в значительном объеме информацию, нужную для поставленной задачи, и обрабатывать ее. Самостоятельная учебная деятельность – нужная и плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. В процессе учебного поиска, исследования, анализа, осуществляемого самостоятельно, растет интеллектуальный потенциал человека, повышается креативность его мышления, укрепляется воля, совершенствуется профессиональное мастерство, формируются нравственные ценности. В связи с дефицитом учебного аудиторного времени, реализация дидактического материала в полной мере затруднена. Однако сегодня педагогические работники СПО единодушны в том, что эта проблема может быть успешно решена за счет планомерной организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельную работу обучающихся можно с уверенностью определить как, моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, с новыми требованиями, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности, не зависимо от выбранной профессии. Самостоятельная деятельность обучающихся в образовательной организации будет тогда эффективна, если она будет, является одним из основных, органических элементов учебного процесса, проводится планомерно и систематически. Она должна выполняется как во время учебного процесса, так и внеаудиторно, под чутким руководством преподавателя, но не без его непосредственного участия. Преподаватель должен настроить себя и обучающегося на то, что он скорее учится сам, чем его учат. Основная задача - правильно организовывать самостоятельную работу
обучающегося. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа. Такими целями должны быть: - закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений, полученных во время аудиторных занятий; - самостоятельное овладение учебным материалом; - формирование умений использовать правовую, справочную документацию и специальную литературу; - развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - развитие исследовательских умений. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для них, а сами обучающиеся – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически. Рабочие учебные планы по специальностям СПО определяют общий объем самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу. Как правило, он составляет около 40% от максимальной нагрузки, хотя этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу по дисциплине определяется преподавателем во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Соответственно, чтобы этого не случилось необходимо на первых порах у обучающихся формировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа с текстом, подготовка небольших сообщений, составление глоссариев, составление конспектов, заполнение готовых макетов таблиц и т.д.). В этом случае самостоятельной работе обучающихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы преподавателем, четкий инструктаж, четкие объяснения, записи на доске. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном : путем усложнения содержания задания (разработать макет таблицы для систематизации изученного материала, разработать тесты, кроссворды для взаимного контроля и т.п.), либо путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны преподавателя.
В процессе обучения можно применять различные виды самостоятельной работы студентов, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить: - Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания, например: найти информацию в рекомендованных дополнительных источниках, в том числе в интернете и подготовить краткие тексты сообщений для выступления на уроке по темам). - Выработка умения применять знания на практике осуществляется например: с помощью решения расчетных практических задач различного вида, разбора конкретных производственных ситуаций и т.д. - Формирование умений творческого характера достигается при поиске новых способов решения задач, новых вариантов решения проблемных ситуаций, в подготовке и участии в деловых играх, составление рефератов, курсовых проектов. Для достижения наилучших результатов, преподаватель может использовать различные формы организации самостоятельной деятельности обучающегося. Индивидуальная самостоятельная работа

работа, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество обучающихся. Это может быть подготовка к уроку опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщений, докладов. Также, это может быть длительная индивидуальная работа творческого ха рактера, выполняемая обучающимися, у которых сформировался познавательный или профессиональный интерес в про цессе изучения дисциплины. К индивидуальной самостоятельной работе можно отнести и внеучебную работу, связанную с самообразованием студентов, направленную на удовлетворение их интересов и познавательной потребности. Групповая форма организации самостоятельной работы (работа в парах, работа малыми группами, фронтальная работа). Это благоприятные условия для сотрудничества самих обучающихся, для коллективного взаимодействия. При групповой форме организации самостоятельной работы у обучающихся формируются общие компетенции ОК 6,ОК 7. Если преподаватель захочет облегчить себе работу по проверке самостоятельной групповой работы, он может организовать подготовку консультантов к выполнению тех функций, которые выполняет сам. Самостоятельная проработка материала группой оправдана тогда, когда этот материал имеет широкие связи с ранее изученным (подготовка и проведение урока
обобщения и закрепления знаний в виде деловой игры, урока контроля знаний в виде конкурса между командами, урока-КВН, викторина, олимпиада). Преподавателям, необходимо организовывать самостоятельную работу обучающихся так, чтобы она дополняла и усиливала работу, направленную на формирование общих и профессиональных компетенций, и, способствовала бы самостоятельному поиску знаний, связь с практической направленностью. Обучающийся и преподаватель должны понять, что самостоятельная работа осуществляется в их интересах. Обучающийся должен осознать, что делает это не для преподавателя, а для себя, для своего будущего, для своей карьеры, для своей успешной жизни. Другими словами, должно измениться самосознание, развиться понимание того, что он сам несет ответственность за результат собственного образования. Преподаватель, в свою очередь, должен осознать, что делает вышеупомянутое не только для обучающегося, но и для себя, для облегчения своей работы. В заключение отмечу, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы обучающихся с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность, и решаются самим преподавателем в ходе его профессиональной деятельности. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы, а так же воспитать будущего профессионала в любом виде деятельности.